Способы согласования действий со сверстниками
Валентина Мозговая
Способы согласования действий со сверстниками
Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи.
На протяжении дошкольного возраста последовательно сменяют друг друга существует три формы общения со сверстниками. Зная нормальный ход развития общения, взрослые могут помочь детям организовать эффективное взаимодействие друг с другом.
До 1,5 лет закладывается основа последующего полноценного общения.В этом возрасте дети относятся друг к другу как к интересному объекту: разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, пробуют на вкус, изучают.
В 2 года складывается первая форма общения – эмоционально-практическая. Главная цель этого общения – соучастие. Малыша радуют общие шалости, забавы, процесс действий с игрушками. Дети заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.
В 3,5-4 года потребность общения со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. С этого времени и до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. Это время, когда бурно развивается сюжетно-ролевая игра, в которой дети обыгрывают отношения взрослых. Они пытаются наладить деловое сотрудничество друг с другом. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступают друг другу игрушку, роль и т. п.
У небольшого числа детей 6-7 лет появляется внеситуативно-деловая форма общения. Возникает интерес не только к конкретным действиям сверстника, но и к его личности. Возникает привязанность, дружба.
Если ребенок полноценно проживает все эти стадии развития общения, то к концу дошкольного возраста формируется один из компонентов готовности к школе – коммуникативный. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых, подвижных, театрализованных игр.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит от способности к организации совместной игровой деятельности и в целом от успешности продуктивной деятельности
Совместная игра предполагает самостоятельную организованность детей для выполнения общего действия, согласованность ролей, определение каждым ребенком своего места в группе играющих. В играх со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением. Задача формирования положительных взаимоотношений в игре может решаться, через внесение взрослым нормативных правил регуляции совместной игры дошкольников со сверстниками.
Для всестороннего воспитания дошкольников и дальнейшего развития детского коллектива необходимо использовать различные виды игр. Умения строить совместные сюжеты, фантазировать, согласованно действовать, учитывать позицию другого развиваются на основе наблюдений окружающей жизни, а также знаний, получаемых на различных занятиях. При правильном руководстве игрой в старших возрастных группах игра становится разнообразной, эмоционально наполненной, направленной на взаимодействие с партнером.
Необходимо расширять опыт игрового взаимодействия, развивать умения заинтересовывать собственным замыслом партнеров, без лишних споров распределять роли между собой, преодолевать коммуникативные навыки, трудности установления контакта с партнерами возникшие в ходе игры. Важным является создание доброжелательных, поддерживающих, эмоционально позитивных отношений между детьми. Следует развивать игру таким образом, чтобы дошкольниками сразу открывались и усваивались новые, продуктивные формы взаимодействия. Также при формировании игровых умений взрослому необходимо одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам, взрослому.
Итак, и в совместных сюжетных играх, дети осваивают правила взаимодействия, учатся понимать другого, согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников, что является необходимым условием развития кооперированных форм деятельности.
В настоящее время все большее значение придается детской коллективной деятельности, она объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в СД, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.К старшему дошкольному возрасту в СД дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе СД ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.
СД оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Самостоятельная же регуляция взаимодействия детей в естественных жизненных условиях наблюдается далеко не всегда. Кроме того, зачастую у дошкольников существует стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, при этом нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что может приводить к разрушению совместных действий.
В. Я. Ляудис под совместной деятельностью подразумевает акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между взрослым и ребенком и между самими детьми в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения.
Так, В. Я.Ляудис выделяет следующие составляющие СД: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель — центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает участников к цели. Наличие цели требует вполне определенной системы действий по ее достижению. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель СД, предусматривать пути ее осуществления, то есть вывести взаимодействие на рациональный уровень.
Общий мотив побуждает общность индивидов к сотрудничеству (т. е. непосредственная побудительная сила). Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются детьми, хотя процесс осознания дошкольником своего поведения идет достаточно интенсивно в конце дошкольного периода детства и выступает в качестве одного из важнейших психических новообразований. Можно сказать, эмоции детей раскрывают их мотивы в стремлении участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, переживании успеха или не успеха собственных действий, переживании удач или неудач взаимодействия с партнером, эмоциональной оценке результата, общем эмоциональном фоне взаимодействия, эмоциональном отношении к партнеру. Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими работать хорошо и быстро, т. е. наиболее адекватным способом сделать дело, получить нужный всем результат. Возникает стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослым и товарищами, постоянно совершенствовать эти формы.
