История возникновения детского сада
Марина Гришина
История возникновения детского сада
История детского сада
Само название — «Детский сад» было придумано в 1837 году педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем. Им же было создано учреждение для игр и занятий детей младшего возраста» в городе Бад-Бланкенбурге. Хотя данное учреждение существовало всего около двух лет. Название «Детский сад» он придумал из соображений, что дети — цветы жизни и выращивать их должны садовницы.
В России первые детские сады были открыты в 60-х гг. XIX века. Они были частными и дорогостоящими, поэтому были не доступны для простых людей. Впервые упоминается о детских садах в 1859 г. (г. Гельсингфорс, ныне — столица Финляндии Хельсинки). В Москве же первый детский сад был открыт только в 1866 г. при пансионе девиц Герке.
Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий — в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1863 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович.
В период с 1866 по 1870 г. было открыто несколько платных детских садов частными лицами в Иркутске, Воронеже, Москве, Смоленске, Тбилиси, Санкт-Петербурге. В 1868-1869 годах в Москве были открыты четыре платных детских сада, принадлежавших Мамонтовой, Левенштерн, Соловьевой и Римской-Корсаковой. В 1893 году в Москве было 7 платных частных детских садов для детей обоего пола (35 девочек и 21 мальчик). Все они находились при учебных заведениях и представляли собой подготовительные школы для детей самого младшего возраста.
В данные детские сады принимались деть от 3 до 8 лет. Там с ними занимались педагоги, дети играли в подвижные игры. Кроме этого Симонович начала издавать журнал «Детский сад», в котором рассказывалось о дошкольном образовании.
Современные Российские детскиесады делятся на четыре большие группы: муниципальные, частные (коммерческие, ведомственные и домашние (семейные). Качество и разнообразие предоставляемых услуг, количество детей в группе и наличие специальных развивающих программ зависит от типа выбранного садика. Расскажем подробнее о каждом из возможных вариантов.
Большая часть читающих эту статью в детстве посещала именно муниципальный (государственный) садик.Современных родителей к выбору подобного варианта обычно подталкивают следующие причины: невысокая стоимость, близость от дома и пресловутый человеческий фактор. Порой в муниципальных садиках работают удивительные люди — милые и улыбчивые воспитательницы или полные творческой энергии заведующие, которые и привлекают в садик «клиентов».
Основные минусы: переполненность (в группах зачастую бывает до 25 или даже 30 человек, скудное питание, недостаток внимания со стороны воспитателей.
«Общеобразовательная программа» муниципальных садов включает в себя прогулки, физкультуру, рисование, музыку и лепку, реже — английский и посещения бассейна.
Цена вопроса выше, чем в муниципальном саду, но ниже, чем в частном. Помимо цены, недостатком ведомственного сада может стать его недоступность для детей «со стороны» (тех, чью родители никак не связаны с организацией-куратором).
Детей в группах меньше, питание разнообразнее. Поскольку программы и порядки такого детский сада определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве он находится, желательно заранее с ними ознакомиться. Записывая малыша в ведомственный садик, проверьте наличие у него государственной аттестации и лицензии.
Достоинств у таких садиков немало — это и небольшое количество детей в группе (как правило, около 10 человек, и внимательное к ним отношение, и разнообразие развивающих программ, и продуманное меню (причем едят детишки не из щербатых тарелок времен СССР, а из красивой посуды веселых расцветок). К каждой группе «прикреплен» педиатр, логопед и психолог.
Для родителей вариант удобен в том числе тем, что частные сады обычно работают до 21.00 (а некоторые даже круглосуточно).
Совершенству нет предела — некоторые частные садики могут предложить воспитанникам занятия верховой ездой, посещение сауны и бассейна, теннисные корты, меню для юных гурманов и индивидуальное — для аллергиков, занятия иностранными языками. Разумеется, за все это придется заплатить отнюдь не малые деньги.
Несмотря на то, что домашние детские сады — удовольствие дорогое, интерес к ним со стороны родителей все возрастает. И это неудивительно, ведь в таком садике малышу могут обеспечить максимум заботы и внимания (в «группе» обычно бывает не больше пяти человек, учесть его индивидуальные особенности и пристрастия (например, потребность в диетическом питании).
Если вы решили отдать предпочтение семейному садику, постарайтесь поговорить с кем-то из родителей уже посещающих его детишек. Также осмотрите помещение, в котором располагается садик (зачастую это частная квартира, в которой оборудуется спальня и игровая).
