Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 28 Второзаконие, гл 28
Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.
Благословен ты в городе и благословен на поле.
Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.
Благословенны житницы твои и кладовые твои.
Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя.
Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо, ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.
Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле.
Прокляты будут житницы твои и кладовые твои.
Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.
Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем.
Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен.
Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.
С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им. Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя. Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих. Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои. Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени головы твоей.
Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь.
Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча. Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь плодов их, потому что поест их червь. Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя. Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен. Все дерева твои и плоды земли твоей погубит ржавчина.
Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом.
И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа, Бога твоего, и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе: они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек. За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь, Бог твой, дал тебе.
И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь, Бог твой, дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой. Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него, и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих. Женщина, жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих.
Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа, Бога твоего. И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.
И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!» И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего.
Источник
РУКА (HAND)
Слово рука вызывает в воображении образы одновременно силы и благодати, благословения и проклятия. В буквальном смысле это часть верхней конечности человека ниже предплечья ( Быт. 3:22 ; Мф. 5:30 ; Мк. 3:1 ), хотя в ряде случаев слово может относиться ко всей конечности ( 4Цар. 5:18 ) или к отдельным ее частям, таким как пальцы или запястье. Носить «на руке» перстни или браслеты значит носить их на пальцах ( Быт. 41:42 ; Иер. 22:24 ; Лк. 15:22 ) или на запястьи ( Иез. 23:42 ).
Рука в прямом смысле. В Библии слово рука встречается примерно 1 800 раз. Руки позволяют человеку совершать определенные дела ( Суд. 5:26 ; Лк. 6:1 ), держать инструменты и оружие ( Чис. 35:18 ; Лк. 22:52 ), брать различные предметы и владеть ими ( Иез. 39:9 ; Отк. 7:9 ). Созданное или изготовленное человеком часто называется «делами рук» ( Втор. 28:12; 31:29 ; Пс. 89:17 ; Плч. 4:2 ).
Образ рук используется при описании различных символических действий. Рукопожатие скрепляет достигнутое соглашение ( Ис. 2:6 <в NIV заключительная часть стиха звучит так: «. и пожимают руки язычникам»>). Радость ( Пс. 46:2 ) или насмешка ( Иов 27:23 ) выражаются хлопками рук. Рука на устах символизирует молчание ( Иов 21:5 <«перст»>), а руки на голове – горе ( 2Цар. 13:19 ). Умывают руки для удаления с них грязи ( Мф. 15:2 ), а также для демонстрации своей невиновности ( Мф. 27:24 ). В поцелуе своих собственных рук выражается гордость ( Иов 31:27 ), а в поднятых вверх «чистых руках» – поклонение ( 1Тим. 2:8 ).
Рука в переносном смысле. Примерно в двух третях случаев образ руки в Библии используется в переносном смысле. С этим образом связаны пять основных понятий.
Сила и крепость. Моисей предостерегал Божий народ против самонадеянного представления, что он добьется процветания своими руками ( Втор. 8:17 ). В решающие моменты искупительного события исхода Бог говорил Моисею, что освободить израильтян фараона принудит только «рука крепкая» ( Исх. 3:19–20; 6:1; 7:4–5; 13:9, 14, 16 ; Втор. 9:26 ). Во время суда Бог будет воевать против Своего народа «рукою простертою» ( Иер. 21:5 ), но та же самая рука будет орудием искупления и восстановления ( Иез. 20:33–34 ). Быть запечатленным на руках Бога значило быть в центре внимания Божьего управления ходом истории ( Ис. 49:16 ). Захария воспевал силу (руку) Мессии, спасающую Его народ от врагов ( Лк. 1:71, 74 ), а Иоанн подчеркивал значение поддержки, которую предоставляет сила «руки» Христа ( Ин. 3:35; 13:3 ).
В одном из особенно выразительных отрывков псалмопевец радуется прощению грехов, а затем говорит о последствиях того, что над ним «тяготела» Божья рука ( Пс. 31:4 ). Здесь находят выражение образы как суда, так и благодати. Последствия неисповеданного греха болезненны, но присутствие верного Бога достойно прославления.
Образ силы находит выражение и в некоторых идиомах, где используется слово рука. «Укрепить руки» означает предоставить дополнительные возможности человеку, нуждающемуся в помощи ( Ис. 35:3 ; Иер. 23:14 ). «Опустить руки» значит отказаться от чего-то или не проявить достаточного упорства ( Ис. 13:7; 6:24 ). Исаия изображает ассирийцев «маломощными» (буквально «короткорукими», 4Цар. 19:26 ; Ис. 37:27 ).
В еще одном образе силы часто подразумевается мысль о посредничестве. Бог действует «через [руками] пророков» ( 1Цар. 28:15 ; Иез. 38:17 ; ср. Иер. 37:2 ), а человек может получить поручение или приказание «из рук» начальника ( 3Цар. 2:25 ; Иер. 39:11 ).
Власть, управление или обладание. «Рука Израиля все более усиливалась над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского» ( Суд. 4:24 ). В военном образе рука на шее символизировала победу и установление власти над врагом ( Быт. 49:8 ). Христиане заверяются, что никто не может похитить их из руки Бога ( Ин. 10:29 ).
Выражение «предать в руки» используется, когда речь идет о наделении властными полномочиями. Все творение «отдано в руки» человека для управления им ( Быт. 9:2, 6 ; ср. Быт. 1:26–28 ). Народ Израиля был отдан под начальство [в руки] Моисея и Аарона ( Чис. 33:1 ). Иисус Навин заявил, что Господь предал «в руки» израильтян всю Ханаанскую землю ( Нав. 2:24 ; ср. Нав. 6:1; 8:1 ; Суд. 3:28 ). «Открыть руку» ( Втор. 15:8, 11 ) или «сжать руку» ( Втор. 15:7 ) означает дать благословение или лишить его. Бог «открывает руку» для удовлетворения потребностей творения ( Пс. 144:16 ).
