Делами рук своих библия

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкование на Ис. 2:8

Свт. Василий Великий

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

И наполнися земля мерзостей дел рук их. Языческие обычаи, начавшиеся волхвованиями, усилившиеся от сребролюбия и привязанности к коням, довели до идолослужения. Оттого что не хотели просить советов у Бога, а стали внимать волхвованиям, оттого что надеялись на множество коней, которые ложь во спасение (ср.: Пс. 32, 17), а не на Могущего сокрушить брани, естественным образом дошли они до того, что земля их наполнилась мерзостей. Посему всякий поступок, противный здравому разуму,– мерзость пред Богом. Как слабые желудком и склонные к позыву на рвоту не терпят гнусных зрелищ, например, извержения излишеств, зловонных струпов и тому подобного, так и дела нечистоты – мерзость Святому. Поскольку в собственном смысле идолов обычно Писанию называть мерзостью, то и всякие негодные представления, наподобие живописных картин напечатлеваемые в душе, суть мерзости, наполняющие страну, то есть всю область разумной части в душе.

И поклонишася тем, яже сотвориша персты их. О верх безумия – признавать Богом, что сделал сам человек, и не видеть нелепости такого дела! Ежели дивишься веществу, то почему не кланяешься необработанной меди или камню? А если дивишься ему по причине искусства, то кланяйся рукам своим, которые дали веществу образ, или тем орудиям, которыми ты обделывал. Какое же неразумие – и в то продолжение времени, в которое был вырезан или отлит кумир, не взять на размышление того, что делаешь! Ибо сие означают слова: и поклонишася тем, яже сотвориша персты их. После этого человек принужден будет выбрать одно из двух: или не иметь у себя Бога, пока не сделает его сам, или сказать, что прежний состарился, почему и нужен стал другой. Но проклят всяк человек, иже сотворит изваяние или слияние, дело рук художника (ср.: Втор. 27, 15).

Толкование на пророка Исаию.

Свт. Иоанн Златоуст

И наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Пророк, как мудрый врач, высказывает причину недуга и источник болезни. Намереваясь обличить их в нечестии, он предварительно показал причины болезни: сребролюбие, высокомерие, незаконные связи, объяснив то от этого они мало-помалу впали в бездну погибели и стали поклоняться идолам. Потом, осмеивая такое их служение, прибавляет: дел рук их. Действительно, что может быть смешнее того, когда человек делает бога? Мерзостию же Писание обыкновенно называет идолов; потому и мерзостью запустения называется истукан, поставленный в храме. «Итак, когда увидите,» говорит Господь, «мерзость запустения,… стоящую на святом месте: читающий да разумеет» (Мф. 24:15).

Желая отклонить их от привязанности к предметам чувственным, Бог запрещал им делать всякое изображение и называл это мерзостью, чтобы далеко отвести их от нечестия. Чувствовать омерзение значит чрезмерно ненавидеть что-нибудь, как нечистое, как проклятое. Таким образом мерзостью в Писании называется достойное ненависти и отвращения. А всякий идол таков.

Толкование на пророка Исаию.

Но какое преступление, скажет кто- нибудь, иметь деньги, приобрести коней, особенно в то время, когда было не много расположения к любомудрию? Что же мы скажем на это? Пророк осуждает не обладание ими, но настроение воли, употреблявшей их не так, как должно. Как тогда, когда он говорит: Горе крепким (Ис 1:24), он не власть осуждает, но худо пользовавшихся властью, так что и здесь он укоряет не за то, что они приобрели богатство, но за то, что собирали его с великим избытком и сверх нужды.

Гомилии на пророка Исаию.

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 8-9 И наполнися земля мерзостей дел рук их, и поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек, и смирися муж, и не претерплю им

Опять обличает их в духовном любодеянии и в том, что они покланялись многим лжеименным богам, и показывает, что они дошли до высшей степени нечестия, достигли предела всякого зла и обнаружили крайнюю неверность Богу, Который все знает, все сохраняет и всему подает жизнь. Следует сказать, что они некоторым образом оскорбили природу человека, унизивши ее до крайности. Ибо Бог всяческих почтил человека тем, что сотворил его собственными руками; он сотворен не вместе с другими тварями, словом, подобным тому как: да будет твердь, и бысть тако, но взял Господь персть от земли и сотворил человека, по словам премудрого Моисея, и он сотворен был по образу и подобию Божию и поставлен был как бы начальником над всем, сущим на земле, и сверх этого почтен был духом жизни; ибо вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7). Таким образом, человек в чести сый неразуме (Пс. 48:13), по написанному; ибо служил изваяниям и, как говорит пророческое слово: поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек и смирися муж. Это было оскорблением и для самого Бога и для природы человека. Ибо хотя они и могли по красоте тварей в известной мере познавать Творца их: невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, то есть вечная Его сила божество (Рим. 1:20), но они этого не сделали; а оказывая почтение камням и поклоняясь камню, они, несчастные, наносили оскорбление по естеству Господу и Богу и Творцу всяческих, и не разумели, что этим, разумеется, они оскорбляли и свою собственную природу, потому что человек превосходнее деревьев и камней. Поэтому, справедливо негодуя, Творец вселенной говорит: преклонися человек и смирися муж и не потерплю им. Этим Он выражает непреклонный гнев свой, как будто двумя этими действиями он по справедливости подвигнут на гнев против них, т, е. что они, оскорбили божественное величие и весьма обесчестили свою собственную природу. Говорит, что наполнена земля мерзостями их, и тем намекает на то, что число тех, которые виновны в отступничестве, не мало, но очень велико, и что у них не один вид идолопоклонства, но что каждый из них покланялся тому, что ему кажется богом: и множество идолов разных видов наполнило всю их землю. Поэтому устами пророка Иеремии сказано: по числу градов твоих беху бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских постависте олтари студныя, олтари на каждение Ваалу. Итак, тяжело и невыносимо для Бога это творение идолов, как чувственных, так и духовных. Ибо сатана страшно и многоразличными способами опустошает души людей, призраками, возбуждаемыми в их уме и сердце, а иногда образами идолов вводя их в грех и располагая их к постыдным и непристойным удовольствиям.

Читайте также:  Какую фирму лучше открыть для бизнеса

Толкование на пророка Исаию.

Блж. Иероним Стридонский

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Где некогда был храм и религии Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: егда же узрите мерзость запустения, стояшу на месте святе (Мф. 24:15).

И пред делом рук своих преклонились: и человек, разумное существо, стал поклоняться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, поклоняется делам рук своих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.

Магн Аврелий Кассиодор

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Суетность есть общее название пороков, но собственно суетным называется то, что явно оказывается чуждым Богу. Ибо как упование на Бога обеспечивает приносящую плоды прочность, так и уклонение от ведущего к Нему пути приводит к тленной суетности… Итак, обвиняются те, которые воспылали отвратительнейшей любовью к идолам; эти слова нужно считать порицанием, как если бы пророк сказал: почему вы любите суетность, из-за которой гибните? Ибо мы должны любить полезное, а не вредное, поскольку то, из-за чего нас поражает наказание вечного осуждения, следует скорее проклинать.

Изъяснение Псалмов.

Ориген

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Может ли человек сделать себе богов (Иер 16:20). Люди не только делают себе богов из статуй, но ты обнаружишь, что они делают себе богов из мысленных образов. Ибо такие люди могут вообразить себе иного бога и творца мира, иного, наряду с тем, о котором написано Духом, домостроительного мира, наряду с истинным миром. Все они сделали себе богов, и они поклоняются делу рук своих (Ис 2:8) . Таковы, я думаю, либо те из греков, которые порождают мнения такой вот философии, либо среди еретиков первые, порождающие это мнение. Они-то и делают себе идолов и мысленные образы для души и, обращаясь к ним, поклоняются делу своих рук, ибо принимают за истину собственные измышления.

Гомилии на Книгу Иеремии.

Лопухин А.П.

и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их

Читайте также:  Перспективные бизнес идеи будущего

Идолы по евр. clilim, т.е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога.

Толковая Библия.

Источник

РУКА (HAND)

Слово рука вызывает в воображении образы одновременно силы и благодати, благословения и проклятия. В буквальном смысле это часть верхней конечности человека ниже предплечья ( Быт. 3:22 ; Мф. 5:30 ; Мк. 3:1 ), хотя в ряде случаев слово может относиться ко всей конечности ( 4Цар. 5:18 ) или к отдельным ее частям, таким как пальцы или запястье. Носить «на руке» перстни или браслеты значит носить их на пальцах ( Быт. 41:42 ; Иер. 22:24 ; Лк. 15:22 ) или на запястьи ( Иез. 23:42 ).

Рука в прямом смысле. В Библии слово рука встречается примерно 1 800 раз. Руки позволяют человеку совершать определенные дела ( Суд. 5:26 ; Лк. 6:1 ), держать инструменты и оружие ( Чис. 35:18 ; Лк. 22:52 ), брать различные предметы и владеть ими ( Иез. 39:9 ; Отк. 7:9 ). Созданное или изготовленное человеком часто называется «делами рук» ( Втор. 28:12; 31:29 ; Пс. 89:17 ; Плч. 4:2 ).

