Оценочная деятельность классного руководителя(как оценивает классный руководитель)
специалист в области арт-терапии
Оценочная деятельность классного руководителя.
Мы все понимаем, что оценочная деятельность классного руководителя отличается от учителей предметников, хотя бы потому, что у классного руководителя оценка, а не отметка.
Когда-то прочла стихотворение –
Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”
И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, не взирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.
Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово или невербальные формы поддержки, которые играют огромную роль в нашей жизни. Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня. ( Классный руководитель всегда старается похвалить своего ученика в виде благодарности в дневнике, в виде вручения благодарности или элементарной похвалы, но иногда и похвала в привычном для молодежи общении например в социальных сетях может с подвигнуть на творческие подвиги и т.п. )
«Нести детям радость, содействовать успеху».
Классным по-разному можно быть,
И не испытывать радости.
С горечью к детям своим заходить,
И выполнять обязанности.
А можно и так: Утром встать
И, помышляя о чуде,
В школу лететь, к классу бежать
К таким ещё не совсем взрослым людям!
Надо осторожно оценивать неудачи ученика, ведь он и сам болезненно к ним относится, и иметь в виду, что ребенок не должен уходить из школы обиженным на учителя.
Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Дайте понять, что когда неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным
Что такое оценочная деятельность классного руководителя
Оценочная деятельность представляет собой важную составляющую процесса учения и имеет специфическую мотивацию, определяющуюся конкретным содержанием оценочной деятельности школьника, а также ролью, исполняемой в ней учеником.
Классному руководителю в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям.
В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.
Основу оценочной деятельности классного руководителя составляют такие умения, как устанавливать контакт с учащимся, учитывая его психологические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в общении оптимальные педагогические средства; строить педагогический процесс от личности учащегося.
Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.
Оценочная деятельность представляет собой важную составляющую процесса учения и имеет специфическую мотивацию, определяющуюся конкретным содержанием оценочной деятельности школьника, а также ролью, исполняемой в ней учеником.
Как может выглядеть оценочная деятельность классного руководителя: учитель вместе с родителями и учеником намечают план – каждый учитель выдаёт, ученику и родителю с самого первого класса на руки карты навыков по всем предметам. В этих картах прописаны все навыки, которыми должен овладеть ученик . Занимаясь с детьми, учитель отслеживает у каждого ученика на индивидуальной карте навыков: какой путь пройден, на каком уровне формирования навыка находится ученик, что нужно делать для продвижения. Вместо оценки, учитель ставит флажок или звездочку на том отрезке пути, который пройден, «завоёван» учеником (количество флажков у всех детей одинаково по количеству навыков). Родители и ученик при таком отслеживании могут проявлять активность, ведь они теперь видят содержательную сторону проблемы, а не пустую отметку. (такую оценку можно проводить в начальной школе, да и не только)
Из всего сказанного мы можем дать некоторые рекомендации учителям, во-первых, учитель должен нести добрую энергию и всегда помнить, что «ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь», и во-вторых, учитель должен заинтересовать ребенка, чтобы он нашел в уроках условия для боле интересного и стремительного движения своей жизни.
Источник
Оценка эффективности деятельности классного руководителя: основные подходы и методика
Показатель оценки
Содержание оценки
Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях
1. Показатели деятельности классных руководителей
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса
Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей
Локальные акты образовательного учреждения, определяющие принципы воспитательной деятельности классных руководителей (положения, приказы, инструкции и др.)