Правая рука, десница. Для подчеркивания значения правой стороны (евр. yamin греч. dexios) используются разные связанные с рукой образы. Они подпадают под две категории. В первой выражается мысль о видном или привилегированном положении. Аарон и его сыновья должны были окроплять кровью свои правые уши, большие пальцы правой руки и большие пальцы правой ноги ( Исх. 29:19–20 ; ср. Лев. 8:23–26; 14:14–28 ). Сидеть по правую руку значило пользоваться признанием и уважением. Матери Соломона поставили престол по правую руку от царя ( 3Цар. 2:19 ). Мессианский Царь получил приглашение сесть одесную Господа, то есть на место господства и власти ( Пс. 109:1 ; ср. Мф. 22:44 ). Иисус провозгласил, что будет сидеть одесную Бога ( Мк. 14:62 ; Лк. 22:69 ). Наконец, протянутая правая рука служила свидетельством особого и благосклонного отношения ( Гал. 2:9 ; Отк. 1:17 ). В некоторых случаях для демонстрации привилегированного положения используются образы как правой, так и левой руки (ср. Притч.3:16 ; Мф. 20:21 ).
Вторая категория образов «правой руки» связана с представлением о большой власти и силе. Чаще всего они используются псалмопевцами применительно к Господу как Богу, Который спасает и поддерживает Своей могучей «десницей» ( Пс. 16:7; 17:36; 20:9; 117:15–16; 137:7 ; ср. Исх. 15:6, 12 ). Об Иаили написано, что она «левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников» ( Суд. 5:26 , курсив наш). Победоносный Иисус изображается держащим в «деснице Своей» семь звезд ( Отк. 1:16 ; ср. Отк. 1:20 ). Обвинитель [дьявол] стоит одесную ( Пс. 108:6 ), так же как и защитник ( Пс. 15:8 ).
Левша иногда описывается как человек, «плохо владеющий правой рукой» (напр., Аод, ср. Суд. 3:15; 20:16 ; обратите внимание на игру слов с именем Вениамин, «сын десницы »). Символическое значение правой и левой руки явствует из попытки Иосифа помешать намеренному изменению положения рук отца при благословении Ефрема и Манассии ( Быт. 48:13–18 ). Во время суда отвергнутые козлы отправляются налево ( Мф. 25:33 ). Когелет (автор книги Соломона «Притчи») заявил, что сердце глупого имеет привычку уклоняться на левую сторону ( Ек. 10:2 ).
Посвящение и предназначение. Выражение «возложить руки на» часто встречается в Писании. Руки возлагались с целью как благословения ( Быт. 48:13–17 ; Мф. 19:13 ), так и суда ( Лев. 24:14 ). Возложение рук означало предназначение для выполнения определенного поручения или служения. Именно таким символическим действием на Иисуса Навина было возложено поручение принять руководство от Моисея ( Чис. 27:18 ), Савл и Варнава были назначены эмиссарами царства ( Деян. 13:1–3 ), а лидеры церкви получали признание ( 1Тим. 4:14; 5:22 ).
Руки возлагались на животных при принесении искупительных жертв и в других обрядовых целях (напр., Исх. 29:10, 15 ; Лев. 1:4; 3:2, 8, 13; 16:21 ). Подразумевалась ли в возложении рук передача каких-то свойств, не ясно. Такая передача определенно описывается в Лев. 16:21–22 , и этот образ как будто бы воспринимается и развивается в Новом Завете ( 1Пет. 2:24 ; Евр. 13:11–12 ). Но, в первую очередь, в этом действии выражается мысль о предназначении.
Еще одна идиома – «наполнить руки». В Исх. 29:9–35 (ср. Исх. 16:32 ) Моисей получает указание «наполнять руки» Аарона и его сыновей. Хотя точный смысл идиомы не вполне ясен, она со всей очевидностью указывает на предназначение людей или, возможно, на наделение их силой для выполнения священнических обязанностей.
Сторона, берег или граница. Берег, сторона обозначается тем же словом, что и «рука» реки (напр., Нила, Исх. 2:5 ; Иордана, Чис. 13:30 ). Встать «у руки» кого-то значит принять сторону человека ( 1Цар. 19:3 <«подле»>). В боковой проекции брусья скинии и шипы выглядели «руками», опорами ( Исх. 26:17, 19 ), а в 3Цар. 7:32 оси колесницы названы «руками», по-видимому, в связи с их назначением опоры для колес. В Иез. 21:19 «рука» представлена в качестве указателя на распутье, который указывает вавилонскому царю, куда пойти, направо или налево.
Заключение. Рука – всего лишь одна из конечностей человеческого тела, однако в Библии она играет гораздо более значительную роль. Во всех случаях, идет ли речь о выполнении определенных задач, символах силы и власти или выражении предназначения и цели, рука служит ярким образом, в котором отражаются устремления и сокровенные желания человека.
См. также: ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК, ЖЕСТЫ И ПОЗЫ, ЛЕВАЯ СТОРОНА, МЫШЦА, НОГА (I), НОГА (II), ОМОВЕНИЕ РУК, ПАЛЕЦ РУКИ, ПРАВАЯ СТ0РОНА.
Книга неправославных авторов.
Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) — Словарь библейских образов. Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron’s rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник