Дающее право осуществлять свою деятельность

Дающее право осуществлять свою деятельность

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какая ответственность грозит бюджетному учреждению, если оно заключит договор возмездного оказания услуг в качестве исполнителя по виду деятельности, не указанному в уставе и ОКВЭД?

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное учреждение может осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждения. Бюджетное учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п. 2 ст. 24, п.п. 2, 4 ст. 9.2, абзац 5 п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях, п. 4 ст. 50 ГК РФ).
Из вышеизложенного следует, что заключение бюджетным учреждением договоров, предполагающих осуществление им тех видов деятельности, которые не предусмотрены его уставом, противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем следует иметь в виду, что законодательство не устанавливает какой-либо отдельной ответственности для учреждения или его должностных лиц за само по себе заключение такого договора. Более того, не предусмотрена ответственность и за сам факт осуществления учреждением деятельности, не упомянутой в его учредительных документах. Исключение могут составлять лишь те случаи, когда осуществление определенной деятельности требует наличия специальных разрешений (лицензий) либо членства (допуска) в СРО при их отсутствии у названного учреждения (смотрите, например, ч. 1 ст. 9.5.1, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ст. 171, ст. 171.3 УК РФ).
Однако мы не можем исключить того, что лицо, заключившее соответствующий договор и являющееся сотрудником такого учреждения, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством (ст.ст. 192-193 ТК РФ), за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. В частности, к такой ответственности может быть привлечен руководитель учреждения, поскольку законодательство прямо обязывает его осуществлять свою трудовую функцию в том числе в соответствии с уставом возглавляемого им учреждения (ст. 274 ТК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что соответствующий договор на основании ст. 173 ГК РФ может быть признан недействительным в судебном порядке по иску учреждения или его учредителя, если заключение такого договора противоречит целям деятельности учреждения, определенно ограниченным в его уставе.
Что же касается несоответствия осуществляемой учреждением деятельности кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ, то здесь необходимо помнить, что ни одним нормативным актом не предусмотрено указание в учредительных документах юридического лица (в том числе бюджетного учреждения) видов допустимой к осуществлению деятельности строго в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД или каком-либо ином классификаторе, равно как с указанием конкретных кодов ОКВЭД. Арбитражные суды неоднократно указывали, что ОКВЭД предназначен исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и не влияет на правоспособность того или иного юридического лица (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.11.2007 N А58-3238/07-Ф02-8696/2007, ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2010 N Ф07-2477/2010, постановления АС Центрального округа от 06.09.2016 N Ф10-1446/15, Седьмого ААС от 24.04.2015 N 07АП-1643/15). Соответственно, указывать в уставе учреждения виды деятельности, которые вправе осуществлять такое учреждение в соответствии с формулировками, использованными в ОКВЭД с указанием конкретных кодов, не нужно (смотрите, например, решение Нижегородского областного суда от 29.10.2010 N 7-695/2010).
Поэтому в той ситуации, когда в уставе бюджетного учреждения виды разрешенной учреждению деятельности сформулированы более широко, нежели в ОКВЭД, и деятельность, осуществляемая бюджетным учреждением по указанному в вопросе договору, находится в рамках видов деятельности, указанных в уставе, ее несоответствие кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ, не является основанием для признания такой деятельности неправомерной.
В этом случае учреждению необходимо лишь в течение трех рабочих дней с момента начала осуществления соответствующей деятельности уведомить ФНС об изменениях сведений о кодах ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ (пп. «п» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

17 октября 2018 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Право на занятие предпринимательской деятельностью. Правовой статус предпринимателя

Государственная регистрация субъектов предпринимательства акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом. Лицензирование деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования. Позитивная социальная ответственность субъекта предпринимательства форма осознания субъектом предпринимательства своего долга, обязанностей по отношению к другим людям, обществу. Право на занятие предпринимательской деятельностью субъективное конституционное право в широком смысле, при этом субъект предпринимательства может обладать и отдельными субъективными правами как элементами конкретного правоотношения. Правовой статус субъекта предпринимательства система прав, свобод, законных интересов, обязанностей и государственных гарантий, законодательно закрепленная государством в нормах права. Субъект предпринимательства лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на законном основании, обладающее соответствующим правовым статусом. Юридическая ответственность предпринимателей одна из форм государственно-принудительного воздействия, заключающаяся в применении предусмотренных законом санкций — мер ответственности, влекущих дополнительные неблагоприятные последствия.

