- Дерево целей: пример составления. Дерево целей организации на примере компании Apple
- Что такое objective tree
- Вершина
- Ветви и листья
- Дерево целей организации. Пример
- Стратегия и цели Apple
- Построение дерева целей организации на примере Apple
- Таблица с подцелями iPhone по трем уровням
- Дерево задач. Пример
- Дерево целей: как составить и где применять
- Построение дерева целей
- Что делать с деревом целей?
- Как реализовать проект при помощи дерева целей
- Дерево целей компании
Дерево целей: пример составления. Дерево целей организации на примере компании Apple
Успешность организации во многом зависит от грамотного планирования. Максимальная прибыль и высокая рентабельность в перспективе — это всегда генеральная цель. Какова роль дерева целей в планировании?
Что такое objective tree
Управленческие цели представлены в большом количестве и разнообразии, поэтому каждое предприятие нуждается в комплексном, системном подходе к выбору их состава. Процесс постановки целей именуется целеполаганием.
Дерево целей организации (the objective tree) – это:
- структурированный перечень, схема организационных целей;
- иерархия разноуровневых целей;
- модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс.
Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми.
Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.
Вершина
Дерево заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели.
Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.
Цель | Содержание |
Экономическая | Максимизация прибыли от продаж продуктов или услуг в необходимом качестве и объеме |
Научно-техническая | Поддержание продуктов и услуг на заданном научно-техническом уровне, НИОКР, повышение производительности труда за счет внедрения ноу-хау |
Производственная | Выполнение плана по выпуску продукции. Поддержание ритмичности и качества производства |
Социальная | Совершенствование, развитие и пополнение кадрового ресурса |
Ветви и листья
Ветви – подцели, простирающиеся от вершины, снова подвергаются разложению. «Побеги на ветвях» представляют собой следующий уровень целей. Процесс повторяется на каждом уровне до упрощения целей. Простота – это достижимость, понятность и логичность.
Все «ветви» описывают результат, который выражает конкретный показатель. Цели одной параллели не зависят друг от друга.
Дерево целей предприятия создается на основе 3 важных элементов любой цели.
1. Выражение цели | 2. Масштабность | 3. Срок (время работы) |
Как выглядит результат? Что предстоит выполнить? | К какому объему стремиться? | К какому сроку надо достичь планируемой цели? |
«Листья» — это конкретные мероприятия для достижения цели. Характеристики и показатели, указанные на «листьях», способствуют выбору лучшего варианта:
- срок выполнения;
- вероятность достижения цели к запланированному сроку;
- стоимостные показатели;
- объем расходуемых ресурсов.
Элементы дерева в одной группе связываются между собой через логическое «И» (обозначается «∧»). Альтернативные группы взаимодействуют через «ИЛИ» («∨»).
Дерево целей организации. Пример
Рассмотрим простую схему целей для максимизации прибыли при росте результатов и снижении затрат.
Для приближения к генеральной цели (высокая рентабельность и максимум прибыли) предстоит проработать три направления. Внести полученные варианты в дерево целей организации. Пример представлен в форме таблицы.
1. Высокая результативность | 2. Снижение издержек | 3. Развитие компании |
Достижение каждого пункта зависит от решения задач | ||
1.1. Увеличить объемы реализации продукта |
1.2. Наращивать выпуск продуктов с высокой рентабельностью
1.3. Оптимизировать ассортимент
1.4. Повысить долю продуктов высокого качества
3.2. Повысить удельный вес для инвестиций в инновации
Стратегия и цели Apple
Почему стратегия Apple является выигрышной?
Сфера деятельности компании – информация и радикально новые продукты для работы с ней. В приоритете процесс создания контента и его потребление.
Например, Apple обратила внимание на культурные аспекты. Была улучшена модель потребления музыки. С iPod слушать музыку на цифровых носителях и находить в Интернете стало удобнее.
Линейка iPod, iPhone и iPad исправляет минусы, совершенствует основные способы для создания и использования информации. Данная модель, применяемая для ноутбуков, настольных компьютеров, телевидения, позволит «яблочной» корпорации и дальше наращивать доход.
Итогом десятилетия стали три универсальных изобретения и бизнес-платформы. Они являются не самоцелью, а средством, позволяющим достигчь цели: получение доступа к основным способам информационного потребления.
Закономерно, что генеральной стратегией Apple является развитие уже существующей линейки продуктов.
Построение дерева целей организации на примере Apple
Основная цель любого бизнеса — расширение рыночных границ, завоевание бесконечного числа клиентов. Apple не является исключением и ставит в приоритет совершенствование своей линейки в интересах потребителя.
Рассмотрим дерево целей компании для такого продукта, как iPhone, ценность которого отражает девиз «Просто. Удобно. Эстетично». В качестве главной цели дерева определим улучшение iPhone с учетом интересов потенциальных пользователей.
Основными конкурентными и значимыми для потребителя факторами данного рынка являются:
- стоимость продукта;
- разнообразие функций и энергоемкая батарея;
- популярность бренда;
- технологии для ценителей;
- дизайн и размер;
- ассортимент (был упразднен Apple).
Дерево целей поможет ответить на вопрос: «Что делать?». Например, чтобы снизить стоимость, предстоит упростить интерфейс.
Какие отраслевые факторы необходимо создать? Какие свойства улучшить? Это объемы памяти, дизайн, игры и развлечения. На что ориентироваться: на функциональную составляющую или эмоциональную?
Таблица с подцелями iPhone по трем уровням
Дерево целей компании Apple представлено в упрощенном варианте в виде таблицы.