История детского сада «Аленький цветочек» (к юбилею ДОУ) ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО САДА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» В СТИХАХ Энергетик — поселок такой, расположился он в зоне речной, Построен был для работников.
История образования нашего детского сада Детские сады родились не в России, но, пожалуй, именно у нас они получили наибольшее распространение. Сам термин «детский сад» был изобретен.
История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы История возникновения города Беседа с детьми подготовительной к школе группы Цель: знакомство с историей возникновения города, его развитием.
Конспект занятия «История родного детского сада» в рамках методической разработки «Мы из Придонья» Цель: познакомить с историей детского сада. Задачи: • Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить.
Конспект НОД для детей старшей группы «История возникновения Кубани» Цель: формировать нравственно — патриотическое отношение дошкольников к родному краю, Родине. Задачи: Обучающие: Познакомить с историей.
Конспект ООД в подготовительной группе «История возникновения родного города Чебоксары» Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного.
Педагогический проект «Снеговик: история возникновения символа зимы и нового года» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №8 «Огонёк» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СНЕГОВИК: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Презентация «История возникновения лампочки» Презентация на тему:»История возникновения лампочки. » Цель: Создание условий для развитие интересов детей, любознательности и познавательной.
Проект «История возникновения Белгородской области» История возникновения Белгородской области Цель: познакомить детей с историей Возникновения Белгородской области Цель: исследовать историю.
Сценарий театрализованной сказки для детского сада «Лесная история» Сценарий театрализованной сказки для детского сада «Лесная история» Описание работы: Эта сказка как итог работы кружка «Художественная.
Источник
ПЕРВЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ В РОССИИ
В 60-е годы в России стали открываться первые детские сады. Они были частными, платными и недоступными для бедных люден.
Первый платный детский сад был открыт в Гельсингфорсе в 1859 г. Седмиградским, второй в Петербурге в 1863 г. женой профессора Петербургского университета С. А. Люгебиль, третий — в Гельсингфорсе в 1863 г., четвертый — в Петербурге в 1866 г. редактором журнала “Детский сад А. С. Симонович. С 1866 по 1870 г. было открыто еще несколько платных детских садов частными лицами в Воронеже, Иркутске, Смоленске, Москве, Петербурге, Тбилиси. Платные детские сады очень медленно открывались и в последующие годы.
Организация и направление воспитательной работы в первых детских садах в России были различными. В отдельных детских садах применялась система Фребеля. Такие детские сады открывались чаще всего немками, жившими в России, или русскими педагогами, окончившими курсы при женских учительских семинариях в Германии, а также лицами, изучившими практику работы немецких фребелевских детских садов. В других детских садах воспитательницы искали новые пути работы, исходя из критики системы дошкольного воспитания Фребеля и фребелев-ских детских садов, опираясь на высказывания К. Д. Ушин-ского, Л. Н. Толстого и других русских педагогов.
Заслуживает.внимания и практика платного детского сада и элементарной школы. В. Соловьевой в Москве. Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, детский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).
Были и такие детские сады в России, которые превращались, по существу, в приготовительную школу: детей начинали рано обучать грамоте, счету, письму и иностранным языкам (например, детский сад в Иркутске, открытый в 1869 г.).
В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей “низших слоев населения. Это было благотворительное учреждение при “Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга. Здесь были созданы швейная мастерская для пошива детского белья, прачечная, общая кухня, школа для детей, матери которых работали вне дома. Детей старшего дошкольного возраста обучали молитвам, священному писанию, проводились подвижные игры и некоторые ручные работы (рисование, плетение, вырезание, строительные игры и др.), старшие дети один час в день занимались чтением и письмом и один час — беседами с педагогом. Просуществовав несколько лет, детский сад закрылся из-за отсутствия средств.
8. Вклад в теорию и практику дошкольного воспитания А.П.Усовой. Ее роль в развитии теории детской игровой деятельности
Александра Платоновна Усова(в девичестве Осетрова) родилась 30 октября (11 ноября) 1898 в прииске Надеждинский Иркутской губернии. Педагогическую деятельность она начала в 1921 в Иркутске учителем начальной школы. В 1926 окончила ЛГПИ им. А.И. Герцена, и была приглашена работать на кафедру дошкольной педагогики.Много сделала для развития теории дошкольной педагогики. Разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. Ее труды способствовали определению принципов новой системы сенсорного воспитания в детском саду, плодотворному изучению проблемы игры.