Образ рук используется при описании различных символических действий. Рукопожатие скрепляет достигнутое соглашение ( Ис. 2:6 <в NIV заключительная часть стиха звучит так: «. и пожимают руки язычникам»>). Радость ( Пс. 46:2 ) или насмешка ( Иов 27:23 ) выражаются хлопками рук. Рука на устах символизирует молчание ( Иов 21:5 <«перст»>), а руки на голове – горе ( 2Цар. 13:19 ). Умывают руки для удаления с них грязи ( Мф. 15:2 ), а также для демонстрации своей невиновности ( Мф. 27:24 ). В поцелуе своих собственных рук выражается гордость ( Иов 31:27 ), а в поднятых вверх «чистых руках» – поклонение ( 1Тим. 2:8 ).

Рука в переносном смысле. Примерно в двух третях случаев образ руки в Библии используется в переносном смысле. С этим образом связаны пять основных понятий.

Сила и крепость. Моисей предостерегал Божий народ против самонадеянного представления, что он добьется процветания своими руками ( Втор. 8:17 ). В решающие моменты искупительного события исхода Бог говорил Моисею, что освободить израильтян фараона принудит только «рука крепкая» ( Исх. 3:19–20; 6:1; 7:4–5; 13:9, 14, 16 ; Втор. 9:26 ). Во время суда Бог будет воевать против Своего народа «рукою простертою» ( Иер. 21:5 ), но та же самая рука будет орудием искупления и восстановления ( Иез. 20:33–34 ). Быть запечатленным на руках Бога значило быть в центре внимания Божьего управления ходом истории ( Ис. 49:16 ). Захария воспевал силу (руку) Мессии, спасающую Его народ от врагов ( Лк. 1:71, 74 ), а Иоанн подчеркивал значение поддержки, которую предоставляет сила «руки» Христа ( Ин. 3:35; 13:3 ).

В одном из особенно выразительных отрывков псалмопевец радуется прощению грехов, а затем говорит о последствиях того, что над ним «тяготела» Божья рука ( Пс. 31:4 ). Здесь находят выражение образы как суда, так и благодати. Последствия неисповеданного греха болезненны, но присутствие верного Бога достойно прославления.

Образ силы находит выражение и в некоторых идиомах, где используется слово рука. «Укрепить руки» означает предоставить дополнительные возможности человеку, нуждающемуся в помощи ( Ис. 35:3 ; Иер. 23:14 ). «Опустить руки» значит отказаться от чего-то или не проявить достаточного упорства ( Ис. 13:7; 6:24 ). Исаия изображает ассирийцев «маломощными» (буквально «короткорукими», 4Цар. 19:26 ; Ис. 37:27 ).

В еще одном образе силы часто подразумевается мысль о посредничестве. Бог действует «через [руками] пророков» ( 1Цар. 28:15 ; Иез. 38:17 ; ср. Иер. 37:2 ), а человек может получить поручение или приказание «из рук» начальника ( 3Цар. 2:25 ; Иер. 39:11 ).

Власть, управление или обладание. «Рука Израиля все более усиливалась над Иавином, царем Ханаанским, доколе не истребили они Иавина, царя Ханаанского» ( Суд. 4:24 ). В военном образе рука на шее символизировала победу и установление власти над врагом ( Быт. 49:8 ). Христиане заверяются, что никто не может похитить их из руки Бога ( Ин. 10:29 ).

Выражение «предать в руки» используется, когда речь идет о наделении властными полномочиями. Все творение «отдано в руки» человека для управления им ( Быт. 9:2, 6 ; ср. Быт. 1:26–28 ). Народ Израиля был отдан под начальство [в руки] Моисея и Аарона ( Чис. 33:1 ). Иисус Навин заявил, что Господь предал «в руки» израильтян всю Ханаанскую землю ( Нав. 2:24 ; ср. Нав. 6:1; 8:1 ; Суд. 3:28 ). «Открыть руку» ( Втор. 15:8, 11 ) или «сжать руку» ( Втор. 15:7 ) означает дать благословение или лишить его. Бог «открывает руку» для удовлетворения потребностей творения ( Пс. 144:16 ).

Правая рука, десница. Для подчеркивания значения правой стороны (евр. yamin греч. dexios) используются разные связанные с рукой образы. Они подпадают под две категории. В первой выражается мысль о видном или привилегированном положении. Аарон и его сыновья должны были окроплять кровью свои правые уши, большие пальцы правой руки и большие пальцы правой ноги ( Исх. 29:19–20 ; ср. Лев. 8:23–26; 14:14–28 ). Сидеть по правую руку значило пользоваться признанием и уважением. Матери Соломона поставили престол по правую руку от царя ( 3Цар. 2:19 ). Мессианский Царь получил приглашение сесть одесную Господа, то есть на место господства и власти ( Пс. 109:1 ; ср. Мф. 22:44 ). Иисус провозгласил, что будет сидеть одесную Бога ( Мк. 14:62 ; Лк. 22:69 ). Наконец, протянутая правая рука служила свидетельством особого и благосклонного отношения ( Гал. 2:9 ; Отк. 1:17 ). В некоторых случаях для демонстрации привилегированного положения используются образы как правой, так и левой руки (ср. Притч.3:16 ; Мф. 20:21 ).