Совершенствование iPhone с учетом интересов потребителей | |||
Цели первого уровня | |||
1. Упразднить ассортимент и популярность бренда | 2. Упростить интерфейс | 3. Увеличение привлекательности для потребителя | 4. Повышение эргономичности |
Цели второго уровня | |||
2.1. Упростить технологичность | 3.1. Создание нового дизайна | 4.1. Особый статус владельца | |
3.2. Увеличение объема памяти | 4.2. Решение «последней мили» | ||
3.3. Усиление развлекательного аспекта | 4.3. Уменьшить размер |
Для решения «последней мили» были выделены следующие задачи:
- Использовать touch screen и добиться отсутствия кнопок.
- Создать дополнительные опции.
- Увеличить экран.
Следующий шаг – это заполнение «листьев» или мероприятий для достижения подцелей. Для этого обязательно указываются конкретные сроки выполнения задач, необходимый объем, ресурсы, стоимость и значимые количественные показатели.
Последний шаг – изображение целей в форме дерева с разветвлениями.
Дерево задач. Пример
Задачами называются подцели. Они не нуждаются в декомпозиции и увязках «цель-средство». Дерево целей включает в себя цели высшей и низшей ступени.
Задачи являются основой для создания программы по достижению отдельной цели низового уровня. Решение задачи – это совокупность действий.
Дерево целей, как вариант, может содержать следующие задачи.
1. План доходов и расходов социальной сферы | 2. Подготовка плана капитальных ремонтов |
1.1. Составление сметы затрат | 2.1. Создание списка объектов |
1.2. Сводная смета | 2.3. План материалов и приборов, которые необходимо приобрести |
1.3. Расчет нормативов | 2.4. Разработка структуры фонда подлежащего ремонту |
2.5. Подготовка сметы затрат |
Таким образом, упорядочивающим инструментом для создания программы развития фирмы становится дерево целей. Примеры подтверждают принцип его формирования «полноту редукции»: цели «дробятся» на подцели, пока исходная цель не становится ясной и достижимой.
Источник
Дерево целей: как составить и где применять
Цели — есть то, что движет нами в рабочем пространстве. Главная задача рабочего дня — приблизиться к поставленным целям, причем не только компании, но и своим собственным. В этом непростом деле поможет метод дерева целей.
Построение дерева целей
Итак, мы все прекрасно помним метод SMART при формулировке целей. Коротко напомним о нем; цель должна быть:
- Конкретной (Specific).
- Измеримой (Measurable).
- Достижимой (Achievable).
- Значимой (Relevant).
- Ограниченной во времени (Time bound).
Работа с построением дерева целей производится уже на сформулированной цели, а не с ее зачатками. После формулировки SMART начинаем разбивать цель на шаги.
Чтобы составить грамотное дерево целей, вы должны запомнить одно очень важное правило — длительность каждой задачи не должна превышать 1 час. Таким образом, начинаем разбивать цель на подзадачи.
Безусловно, первые подзадачи будут длиться дни, месяцы, а в некоторых случаях и целые годы. Продолжаем их разбивать на подзадачи, уменьшая длительность каждого выполнимого дела. Создание дерева целей набирает обороты!
Таким образом, через некоторое время у вас должно получиться огромное количество задач, длительность которых не превышает 1 час. Проще всего смастерить такое дерево целей в программе ЛидерТаск, т.к. разработчики внедрили неограниченную вложенность задач, что очень важно в работе по этой методике.
Что делать с деревом целей?
Итак, сама структура построена, что делать дальше? А дальше необходимо раскидать задачи по дням, дабы обеспечить их выполнение. В ЛидерТаске это можно сделать посредством драг-н-дропа, т.е. просто перенеся задачу на конкретный день в календаре.
В программе вы сможете отследить, на какой стадии реализации находится ваша цель, когда будет выполняться та или иная задача, а главное — выделить свободные дни и улучшить собственное управление временем.
Дерево целей проекта строится ровно по такому же принципу: сначала формулируется цель, а затем она разбивается на мелкие подзадачи. Но тут уже возникает иной фактор — поручения.
Как реализовать проект при помощи дерева целей
В каждом проекте есть целый отряд исполнителей, который берет мельчайшие точки его решения на себя. Например, дизайнеры создают дизайн или макет финального продукта, маркетологи обеспечивают его контентным наполнением и т.д.
Именно так следует поступить с поручениями подзадач в проекте. После того, как вы обеспечили создание дерева целей, начинайте поручать задачи сотрудникам. И опять же — в ЛидерТаске такой функционал реализован «на ура»:
- В ЛидерТаске всегда видно, кто за какой участок проекта несет ответственность.
- По каждой из задач вы можете общаться с исполнителем во встроенном чате.
- Другие участники проекта также могут иметь доступ к документам других исполнителей. А могут и не иметь.
- При помощи инструмента «Диаграмма Гантта» вы всегда сможете отследить, на каком этапе находится реализация проекта.
Вот так просто можно работать с деревом целей в проектном менеджменте вашей организации.
Дерево целей компании
Тут дела обстоят куда сложнее, ведь цели компании — гораздо масштабнее проектных составляющих. Отсюда вывод: придется выделить несколько часов на построение хотя бы одного такого дерева.
Дерево целей компании строится на основе того же SMART. Это дерево может охватывать:
- Стремление к доходу.
- Реализация новых продуктов.
- Новые партнерки.
- Найм сотрудников и формирование отделов.
Это лишь малая часть тех аспектов, которые можно «отсмартовать» в изучаемом нами методе. Ну и, конечно, всё это возможно сделать в удобной программе для управления своей компанией и жизнью — в ЛидерТаске. Скачать ее можно прямо сейчас по ссылке ниже:
Источник