Под ее руководством исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду
Александра Платоновна внесла значительный вклад в разработку проблем детской игры. Разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье. Автор трудов о влиянии игры на развитие ребенка.
Под руководством А.П.Усовой исследовались проблемы содержания, форм и методов обучения в детском саду; результаты этих исследований нашли воплощение в программах воспитания в дошкольных учреждениях СССР.
А. П. Усова указывала, что руководство игрой явля-
ется более сложным и трудным делом, чем, например,
обучением на занятиях, и это руководство требует глу-
боких знаний и большого педагогического мастерства.
Она подвергла критике те типичные ошибки, кото-
рые, к сожалению, до сих пор еще имеют место в прак-
тике воспитательной работы детских садов, когда воспи-
татель либо вовсе не руководит детской игрой, ограни-
чиваясь предоставлением для этого внешних условий,
либо, наоборот, начинает излишне вмешиваться в само-
деятельность ребят, навязывает им определенные сюж
Педагогически значимым является сюжет игры, т. е.
содержание, события окружающей среды, которые дети
изображают в своей игровой деятельности.
Научная заслуга А. П. Усовой в том, что она откры-
ла в игре как бы новый пласт процессов и отношений,
ранее исследователям неизвестный или во всяком слу-
чае недостаточно изученный. Она показала, что, помимо
взаимоотношений, которые разыгрываются детьми, в со-
ответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью,
в игре или по поводу игры возникает другого рода от-
ношения— уже не мнимые, не изображаемые, а дейст-
вительные, реальные. Эти отношения тесно связаны,
однако они не тождественны и могут расходиться друг
с другом.
В игре же дошкольники вступают в разнообразные
контакты между собой по собственной инициативе, стро-
ят свои взаимоотношения в значительной мере самосто-
ятельно, сталкиваясь с особенностями и интересами
партнеров, и учатся считаться с ними в совместной дея-
тельности. Это подлинная социальная практика ребен-
ка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором
формируются общественные качества и моральное соз-
нание детской личности.
Самостоятельность детей в игре не отрицает педаго-
гического руководства. А. П. Усова отмечает, что это
руководство должно существенно отличаться от руко-
водства другими видами деятельности. Нельзя учить де-
тей правильным взаимоотношениям, как обучают навы-
кам счета или письма, необходимо управлять формиро-
ванием этих взаимоотношений, организуя жизнь детей с
9. Воспитание и педагогическая мысль в Древнем Риме. Педагогические взгляды Квинтилиана.
До 4-5 лет девочки и мальчики воспитывались в семье вместе. В 5 лет их разделяют и воспитывают отдельно.
Девочки под присмотром матерей и кормилиц занимаются рукоделием, изучают музыку и искусство.
Мальчики получали образование в частных школах(иногда допускались девочки из богатых семей). Воспитанием мальчиков занимались профессионалы из Спарты.В школах обучали литературе и греческому языку.
Возникли первые грамматические школы(с 12 до 16 лет).там обучались самые богатые.
В последние годы существования Римской Империи появились школы ораторов(богатых учили ораторскому мастерству,греческомуязку,математике и философии)
Марк Фабий Квинтилиан.
Основатель одной из самых известных школ в Риме.
Написал “О воспитании оратора”
Критиковал семейное воспитание в богатых римских семьях
От 5 до 7 лет –подготовка к школе
Считал,что до 7 лет дети должны овладеть 2мя языками(греческим и родным)
Занятия будут детям в пользу,если они будут радостными
10.Развитие системы дошкольного воспитания в Крыму во второй половине 19 в .- нач. 20 в.
Становление общественного дошкольного воспитания в Крыму, как неотъемлемого звена в системе непрерывного образования исчисляется десятилетиями и значимыми историческими событиями, которые сыграли большую роль.
Таврическая губерния, и в частности Крым, имел свои особенности в становлении системы дошкольных образовательных учреждений, отличавшие его от других регионов страны. Прежде всего это объясняется становлением Крыма как здравницы, притоком большого количества интеллигенции, прежде всего врачей, что обусловило начало интенсивного использования его климатических особенностей для оздоровления и лечения детей из всех регионов Российской Империи.