Понятие правового статуса субъекта предпринимательства. Право на занятие предпринимательской деятельностью и государственные гарантии

Понятые «правовой статус» происходит от латинского термина «статус» (status), что означает положение, состояние. Категория «правовой статус» исследуется представителями различных юридических наук в отношении субъекта права. В теории права и конституционном праве правовой статус в основном изучается в связи с проблематикой прав и свобод человека и гражданина. Правовой статус человека и гражданина определяется как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативных правовых актах, как законодательно закрепленная право- и дееспособность в сфере частных и публично-властных отношений. В науке высказывается и более широкий подход к содержанию правового статуса: помимо прав и обязанностей, к элементам правового статуса относят ответственность, гарантии, правоспособность, принципы, гражданство и др.

Наука предпринимательского права исследует как общие вопросы правового статуса субъекта предпринимательской деятельности, так и особенности правового статуса отдельных субъектов предпринимательства.

Правовой статус субъекта предпринимательства представляет собой систему прав, свобод, законных интересов, обязанностей и государственных гарантий, законодательно закрепленную государством в нормах права.

Право на занятие предпринимательской деятельностью — основа правового статуса субъекта предпринимательства. Право на занятие предпринимательской деятельностью регламентировано в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

В литературе право на занятие предпринимательской деятельностью нередко именуется как «право на осуществление предпринимательской деятельности». Представляется, что термин «осуществление» более применим к реализации самого права. Осуществление права на занятие предпринимательской деятельностью — это реализация управомоченным лицом возможностей (правомочий), заключенных в содержании данного права.

Данное конституционное право основывается как на положениях международных договоров, так и на нормах Конституции РФ, регламентирующих свободу экономической деятельности, права человека на собственность, свободный труд. Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В ч. 1 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г отмечается, что участвующие в нем государства признают право на труд, которое включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

Соответствующие положения предусмотрены в Конституции РФ: провозглашены свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).

В научной литературе ведутся дискуссии в отношении сущности права на занятие предпринимательской деятельностью. Так, данное право рассматривается как субъективное конституционное право, которое понимается как предоставленная лицу и обеспеченная законом (нормативными актами) мера возможного поведения, направленная на достижение преследуемых субъектом целей. При этом право на занятие предпринимательской деятельностью не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере.

Читайте также:  Отпуск за свой счет генерального директора нет деятельности

Вопрос о субъективной природе конституционных прав является предметом дискуссии в научной литературе. Так, С. С. Алексеев, Л. Д. Воеводин, Н. И. Матузов, В. А. Патюлин, И. Е. Фарбер, Л. С. Явич считают, что все конституционные права граждан — их субъективные права. Противоположной позиции придерживаются Ю. К. Толстой, Р. О. Халфина, Д. М. Чечот и др.: не всякое право (в том числе и конституционное) является субъективным. Субъективное право — наличное право, которым гражданин обладает реально. До тех пор, пока право не стало таковым, оно находится в стадии правоспособности, служит ее элементом. С этих позиций конституционные права гражданина выступают как элементы его правоспособности (правосубъектности), т. е. лежат в сфере абстрактной, общей возможности индивида иметь субъективные права и обязанности. Мало чем от такой позиции отличается трактовка конституционного права в качестве субъективного права в потенции, права на право (Н. Г. Александров, Б. К. Бегичев, В. А. Кучинский, Б. В. Пхаладзе и др.)

Право на занятие предпринимательской деятельностью также рассматривается в качестве элемента правоспособности субъекта права. Такой подход прежде всего содержится в ст. 18 ГК РФ, в соответствии с которой право заниматься предпринимательской деятельностью входит в содержание правоспособности граждан. При этом, если общая правоспособность гражданина возникает с момента рождения, то право заниматься предпринимательской деятельностью закон связывает с моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, это право не приобретается через представителей.

Таким образом, право на занятие предпринимательской деятельностью представляется как субъективное конституционное право. В то же время субъект предпринимательства может обладать и конкретными субъективными правами как элементами конкретного правоотношения.

Содержание права на занятие предпринимательской деятельностью.

Право на занятие предпринимательской деятельностью обусловлено прежде всего свободой экономической деятельности, которая состоит в возможности выбора вида и формы предпринимательства, сферы и территории деятельности, организационно-правовой формы предпринимательства’.

