Что такое модель ramp

В начале пути я считала, что идеальный онлайн-курс – это кратчайший путь к приросту навыка. То есть, достаточно выбрать для студентов, а значит, и за студентов, необходимую и достаточную для понимания материала информацию и подобрать «идеальные» форматы интерактивных заданий для закрепления.
Но практика быстро показала, что «идеальных» заданий не существует. Банально – люди разные по типу восприятия. Аудиалам, визуалам и кинестетикам понравятся разные упражнения. Поэтому сейчас при разработке заданий акцент сместился с поиска идеальной технической реализации механики на разнообразие форматов и возможность выбора для ученика – как работать с материалом.

«Сделать идеальный курс, который будет одинаково нравиться абсолютно всем, может быть, и невозможно. Но это точно хорошая цель, к которой стоит стремиться».

Однако, даже о курсах с разными по формату заданиями далеко не каждый участник оставил восторженный отзыв. Тогда мы стали обращать больше внимания на то, как люди формулируют цели в стартовой анкете и задаваться вопросом – зачем каждый отдельный человек пришел учиться и, соответственно, что для него будет идеальным учебным опытом и результатом.

В этот момент мне в руки попала модель внутренней мотивации RAMP и классификация игроков по Анджею Маржевскому (Andrzej Marczewski). В ее основе лежал анализ поведения игроков в играх типа RPG (компьютерные ролевые игры). Мне показалось занимательным примерить эту модель к стратегии самообучения.

МОДЕЛЬ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ RAMP

Модель RAMP выделяет четыре фактора внутренней мотивации:
Relatedness – Сопричастность
Autonomy – Автономия, свобода выбора
Mastery – Мастерство, стремление к улучшению навыка
Purpose – Высшая цель

В зависимости от ведущего фактора внутренней мотивации автор выделяет четыре экстремальных типа игроков (в нашем случае студентов): социализаторы, «свободные духом», карьеристы и филантропы.

Эти типы различаются по направленности внимания:
– на систему или на людей в ней;
– на воздействие или на взаимодействие.
В нашем случае, система – это обучающая среда со всеми ее элементами, а люди — это другие участники курса, преподаватели и кураторы.
Так, социализаторы и филантропы больше ориентированы на людей (на общение в рамках курса), а карьеристы и «свободные духом» ориентированы на систему (на занятия и на материалы).

Здесь важно учесть, что редко встречаются экстремальные типажи. Как правило, у студентов смешанная мотивация, но часто один из факторов превалирует.

На экстремальные типажи очень удобно ориентироваться, когда вы планируете учебные активности в компании. Потому что, как проектировщик обучения, вы легко можете поставить себя на место каждого из этих типажей и оценить: хорошо ли вам на курсе? Если вы предусмотрели и включили в курс вовлекающие техники и контент для каждого типа студентов, то у курса есть шанс понравиться всем.

ТИПЫ СТУДЕНТОВ

Попробую в этой классификации описать знакомые каждому образы студентов, которые пришли учиться на курс (исходя из внутренней мотивации).

Социализаторы
Мотивируются сопричастностью. Этот тип студента ориентирован на взаимодействие с людьми. Он приходит на курс пообщаться, найти единомышленников, оказаться в среде, где он может говорить и где его будут слушать. Если социализатору обеспечить в процессе учебы комфортную среду для общения – он станет вашим лучшим амбассадором. Такой студент с удовольствием пригласит десяток новых слушателей или станет ментором, даже если смутно помнит, чему собственно учился.

Читайте также:  Когда форк биткоина 2021

Пример «языка целей» социализаторов из анкет к курсу:
– стать частью сообщества
– получить «радость познания и открытий»

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ СОЦИАЛИЗАТОРАМ:
– знакомство. Простейший способ познакомить участников онлайн-курса – дать задание ответить на три вопроса о себе в чате. Или дать задание заполнить информацию о себе в Google Doc и прокомментировать карточки тех одногруппников, с которыми нашлось что-то общее. Фокус на общем помогает задать групповую динамику.
– возможность поделиться своим мнением/кейсом. К примеру, мы проводили обучение топ-менеджеров в бизнес-школе по принятию управленческих решений. Слушателям дали задание: вспомнить ситуацию из своей практики, которая сильно повлияла на жизненную позицию. Участники делились своим опытом и активно обсуждали кейсы друг друга. И в результате, мы получили длинную ленту с бизнес-решениями, которыe были не менее ценными, чем материалы курса;
– оценка peer-to-peer. Мы предлагаем студентам выполнить определенное задание и после проверить работы других слушателей – ориентированные на людей социализаторы с радостью включаются в работу;
– задания, подразумевающие интервью. Это могут быть парные интервью между участниками курса, либо внешние интервью с последующим обсуждением инсайтов в группе;
– практические занятия в малых группах (дискуссионные формы);
– коллективные проекты/брейн-штормы (работа на интерактивных досках);
– менторская поддержка в виде развивающего общения (для социализатора важно высказать свое мнение и обсудить его).

«Свободные духом»
Этих слушателей мотивирует автономия, они – творцы или исследователи. Им нужна карта курса в начале обучения, чтобы видеть как двигаться – последовательно или по своей «хитрой» траектории прохождения курса. Для «свободных духом» хорошо, когда программа подразумевает вариативность набора баллов: например, чтобы получить зачет достаточно ста баллов, а максимально можно набрать – до двухсот.

Исследователь – слушатель, который половину заданий сделал быстрее всех, а про другую половину совсем забыл. Его мало волнует окружение, раздражают ограничения. Он хочет использовать предложенную образовательную среду своим способом.

Когда вы слышите: «Этот тест слишком легкий, я бы предложил другую механику», – перед вами творец. Ему интересно не просто исследовать систему, а менять ее и создавать что-то новое.

Примеры «языка целей» из анкет к курсу:
– найти новые фишки
– узнать новые инструменты
– хочу интересных кейсов

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ТВОРЦАМ И ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ
– карта курса (как двигаться вперед, что обязательно, что необязательно);

– задания «со звездочкой». Творцов и исследователей особенно привлекает, если есть скрытые разделы, которые открываются при выполнении дополнительных заданий.
– тесты, которые можно пройти по нескольку раз с пасхалками (скрытые задачи).
– эксперименты. Например, мы делали задание на составление палитры эмоций – разные эмоции ассоциируются у участников с разными цветами. Каждый участник отмечает цвет, которым он наделяет ту или иную эмоцию и сразу видит палитру эмоций всей группы.
– сделать тест для других участников по пройденному материалу;
– менторская поддержка в виде навигации (творцу и исследователю интересно, куда можно заглянуть, что есть неисследованного, какие дополнительные перспективы).

Читайте также:  Срок окупаемости инвестиций с дисконтированием это продолжительность


Карьеристы

Этот студент пришел на курс получить максимум знаний. Он всегда хочет быть лучшим или, как минимум, лучше себя вчерашнего. В процессе обучения карьерист задает все возможные вопросы и запрашивает все дополнительные материалы. По его мнению, нет результата в приросте навыка – не было смысла учиться.

Мотивирует карьериста достижение мастерства.

Примеры «языка целей» карьеристов из анкет курса:
– получу пошаговый план
– смогу сделать (целевое действие) за 15 минут
– мне нужно понять как (..что-то делать)

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ КАРЬЕРИСТАМ
– подробная статистика обучения. Карьеристу необходимо видеть статистику и аналитику, которая показывает, как он продвигается в том или ином навыке за определенный период времени и относительно других студентов.
– содержание курса (структурированные разделы и планирование объема).
– бэджи-достижения по навыкам. Этому типажу важно движение от результата к результату. Закончил микрокусочек курса — получил бейдж.
– практико-ориентированные материалы, лекции и задания. Карьерист ориентирован на лекции про практику, практические инструменты, на пошаговые планы, задания связанные с практическими навыками, которые можно получить на этом курсе);
– индивидуальные проекты;
– конкурсы

– менторская поддержка интересует его в виде коучинга по движению своей цели.

Филантропы
Учеба – это шаг на пути к достижению высших целей, способ почувствовать себя частью чего-то большего. Часто такой студент уже неплохо знает материал курса, а иногда и много больше. Преподаватели заглядывают в его глаза за одобрением. Филантропа не нужно мотивировать отвечать на вопросы других обучающихся или участвовать в групповых заданиях – он делает это легко и с удовольствием, так как для него это движение к большой цели. Часто такие люди готовы быть менторами и помогать преподавателям.

Примеры «языка целей» филантропов из анкет к курсу:
– систематизировать свои знания
– хочу лучше разобраться в (тема курса), чтобы приносить пользу людям

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КУРСА, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ФИЛАНТРОПАМ
– peer-to-peer-оценка. Если карьеристов или «свободных духом» необходимость проверять работы других участников может даже раздражать, то филантроп обычно будет «не против». Ведь так он может помочь другим;

– лекции от «космических» преподавателей, которые не столько про практику, сколько про систему и высший смысл. Филантропам нравятся дополнительные материалы курса и возможность посмотреть на тему более широко.

– эссе. Для филантропов это способ формулирования своих размышлений, выходящих за пределы выбора из предложенных вариантов.
– коллективные и индивидуальные проекты с достаточно свободным выбором темы;

– менторство они рассматривают как диалог на равных, их можно вовлекать в кураторство группы.

Что дальше?

Конечно, любая модель (хотя бы по определению) упрощает действительность и RAMP не исключение. Но проектировщикам образовательных продуктов я бы предложила мысленно проживать образовательный опыт за каждого из описанных персонажей – все ли будут вовлечены.

Читайте также:  Агентство по привлечению инвестиций еао

Нашей команде такой подход помог сформулировать несколько универсальных рекомендаций, следование которым уже значительно увеличивает вероятность получения хорошей оценки удовлетворенности обучением:
– в начале обучения познакомьте участников с картой курса, отметьте обязательные и дополнительные разделы и обсудите: зачем нужен каждый раздел;
– в начале курса попросите участников самостоятельно сформулировать свои цели на обучение, а в конце отметить процент их достижения;
– обеспечьте возможность выбора заданий для выполнения и траекторий движения по курсу;
– организуйте взаимодействие между участниками: болталки, форумы, группы, открытые элементы комментариев (Если нет ничего другого – пусть будет только чат курса. Но убедитесь, что все к нему подключились);
– регулярно фокусируйте внимание участников на прогрессе и достижениях. Помогут продвинутая статистика обучения, еженедельный лист самооценки прогресса, коучинговые вопросы от преподавателей и менторов.

Попробуйте соблюдать вышеизложенные рекомендации и верю, ваш курс понравится, если не всем вашим слушателям, то многим.

Источник

Линейно-временная функция (Ramp)

Для управления переменной (уставка SP), задающей значение технологического процесса, по закону линейно-нарастающей функции используется функциональный блок Ramp. Данная задача востребована часто при процессах нагрева или охлаждения для различных инертных процессах (крупные печи, научные внедрения, пищевая промышленность).

Обрабатывает входные значения технологического процесса и формирует выходной аналоговый сигнал, который является уставкой для работы конкретного регулятора. Линейно-нарастающая функция предназначена для растянутого во времени достижения заданной уставки технологическим процессом. Разрядность процесса прироста или замедления зависит от быстродействия процессора (скважности), чем выше разрядность, тем с большей точностью (ровнее линия) будет вестись процесс.

Блок поддерживает возможность временного прекращения набора/снижения линейно-нарастающей функции в зависимости от потребности технологического процесса (например, при отсутствии необходимости регулирования).

Логика работы функционального блока позволяет добиться достижения плавающей уставки (FSP) до статической уставки (SP) за заданное (RAMP_TIME) время. Данное замедление регулированием технологического процесса требуется для инерционных процессов.

Назначение входов и выходов функционального блока

Входы: Тип Описание Выходы: Тип Описание
START BOOL Разрешение для начала расчёта OUT REAL Выход плавающей уставки на регулятор
SP REAL Значение статической уставки FSP_SP BOOL Выход равен статической уставке
PV REAL Значение измеряющей переменной процесса FSP_PV BOOL Выход равен измеряемому значению
RAMP_TIME TIME Заданное время
INDIRECT BOOL Направление наклона прямой

Особенности применения

Угол наклона линейно-нарастающей функции при первоначальном воздействии (START) происходит по времени (RAMP_TIME), все последующие скачки статической уставки (SP) происходят по скорости один градус в минуту.

Рекомендации по применению

Выход с функционального блока служит уставкой для регулятора. Переменные FSP_SP FSP_PV, обеспечивают визуализацию присвоенных в теле блока значений выходу. FSP_SP присваивается в случае если измеряющая процесса перешла границу SP, а FSP_PV если на вход блока START присваивается значение FALSE. Если переменная INDIRECT активирована (TRUE), то меняется геометрическое расположение угла наклона FSP на противоположное и функция. От выбора значения этого входа зависит характер работы блока линейно-нарастающий или линейно-убывающей функци

Источник

Оцените статью