Читайте также:  Может ли предприятие страховать своих работников

Вторая категория образов «правой руки» связана с представлением о большой власти и силе. Чаще всего они используются псалмопевцами применительно к Господу как Богу, Который спасает и поддерживает Своей могучей «десницей» ( Пс. 16:7; 17:36; 20:9; 117:15–16; 137:7 ; ср. Исх. 15:6, 12 ). Об Иаили написано, что она «левую руку свою протянула к колу, а правую свою к молоту работников» ( Суд. 5:26 , курсив наш). Победоносный Иисус изображается держащим в «деснице Своей» семь звезд ( Отк. 1:16 ; ср. Отк. 1:20 ). Обвинитель [дьявол] стоит одесную ( Пс. 108:6 ), так же как и защитник ( Пс. 15:8 ).

Левша иногда описывается как человек, «плохо владеющий правой рукой» (напр., Аод, ср. Суд. 3:15; 20:16 ; обратите внимание на игру слов с именем Вениамин, «сын десницы »). Символическое значение правой и левой руки явствует из попытки Иосифа помешать намеренному изменению положения рук отца при благословении Ефрема и Манассии ( Быт. 48:13–18 ). Во время суда отвергнутые козлы отправляются налево ( Мф. 25:33 ). Когелет (автор книги Соломона «Притчи») заявил, что сердце глупого имеет привычку уклоняться на левую сторону ( Ек. 10:2 ).

Посвящение и предназначение. Выражение «возложить руки на» часто встречается в Писании. Руки возлагались с целью как благословения ( Быт. 48:13–17 ; Мф. 19:13 ), так и суда ( Лев. 24:14 ). Возложение рук означало предназначение для выполнения определенного поручения или служения. Именно таким символическим действием на Иисуса Навина было возложено поручение принять руководство от Моисея ( Чис. 27:18 ), Савл и Варнава были назначены эмиссарами царства ( Деян. 13:1–3 ), а лидеры церкви получали признание ( 1Тим. 4:14; 5:22 ).

Руки возлагались на животных при принесении искупительных жертв и в других обрядовых целях (напр., Исх. 29:10, 15 ; Лев. 1:4; 3:2, 8, 13; 16:21 ). Подразумевалась ли в возложении рук передача каких-то свойств, не ясно. Такая передача определенно описывается в Лев. 16:21–22 , и этот образ как будто бы воспринимается и развивается в Новом Завете ( 1Пет. 2:24 ; Евр. 13:11–12 ). Но, в первую очередь, в этом действии выражается мысль о предназначении.

Еще одна идиома – «наполнить руки». В Исх. 29:9–35 (ср. Исх. 16:32 ) Моисей получает указание «наполнять руки» Аарона и его сыновей. Хотя точный смысл идиомы не вполне ясен, она со всей очевидностью указывает на предназначение людей или, возможно, на наделение их силой для выполнения священнических обязанностей.

Сторона, берег или граница. Берег, сторона обозначается тем же словом, что и «рука» реки (напр., Нила, Исх. 2:5 ; Иордана, Чис. 13:30 ). Встать «у руки» кого-то значит принять сторону человека ( 1Цар. 19:3 <«подле»>). В боковой проекции брусья скинии и шипы выглядели «руками», опорами ( Исх. 26:17, 19 ), а в 3Цар. 7:32 оси колесницы названы «руками», по-видимому, в связи с их назначением опоры для колес. В Иез. 21:19 «рука» представлена в качестве указателя на распутье, который указывает вавилонскому царю, куда пойти, направо или налево.

Заключение. Рука – всего лишь одна из конечностей человеческого тела, однако в Библии она играет гораздо более значительную роль. Во всех случаях, идет ли речь о выполнении определенных задач, символах силы и власти или выражении предназначения и цели, рука служит ярким образом, в котором отражаются устремления и сокровенные желания человека.

См. также: ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК, ЖЕСТЫ И ПОЗЫ, ЛЕВАЯ СТОРОНА, МЫШЦА, НОГА (I), НОГА (II), ОМОВЕНИЕ РУК, ПАЛЕЦ РУКИ, ПРАВАЯ СТ0РОНА.

Книга неправославных авторов.

Источник: Словарь библейских образов Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) — Словарь библейских образов. Год: 2005 Автор: Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (ред.) Переводчик: Скороходов Б. A. (Aaron’s rod — Spot), Рыбаков О. A. (Springs of water — Zion) Издательство: СПб: Библия для всех ISBN: 978-5-7454-1053-6, 0-8308-1451-5, 0-85111-753-8 Язык: Русский Формат: DjVu Количество страниц: 1424

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Оцените статью