По своему характеру выделяются следующие основные виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), посредническая и иная. Сфера предпринимательской деятельности определяется видом конкретного рынка с учетом предметно-отраслевого признака (например, деятельность на рынке ценных бумаг, банковских, страховых услуг, в сфере инвестиций и инноваций, биржевая, транспортная, оценочная деятельность и др.). Территория деятельности может быть обусловлена территориальными границами рынка, на котором субъект предпринимательства осуществляет деятельность, а также местонахождением субъекта предпринимательства, его обособленных подразделений. Условия и порядок приобретения предпринимательского статуса поставлены в зависимость от организационно-правовой формы предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового). Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. Например, Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества (ст. 1).

В качестве элемента права на занятие предпринимательской деятельностью можно рассматривать право предпринимателя на свободную конкуренцию, которое также рассматривается в литературе как субъективное конституционное право-. Право на свободную конкуренцию состоит в юридически равной возможности доступа на рынок для осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской и иной экономической деятельности для привлечения спроса потребителей (приобретателей) посредством совершения ценовых и неценовых конкурентных действий с возможностью требования от других хозяйствующих субъектов, органов публичной власти и их должностных лиц исполнения обязанностей по отношению к управомоченному хозяйствующему субъекту.

Конституционное право на занятие предпринимательской деятельностью реализуется путем осуществления конкретных прав и правомочий.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»’ содержал ст. 16, посвященную регламентации права предпринимателя. В соответствии с данной нормой каждому предпринимателю предоставлялось право:

  • начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия;
  • привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
  • самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством России договорами;
  • осуществлять ВЭД;
  • осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
  • нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия;
  • распоряжаться прибылью предприятия в соответствии с законодательством России, договорами и уставом предприятия;
  • пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;
  • образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей;
  • оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

В настоящее время указанные правомочия предусмотрены другими законами или вытекают из их положений.

Имеется и ряд специальных законов, предоставляющих права отдельным предпринимателям. Так, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку в виде конкретной финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки таких субъектов (ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Субъекты предпринимательства, осуществляющие производственную деятельность в сфере импортозамещения, вправе получить целевые займы на льготных условиях.

Государственные гарантии предпринимательской деятельности. Важно отметить, что законодательством, помимо регламентации прав предпринимателей, предусмотрены и государственные гарантии осуществления предпринимательской деятельности содержащие обязанности государства по отношению к субъектам предпринимательства (в основном по обеспечению и защите прав предпринимателей)^.

Впервые такие гарантии были сформулированы в Законе РСФСР 1990 г «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Это следующие гарантии:

  • право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество;
  • недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;
  • защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории РФ и иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц;
  • равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;
  • защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
  • свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством РФ и заключенными договорами;
  • право предпринимателя в соответствии с законодательством РФ, уставом предприятия и договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства;
  • экономическая, научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
  • возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами;
  • недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции;
  • недопущение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по установленным законодательством РФ основаниям и в пределах правомочий указанных органов;
  • возмещение ущерба, в том числе упущенной выгоды, в результате выполнения противоречащих законодательству РФ указаний государственных или иных органов, либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию (ст. 20 Закона).

В настоящее время обязанности государства по отношению к предпринимателям предусмотрены различными законодательными актами (в сфере государственной регистрации, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и др.). Так, в установленный в Федеральном законе от 9 июля 1999 г № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» перечень государственных гарантий включены: 1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов; 2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; 3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; 4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; 5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ; 6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором; 7) гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; 8) гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции; 9) гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; 10) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации; 11) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество’.

Обеспечению прав предпринимателей и соблюдению государственных гарантий призваны способствовать специальные законы: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 7 мая 2013 г № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Публично-правовые требования к занятию предпринимательской деятельностью. Обязанности предпринимателя

Особенностью правового регулирования предпринимательской деятельности является наличие публично-правовых требований и ограничений при осуществлении предпринимателями своих прав. Это связано с необходимостью обеспечения интересов других лиц (потребителей, предпринимателей), а также общества и государства в целом. Существуют общие и специальные требования и ограничения, которые возлагают на лицо, намеревающееся осуществлять предпринимательскую деятельность, а также получившее статус субъекта предпринимательства, соответствующие обязанности.