Культурно-образовательные потребности населения были достаточно высокими, что способствовало появлению в Крыму во второй половине ХІХ – начале ХХ века большого количества благотворительных и педагогических обществ, частных лиц, которые активно занимались общественной педагогической деятельностью, в частности, организацией дошкольных учреждений. В Крыму во второй половине ХІХ – начале ХХ века активно действовали большое количество благотворительных и педагогических обществ. Многие из них начали свою деятельность еще со времён Крымской войны 1853-1856 гг. К началу ХХ века, например, по данным Н. Быковской, только в Керчь-Еникальском градоначальстве их функционировало свыше двадцати.
Большое значение в распространении сети дошкольных учреждений играли педагогические товарищества, которые образовывались в больших городах государства. Они популяризовали идею общественного воспитания детей дошкольного возраста, способствовали распространению научных взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
Так, известным товариществом «Детский сад» в Симферополе еще в 1872 году под инициативой И. Иванова было открыто заведение «дневного пребывания относительно воспитания и обучения детей дошкольного возраста — детский сад». Позже, в 1895 году в г. Ялта были открыты детские приюты-ясли «Ясли заречья». В Керчи в 1897 году начал свою деятельность Фребельский детский сад, организованный товариществом «Ясли». Дневные детские приюты-ясли, открытые в 1896 годах в Симферополе, в 1900 г., в Севастополе и в 1902 г. в Евпатории, действовали на основе принципов народных детских садов, и их целью были — борьба с детской беспризорством, всеобщее и всестороннее развитие детей и помощь работающим родителям.
Значительная роль в организации дошкольных учреждений принадлежала благотворительным и народно-педагогическим товариществам. Организованное в 1899 г.О. Калининой Керченское товарищество опеки о детях инициировало открытие детского сада на Пушкинской площади для физических игр, упражнений и занятий; Симферопольское товарищество «Детская помощь», основанное в 1905 г.С. Шнейдер, способствовало открытию и деятельности на протяжении многих лет детских площадок в городах Симферополе и Саках.
Некоторые существующие в то время платные частные сады работали в единстве с начальной школой, такими были Фребельский детский сад — экспериментальная школа основанный в 1905 г. в Керчи и открытый в 1914 г. в Симферополе детский сад — экспериментальная школа Е. Нергер.
11.Воспитание в средние века в Западной Европе. Связь практики воспитания с историческим периодом развития Западной Европы
Начало западноевропейского средневековья связано с распадом Римской империи. В этот период, начавшийся с конца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений, оплотом которого стало христианство.
Средние века — огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V—X вв. — раннее средневековье, XI—XIII вв. — развитое, или «высокое», средневековье и XIV—XVI вв. — позднее средневековье, называемое еще эпохой Возрождения.
В практике воспитания и обучения средневековья причудливо переплелись языческая (варварская), античная и христианская традиции.
Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху лительное время жили традиции варварского воспитания на Севере Европы. Из саг XIII в. мы узнаем, что у скандинавов существовало только домашне-семейное воспитание. Мальчики и девочки до семилетнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики переходили под руководство отца, других мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду (рыбака или хлебопашца) и профессии воина.
Варварские традиции лучше всего сохранялись в семейно-домашнем воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно имело свои сословные черты и особенности. В наиболее организованном виде сословное домашне-семейное воспитание было представлено в системе ученичества и рыцарского воспитания.
Ученичество являлось основной формой обучения ремесленников и купечества. Мастер обычно брал за определенную плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Во многих договорах об ученичестве оговаривалось, что мастер позволял посещать ученику в течение года или двух лет школу или сам брался выучить его грамоте. Завершивший учебу становился подмастерьем, работая у мастера за плату, пока не открывал собственное дело.
Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к иному пути формирования подрастающего поколения — рыцарскому воспитанию. Идеал рыцарского воспитания включал жертвенность, послушание и одновременно личную свободу. В феодальной среде было распространено презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Юношей обучали прежде всего военному искусству. Дочери феодалов получали образование дома и в женских монастырях, где их воспитывали, в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.
После распада Римской империи в школьном деле поначалу существовали традиционные и сравнительно новые формы. К первым относились школы грамматиков и риторов, ко вторым церковные школы, обучение феодальной знати.
При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей, «но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся мальчиков в духе христианской религии нравственности, учили их читать и писать на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение. Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным исключительно на механическое запоминание, часто даже без понимания того, что заучивается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников подвергали тяжелым физическим наказаниям.
К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе способствовали возникновению городской, преимущественно светской, культуры. Горожане, боровшиеся с феодальным гнетом, выступали и против католической церкви. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы — гильдейские школы. В этих школах, созданных городским населением, а не церковью, основное внимание уделялось
Источник