Следующий компонент СД — совместные действия, т. е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. К ним можно отнести операции по осознанию цели СД, систему индивидуальных действий, систему действий по согласованию индивидуальных операций, коррекцию действий участниками взаимодействия действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей, действия сравнения результата с предполагаемым.
Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности. Результатом СД является — развитие группы, индивидуальное развитие.
Таким образом, для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом.
Так в общих чертах выглядит возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей.
Опираясь на исследования Е. О. Смирновой и В. Г. Утробиной можно выделить несколько типов отношения к сверстнику.
Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.
Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.
Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника, они оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети охотно соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают поощрения.
Дети с личностным типом отношения интересуются сверстником, эмоционально и практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений.
Последний тип – неустойчивый тип отношений, он отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение, в других конкурентное.
В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношенияоказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.
Важное место в этом процессе уделяется роли взрослого, который естественным образом прививает детям новые, более сложные способы взаимодействия и как можно раньше ориентирует их на взаимодействие с ровесниками.
В общем, для организации разнообразных форм взаимодействия важна помощь взрослого. Прежде всего, важно заранее решить, каким образом будет предъявлено задание, чтобы оно предстало перед детьми, как коллективное. Необходимо не только поставить перед детьми цель, достичь которую они могут вместе, но и обсудить способы, при которых будут согласовываться совместные действия при достижении цели. Также важно разъяснить, как следует договариваться, учитывая желание друг друга, предлагать свои варианты, не допуская грубости.
Источник
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста.
консультация по теме
Консультация для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_vzaimootnosheniy_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование взаимоотношений детей дошкольного возраста.
Группа детского сада, являясь своеобразной малой группой, представляет собой генетически наиболее раннюю ступень социальной организации, где у ребенка развивается общение и разнообразные виды деятельности, формируются первые отношения со сверстниками, столь важные для становления его личности. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом.
Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей:
- Общение сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослым. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Дошкольники чаще одобряют ровесника и гораздо чаще вступают с ним в конфликтные отношения.
- Контакты детей заключаются в их нестандартности и нерегламентированности. При взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д.
- Преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.
Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Однако содержание общения детей существенно меняется от трех к шести-семи годам [16, с. 48].
В развитии общения со сверстниками в дошкольном возрасте можно выделить формы общения.
Первая из них – эмоционально-практическая (второй – четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них. При эмоционально-практическом общении дети действуют рядом, но не вместе, им важно внимание и соучастие сверстника.
Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.
В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.
Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. «Невидимость» сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.
Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется.
К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. В общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.
Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.
Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и в конечном счете особенности становления личности. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений.
Среди наиболее типичных для дошкольников вариантов конфликтных отношений к сверстникам повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников.
Однако, несмотря на эти очевидные различия в поведении детей, в основе почти всех проблем лежат сходные причины. В общих чертах суть этих психологических проблем можно определить как фиксацию ребенка на оценке себя. Причем проблемы этих детей заключаются не в уровне их самооценки и даже не в степени ее адекватности. Самооценка этих детей может быть чрезмерно завышенной, средней или заниженной; она может соответствовать реальным достижениям ребенка, а может существенно расходиться с ними. Все это само по себе не является источником личностных проблем.
Главной причиной конфликтов ребенка с собой и с другими является сосредоточенность на собственной ценности и на том, «что я значу для других».
Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек.
Главная цель в воспитании гуманных отношений заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие. Поэтому в условиях детского сада игра – одна из форм организации жизни детей, важное средство осуществления комплексного подхода к воспитанию ребенка, так как в игре прослеживается взаимосвязь разных видов детской деятельности, взаимно обуславливающих одна другую, – игра и труд, игра и занятие.
В процессе игр детей учат проявлять внимание к сверстникам: его внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
В игре дошкольники становятся все более внимательными друг к другу, замечают действия и настроения других, стремятся помочь и поддержать партнеров. Кроме того, заметно снижается агрессивность многих проблемных детей, уменьшается число демонстративных реакций, замкнутые, застенчивые дети чаще участвуют в совместной игре. В сюжетно-ролевых играх дети начинают больше и лучше играть вместе и самостоятельно разрешать конфликты. Сюжетно-ролевая игра в жизни старших дошкольников – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Источник