Общие требования и ограничения прежде всего предусмотрены в Конституции РФ: в соответствии с ч. 3 ст. 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; ч. 2 ст. 34 запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Указанные нормы реализуются в других законах (например, в ст. 10 ГК РФ, Законе о защите конкуренции и др.). В то же время Конституция РФ устанавливает предел введения государством ограничений прав: права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Читайте также:  Идеи бизнеса бизнес договор

К общим требованиям прежде всего относится обязательность государственной регистрации. Приобретение статуса субъекта предпринимательства связано с требованием государственной регистрации. Данное требование распространяется как на гражданина, так и на субъекта предпринимательства в форме юридического лица (ст. 23 и 51 ГКРФ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом (ст. 1 Закона о регистрации юридических лиц).

Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из ГК РФ, Закона о регистрации юридических лиц и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации утверждается Правительством РФ). Государственная регистрация указанных субъектов предпринимательства регулируется на федеральном уровне.

Государственная регистрация субъекта предпринимательства в форме юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Срок государственной регистрации — не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган и уплаты государственной пошлины.

Регистрирующим органом является ФНС России. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом такой записи.

Судебная практика пошла по пути признания недействительной уже совершенной регистрации юридического лица в связи с тем, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае грубых нарушений при создании организации требований нормативных актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 2 ст. 61 ГК РФ). Вследствие принятия такого рода судебных решений на практике встал вопрос о действительности сделок, заключенных от имени такого лица.

Данный вопрос имеет важное значение для кредиторов этого лица, которым было отказано в исполнении обязательств по мотивам признания недействительности государственной регистрации. Возникающие разногласия между кредиторами и должниками были разрешены Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что правоспособность юридического лица прекращается только в случае завершения его ликвидации, т. е. с момента внесения записи об исключении юридического лица из единого государственного реестра (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК РФ). Следовательно, признание судом регистрации юридического лица недействительной само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.

В судебной практике возникают случаи, когда отказ в государственной регистрации обусловлен недостоверностью сведений, содержащихся в документах, представленных на регистрацию. Такой отказ должен быть поддержан судом, несмотря на отсутствие формальных оснований в ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц, поскольку регистрирующий орган вправе принимать меры, необходимые для достижения целей названного Закона, одной из которых является обеспечение достоверности сведений, содержащихся в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства содержатся в государственных реестрах. Государственные реестры ведутся раздельно: в отношении юридических лиц — ЕГРЮЛ и в отношении индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы в основном являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законом. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра.

Публично-правовое требование о получении лицензии на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности относится к субъекту предпринимательства и влияет на осуществление им права на предпринимательскую деятельность.

Лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (ст. 3 Закона о лицензировании).

Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний субъекта предпринимательства, направлены на обеспечение интересов государства или требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан.

Как отмечается в определении Конституционного Суда РФ от 4 октября 2006 г № 441-0, требование, согласно которому деятельность, осуществляемая в соответствии с лицензией, может выполняться только самим получившим лицензию индивидуальным предпринимателем, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя; приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом; в противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.

Лицензия действует бессрочно. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию субъектов предпринимательства в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг) могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.

Субъекты предпринимательства, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

Лицензия предоставляется на каждый вид предпринимательской деятельности, подлежащий лицензированию.

Обязанности субъектов предпринимательства предусмотрены как нормативными актами, содержащими требования к осуществлению предпринимательской деятельности и запреты на ее осуществление, так и условиями заключенных договоров.

По содержанию можно выделить следующие обязанности субъекта предпринимательства, обусловленные публичными требованиями:

  • в сфере финансовых отношений — обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование; ведение бухгалтерской отчетности, представление отчетности в налоговые органы;
  • в сфере трудовых отношений — обязанности по заключению и исполнению условий трудового договора, в том числе по уплате заработной платы, обеспечению надлежащих условий труда, соблюдения иных требований законодательства о труде;
  • в сфере защиты конкуренции — обязанности по исполнению требований и запретов законодательства о защите конкуренции, в частности, требования государственного контроля за экономической конкуренцией, обязанности не осуществлять монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию;
  • в сфере экологии — обязанности по охране окружающей среды, недопущению ее загрязнения вредными веществами;
  • в сфере защиты прав потребителей — обязанности по обеспечению прав и законных интересов потребителей в отношении приобретаемых у предпринимателей товаров (работ, услуг);
  • в сфере информации — обязанности раскрывать информацию о своей деятельности в случаях, предусмотренных законом, в том числе коммерческую и охраняемую законом тайну при осуществлении государственного контроля и надзора, соблюдать требования законодательства о рекламе, не допускать ненадлежащую рекламу;
  • в сфере несостоятельности (банкротства) — обязанности объявлять себя банкротом в установленном порядке при наличии признаков несостоятельности (банкротства);
  • обязанности в противопожарной, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной сферах;
  • обязанности в отдельных сферах предпринимательской деятельности, например в торговой, банковской, страховой, транспортной деятельности, в сфере топливно-энергетического комплекса и др.

Также выделяются виды требований и ограничений в зависимости от обязанных субъектов:

  • обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, пройти процедуру государственной регистрации, соблюдать экологические, противопожарные правила и др.);
  • обязательные только для определенных субъектов предпринимательства (для предпринимателей, занимающих доминирующее положение на рынке, субъектов естественных монополий, унитарных предприятий);
  • обязательные только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц);
  • обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности, — кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных институтов (например, требования к кредитным организациям о минимальном размере уставного капитала, о выполнении ими обязательных экономических нормативов, банковских резервных требований, о страховании вкладов граждан в установленном порядке и др.).
Читайте также:  Открыть тир как бизнес с пневматикой

Предусмотренные нормами права требования и запреты на осуществление предпринимательской деятельности неизбежно ограничивают свободу предпринимательской и иной экономической деятельности для защиты интересов других лиц и общества в целом.

Обязанности субъектов предпринимательства также предусмотрены нормами частного права и вытекают из условий заключенных договоров. В сфере частноправовых отношений закон устанавливает ряд повышенных («жестких») требований к предпринимателям. Часть таких «жестких» требований связана с необходимым ограничением свободы экономической деятельности, свободы договора. Так, предприниматели обязаны заключить договор в обязательном порядке или с определенными контрагентами. Согласно п. 2 ст. 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства могут быть предоставлены договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Не допускается отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (п. 3 ст. 426 ГК РФ). Обязанность субъекта предпринимательства заключить договор предусмотрена и в других случаях: хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещено отказываться или уклоняться от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

Ответственность субъектов предпринимательства

Ответственность является необходимым элементом правового статуса субъекта предпринимательства. В общей теории права и в отраслевых юридических науках юридическая ответственность не является единственной мерой (формой) государственного принуждения. Авторы выделяют следующие основные меры (формы) государственного принуждения: 1) меры предупреждения (профилактики, превенции); 2) меры пресечения; 3) меры процессуального обеспечения; 4) меры защиты и восстановительные меры; 5) меры юридической ответственности в виде мер наказания’.

Изучение института ответственности в предпринимательской деятельности находится в процессе становления. Ответственность в сфере предпринимательства понимается в двух основных значениях: как позитивная социальная ответственность предпринимателей и как их юридическая ответственность.

Позитивная социальная ответственность состоит в осознании субъектом предпринимательства своего долга, обязанностей по отношению к другим людям, обществу. В этом случае можно наблюдать инициативное осуществление лицом своих обязанностей, включая и те, которые получили юридическую регламентацию, и те, которые базируются на нравственных принципах. К такому виду ответственности применительно к юридическому лицу относят корпоративную социальную ответственность как ключевую составляющую репутации бизнеса.

Юридическая ответственность представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций — мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия. Юридическая ответственность субъектов предпринимательства обозначается терминами «предпринимательская ответственность», «хозяйственная ответственность».

Цель установления и применения мер ответственности предпринимателей состоит в защите нарушенных прав отдельных лиц (предпринимателей, потребителей, иных лиц), защите правопорядка в сферах предпринимательской деятельности, обеспечения публичных интересов (общества и государства).

Традиционно различают следующие виды юридической ответственности предпринимателей: гражданско-правовую (имущественную), материальную и дисциплинарную (трудовые правоотношения), административную и уголовную.

Особенности гражданско-правовой ответственности субъектов предпринимательства состоят в применении презумпции «повышенной» ответственности, содержащейся в норме п. 3 ст. 401 ГК РФ: если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Презумпция «повышенной ответственности» прежде всего связана с предпринимательским риском, т. е. возложением риска неблагоприятных последствий от предпринимательской деятельности на самого предпринимателя.