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе
Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей
Годовые планы работы классных руководителей, общешкольный план воспитательной работы
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе
Оцениваются качество планирования и организации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руководителей
Общешкольный план внутришкольного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководителей
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе
Оцениваются качество анализа воспитательной деятельности в классе, система педагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса
Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, общешкольный анализ воспитательной работы
Показатель оценки
Содержание оценки
Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Оцениваются подбор, расстановка, моральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспитания, организация методической работы с классными руководителями
Сведения о педагогических кадрах, документация методического объединения классных руководителей
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Оцениваются наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, установленным в годовом плане работы
Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей
2.1. Уровень воспитанности учащихся
Оцениваются система оценивания воспитанности учащихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика
Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, карты наблюдения за учащимися
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся
Оцениваются система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллективе, система обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников
Результаты мониторинга здоровья, карты наблюдения за учащимися
2.3. Профилактика правонарушений
Оцениваются система деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведения учащихся и ее результативность
Сведения об учащихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете
2.4. Занятость учащихся во внеурочной деятельности и досуговой организованной активности
Оцениваются система организации внеурочной деятельности в классном коллективе, ее разнообразие; количество и качество проведенных воспитательных мероприятий; процент охвата учащихся
Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей, статистические данные о проведенных воспитательных мероприятиях
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования
Оцениваются система дополнительного образования в школе и процент охвата учащихся
Программы дополнительного образования, журналы учеты работы кружков и секций
2.6. Организация классного ученического самоуправления
Оценивается система ученического самоуправления в классе: структура, процент охвата учащихся и результативность
Структура системы школьного самоуправления
2.7. Организация работы с родителями учащихся
Оцениваются организационная культура взаимодействия с родителями учащихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности учащихся
График и тематика родительских собраний, результаты анкетирования родителей
2.8. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями
Оцениваются реализация средового подхода к воспитанию, использование воспитательных возможностей социума
Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей
Показатель оценки
Содержание оценки
Что может быть востребовано при анализе и в спорных ситуациях
2.9. Социально-психологический климат в классном коллективе
Оцениваются стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководителя по предупреждению конфликтов и ее результативность
Результаты анкетирования учащихся и родителей
2.10. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания
Оцениваются опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность классного руководителя, ее результативность
Портфолио классного руководителя, методические разработки
Источник
Доклад «Критерии оценки деятельности классного руководителя»
специалист в области арт-терапии
Критерии оценки деятельности классного руководителя
Подготовила выступление: учитель начальных классов МБОУ «СОШ пос.Круглое Поле» Мухаметзянова А.М.
Классный руководитель является ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От эффективности его работы во многом зависит успешность всего воспитательного процесса в целом.
Изучение и определение эффективности деятельности классного руководителя относится к числу сложных педагогических проблем. Неоднократные попытки повысить результативность воспитания детей без внесения существенных изменений в содержание и организацию деятельности классных наставников, как правило, оказывались неудачными. Неоднократно предпринимались попытки определения условий эффективности работы классного руководителя.
Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса .
В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутри коллективных отношений) .
На современном этапе тема определения эффективности работы классного руководителя становится особо актуальной в связи с введением денежного вознаграждения педагогам – классным руководителям. Изменение принципов и порядка оплаты труда классных руководителей не следует рассматривать в качестве самоцели. Оно должно способствовать повышению качества труда педагогов-воспитателей, формированию современной модели воспитательной деятельности, адекватной изменившейся политической, экономической и социально-педагогической ситуации жизни и развития детей.
На основе этого педагогами были определены черты , из которых может складываться модель (образ) эффективной деятельности классного руководителя в современном образовательном учреждении. К таким чертам (условиям) целесообразно отнести следующие:
1) стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;
2) направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;
3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;
4) ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;
5) технологичность работы педагога-воспитателя;
6) диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя
Рассмотрим каждую из перечисленных черт более детально.
Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания . Чаще всего в деятельности классного руководителя используется календарное (текущее) планирование на месяц, четверть, семестр, полугодие, учебный год. В то же время текущее планирование, как правило, связано с «текучкой» — решением каких-то оперативных небольших проблем и не способствует осуществлению качественных масштабных изменений в практике воспитания детей, достижению стратегических целей образования и развития школьников. При таком планировании перспективность, целенаправленность, а порой и научная обоснованность остаются за кадром. В отличие от большинства своих коллег успешно работающие классные наставники используют в своей деятельности такие методы стратегического планирования, как прогнозирование, программирование, проектирование, моделирование. С помощью этих методов они составляют авторские (адаптированные, усовершенствованные) программы воспитания детей на период от трех до пяти лет или разрабатывают на такой же промежуток времени концепции воспитательных систем классов. У них возникает гораздо меньше проблем с целеполаганием, выбором содержания и способов организации воспитательного процесса, разработкой критериев и показателей его результативности. Да и процесс воспитательной деятельности становится более продуманным, целенаправленным и эффективным.