К специальным мерам ответственности предпринимателей относятся:

  1. принудительная ликвидация либо реорганизация юридического лица в форме выделения или разделения (ст. 34, 38 Закона о защите конкуренции, п. 2 ст. 57, ст. 61 ГК РФ);
  2. административное приостановление деятельности в качестве административного наказания (ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток;
  3. административное приостановление или аннулирование лицензии (ст. 20 Закона о лицензировании);
  4. дисквалификация. Заключается в лишении физического лицаправа замещать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;
  5. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Состоит в запрещении заниматься определенной предпринимательской деятельностью (ст. 47 УК РФ); устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания; применяется, например, за ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст 183 УК РФ).

За нарушение предпринимателем требований, касающихся одной сферы экономических интересов (рынки капиталов, товаров и услуг, природная среда, финансовая система государства, стандартизация, конкуренция и т. д.), обычно предусматривается дифференцированное применение различных мер ответственности, таких как гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность, каждая из которых может быть применена в зависимости от содержания правоотношения, размера вреда, степени тяжести и общественной опасности.

Таким образом, ответственностью в сфере предпринимательства является совокупность мер государственного принуждения, предусмотренных нормами права и влекущих для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав вследствие нарушения им правопорядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Как правило, ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов, без которых никто не может быть привлечен к ответственности. Такая совокупность юридических фактов представляет собой состав правонарушения, включающий такие элементы, как: 1) противоправность (неправомерность) поведения предпринимателя; 2) причинение вреда либо угроза его причинения в результате нарушения публичных интересов или законных прав и интересов частных лиц; 3) причинная связь между двумя первыми элементами; 4) вина правонарушителя.

Противоправность заключается в нарушении объективных норм права и основанных на них субъективных прав иных лиц. Однако предприниматель может быть привлечен к ответственности и в случаях, когда в результате осуществления такой деятельности причинен вред жизни, здоровью и имуществу граждан или имуществу иных лиц. Например, вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 79 Федерального закона от 10 января 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Наличие убытков и иных отрицательных последствий, а также причинная связь обычно являются неотъемлемыми основаниями любой ответственности. В договорных отношениях иногда предусматривается ответственность лишь за возможность наступления в будущем убытков, ущерба или иных отрицательных последствий вследствие нарушения условий договора. Возможно также исключение или уменьшение ответственности независимо от наличия убытков, если только нарушение условий договора не совершено умышленно.

Вопрос о вине предпринимателя ставится различным образом. Уголовная и административная ответственность предпринимателя наступает только в случае наличия его вины (умысла, неосторожности). Для частноправовых отношений характерен дифференцированный подход.

Деликтные (внедоговорные) обязательства возникают при причинении вреда жизни или здоровью по вине лица, причинившего вред, если оно не докажет обратное; однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В договорных обязательствах ответственность предпринимателя наступает независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В этом случае предприниматель может избежать ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

В некоторых случаях ГК РФ допускает ограничение размера ответственности предпринимателей при осуществлении ими своей деятельности. Например, допускается уменьшение судом неустойки, если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ), или уменьшение ответственности должника, если кредитор содействовал увеличению убытков (ст. 404). Исключения из этого правила также предусмотрены в отношениях перевозки (ст. 794—796), хранения (ст. 901), комиссии (ст. 993), доверительного управления (ст 1022).

Указанные особенности наступления гражданско-правовой ответственности обусловлены тем, что предприниматель как профессиональный и опытный участник экономических отношений обязан всегда проявлять максимальную степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, поэтому вопрос о вине не должен приниматься во внимание при привлечении предпринимателя к ответственности. Кроме того, специфика гражданско-правовой ответственности предпринимателей обусловлена ее компенсационным характером и необходимостью восстановления имущественной сферы потерпевшего, тогда как административная, уголовная или финансовая ответственность наступает за нарушение публичных интересов и носит конфискационный характер (например, изъятие имущества в доход государства). Следовательно, в последнем случае вина обязательно должна приниматься во внимание при привлечении к ответственности. В то же время следует иметь в виду, что нормы ГК РФ об ответственности предпринимателя независимо от вины связаны с принципом нерушимости договоров, их обязательного исполнения.

Источник

Оцените статью