Вторая черта – направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей . Педагогическая целесообразность воспитания, как известно, заключена во взаимосвязи с развитием школьников. Однако не всегда педагогам-воспитателям удается обеспечить эту взаимосвязь в практической деятельности. Что же отличает в данном аспекте деятельность успешно работающих классных руководителей? Такими отличиями являются:
1) у них сформированы научные представления о личности, ее структуре и компонентах, условиях и факторах ее развития;
2) когда они формулируют в плане работы цель воспитания, то в этой формулировке всегда содержится информация о структурных элементах (качествах) личности, на развитие которых в первую очередь будет направлен воспитательный процесс;
3) нередко планы воспитательной работы таких педагогов содержат разделы, связанные с развитием основных потенциалов личности (интеллектуальный, ценностный, коммуникативный, физический, эстетический) или направлениями личностного развития (умственное, нравственное, физическое);
4) ни одно организуемое дело не проводится только просто ради мероприятия или для того, чтобы только отметить «красный день» календаря, ведь оно должно внести вклад в развитие детей;
5) особое внимание в ходе анализа состояния и эффективности воспитательного процесса, при составлении психолого-педагогической характеристики класса уделяется результатам развития школьников, изменениям параметров личностного развития каждого отдельного ребенка и классного сообщества в целом.
Эти отличия и детерминируют их более весомый вклад (по сравнению с другими педагогами) в развитие своих воспитанников.
Третья черта – системность осуществления воспитательного взаимодействия . Что означает профессионально управлять процессом воспитания? Это означает действовать системно. Успешно работающие классные руководители убедительно доказали, что системный подход целесообразно применять не только в масштабе всего учреждения образования, но и в рамках классного сообщества. Благодаря их усилиям, создаются уникальные и эффективные воспитательные системы классов. Посредством чего это достигается?
Во-первых , в соответствии с педагогическим замыслом классного наставника формулируется название воспитательной системы класса, которое и выполняет роль системообразующего фактора. Например:
— ЖЗЛ (жизнь замечательных людей);
— Искусство быть собой;
— Зажги свою звезду;
Во-вторых , определяется приоритетный (доминирующий) вид (направление) деятельности как стержень воспитательного процесса, т.е. его системоинтегрирующий фактор. К примеру:
— в воспитательной системе «Звонница» — краеведческая деятельность;
— в воспитательной системе «Космос театра» — деятельность театрального объединения учащихся;
— в воспитательной системе «Чистое озеро» — экологическая деятельность;
— в воспитательной системе «Зажги свою звезду!» — деятельность, направленная на обеспечение процесса становления и проявления индивидуальности детей.
В-третьих , предпринимаются попытки объединить воспитательные дела и мероприятия в более «крупные дозы воспитания»:
— разработка и осуществление целевых (тематических) программ «Учение», «Досуг», «Общение», «Образ жизни», «Здоровье»;
— объединение проводимых дел в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей: «Земля», «Отечество», «Семья», «Труд», «Знания», «Культура», «Мир», «Человек»;
— систематизация воспитательных дел и мероприятий по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов, как познавательный, ценностный, коммуникативный, эстетический, физический;
— формирование годового круга традиционных дел в классе, позволяющего оптимально распределить усилия членов классного сообщества и воспитательные действия во времени.
И, наконец , устанавливаются более тесные взаимосвязи между основными компонентами воспитательного процесса – целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного.
Четвертая черта – ориентация воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей . Мечта многих поколений российских педагогов – дойти до каждого ребенка – остается до сих пор несбывшейся. Чтобы она стала реальностью, надо постараться сделать процесс воспитания индивидуальностно-ориентированным, т.е. направленным на развитие и проявление индивидуальности каждого учащегося. К сожалению индивидуальности и процессу ее становления мало уделяется внимания в практической деятельности. Преобладает усеченный взгляд на этот человеческий феномен: индивидуальность рассматривается как уникальность, неповторимость, особенное в человеке и его свойствах. Очень часто за пределами рассмотрения остаются три существенных ее характеристики:
1) индивидуальность как важнейшее, системообразующее качество человека;
2) индивидуальность как этап, уровень развития индивидуума;
3) индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность, способность стать и быть самим собой.
Именно целостный, а не усеченный взгляд на индивидуальность способствует тому, что успешно работающие классные руководители избирают ее в качестве ведущего целевого ориентира в воспитательной деятельности. Не случайно в их планах воспитательной работы с детьми заметное место занимает раздел «Индивидуальная работа с учащимися», в котором предусматриваются формы и методы индивидуального взаимодействия с каждым учеником, исходя из мира интересов и увлечений ребенка, его личностных достижений, проблем в развитии. В практике классного руководства они часто используют индивидуальностно-ориентированные формы воспитательного процесса: персональные выставки и концерты, самопрезентации, смотры личностных достижений, мастерские самопроектирования, бенефисы, мастер-классы учащихся и т.п. Разработка и включение форм содействия развитию индивидуальности учеников в практическую деятельность не только обогащает и повышает качество воспитательного процесса, но и делает его привлекательным и желанным для самих детей, так как в перечисленных формах они участвуют с удовольствием и высокой активностью.
Пятая черта деятельности успешного воспитательной работы . В данном случае понятие «технология» используется в широком и узком смысле своего значения. В широком смысле под технологией понимается любая совокупность действий по достижению цели и получению какого-либо результата (продукта). В узком смысле под технологией понимают взаимосвязанную систему действий, направленную на достижение диагностируемых целевых ориентиров, выполняемую по определенному алгоритму, обладающую высокой экономичностью и возможностью повторения любым педагогом. Однако для воспитательной практики важно не столько умение учителя узнавать, в каком смысле используется понятие «технология», сколько овладение педагогом широким спектром современных педагогических технологий. Очень часто учитель более технологичен в учебном процессе, чем при построении воспитательного взаимодействия. Арсенал эффективно работающих классных наставников более богат и включает в себя такие технологии, как:
— технология моделирования воспитательной системы класса;
— технология совместного (коллективного) планирования жизнедеятельности в классе;
— технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа;
— игровые и коммуникативные технологии;
— технология анкетирования, тестирования и применения других методов психолого-педагогической диагностики.
Шестая черта – диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Педагоги, которые достигают высоких результатов в воспитательной работе, отчетливо осознают, что деятельность по развитию детей не может строиться «на глазок» — без применения средств диагностики. Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. А, следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете. Очень часто к понятию «диагностика» добавляется определение «психолого-педагогическая», подчеркивая тем самым, что в обследовании нередко применяются как педагогические приемы и методы изучения, так и психологические методики исследования. Корректное использование последних значительным образом способствует повышению эффективности диагностической деятельности педагогов, ведь психология обладает широким арсеналом средств диагностики личности и коллектива .
Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией образовательного учреждения и другими участниками образовательного процесса. С этой целью в каждом образовательном учреждении разрабатывается система критериев, показателей и методов оценочно-аналитической деятельности.
Чаще всего, мерилом эффективности воспитательной работы классного руководителя выступают следующие критерии:
— развитость основных потенциалов личности человека: познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического;
— успешность усвоения учащимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости и качества знаний;
— сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса;
— защищенность и комфортность пребывания ребенка в классном сообществе, сохранение его здоровья;
— удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в классе и результатами работы классного руководителя .
Для оценивания эффективности работы классного руководителя администрацией образовательного учреждения разрабатываются системы мониторинга, отражающие качество работы классного руководителя по основным направлениям деятельности.
Перечень условий для эффективной деятельности классного руководителя необходим для умелого выстраивания работы с коллективом класса, а разработка и наличие критериев оценки эффективной деятельности, систем мониторинга, способствует результативности работы классного руководителя.
Источник