- Создание кредитной организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного банка
- Право, теория и понятие права
- Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями в России
- Получение предварительного разрешения ЦБР
- Получение антимонопольного согласия
- Регистрация банка
- Подготовка документов
- Регистрация
- Пострегистрационные процедуры
- Получение лицензии на банковскую деятельность
Создание кредитной организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного банка
Помимо российских кредитных организаций, на территории Российской Федерации могут осуществлять банковскую деятельность:
- кредитные организации с иностранными инвестициями;
- филиалы иностранных банков.
Вопросы их создания в Российской Федерации регулируются Положением «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения ЦБ РФ на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».
Иностранные банки — банки, признаваемые таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы.
Иностранное юридическое лицо — учредитель дополнительно представляет:
- решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
- документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
- письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.
Учредитель — иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным иностранным банком платежеспособности этого лица.
Дополнительные требования:
- размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ — устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с ЦБ РФ;
- кредитная организация обязана получить предварительное разрешение ЦБ РФ на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов.
- получение предварительного разрешения ЦБР об открытии дочерней компании за счет средств нерезидента;
- получение предварительного антимонопольного разрешения на создание дочерней компании;
- регистрация кредитной организации;
- получение банковской лицензии для дочерней компании от ЦБР.
- заявление о государственной регистрации кредитной организации, ходатайство о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя ЦБР, заявление о постановке на учет в налоговом органе;
- учредительный договор (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью двумя и более лицами);
- устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей;
- бизнес-план кредитной организации;
- протокол общего собрания учредителей кредитной организации, содержащий следующие решения:
- протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, содержащий решение об избрании председателя совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
- документы, подтверждающие уплату государственной пошлины и иных платежей;
- надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию учредителей кредитной организации, либо содержащие такие сведения выписки из соответствующего Единого государственного реестра;
- надлежащим образом заверенные копии учредительных документов учредителей кредитной организации — юридических лиц либо копии их учредительных документов, выданные уполномоченным регистрирующим органом;
- решение иностранного учредителя о его участии в создании кредитной организации в России;
- письменное согласие соответствующего контрольного органа страны, где находится учредитель, на его участие в создании кредитной организации в России (если требуется по месту страны пребывания);
- аудиторские заключения о достоверности финансовой отчетности учредителей кредитной организации — юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках за последние три года деятельности;
- документы, устанавливающие порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации;
- анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, подтверждение соответствия зарубежных документов об образовании российским дипломам о высшем образовании; право на осуществление трудовой деятельности;
- перечень членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации и информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию данных лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации;
- надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться кредитная организация; обязательство о предоставлении данного здания (помещения) в аренду (субаренду) после государственной регистрации кредитной организации (если здание (помещение) не будет вноситься в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации); согласие арендодателя на предоставление указанного здания (помещения) в субаренду (если здание (помещение) не будет вноситься в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации);
- документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении кредитной организацией требований, установленных к порядку ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации;
- уведомление о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации; документы для получения предварительного согласия ЦБР на приобретение в результате одной или нескольких сделок одним учредителем либо группой учредителей, связанных между собой соглашением, либо группой учредителей, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20 процентов акций (долей) кредитной организации;
- заключение федерального антимонопольного органа (в установленных случаях);
- документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций кредитной организации (при ходатайстве о государственной регистрации кредитной организации в форме акционерного общества);
- полный список учредителей кредитной организации.
Источник
Право, теория и понятие права
Особенности создания кредитной организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного банка
1. По общему правилу, помимо российских кредитных организаций, на территории Российской Федерации могут осуществлять банковскую деятельность:
кредитные организации с иностранными инвестициями;
филиалы иностранных банков.
Вопросы их создания в Российской Федерации регулируются
Положением «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения
предварительного разрешения ЦБ РФ на увеличение уставного
капитала зарегистрированной кредитной организации за счет
средств нерезидентов», утв. приказом ЦБР от 23.04.97 № 02-195
(в ред. от 04.11.2002).
При этом под иностранными банками понимаются банки, признаваемые таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы.
2. Главным отличием порядка государственной регистрации и выдачи лицензии кредитной организации с иностранным участием или филиалу иностранного банка для ведения банковской деятельности на территории Российской Федерации от порядка создания российской кредитной организации является необходимость подачи на регистрацию помимо общеобязательного перечня документов, других дополнительных документов. Иностранное юридическоелицо—учредитель дополнительно представляет:
решение о его участии в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или об открытии филиала банка;
документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;
письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории Российской Федерации или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания. Учредитель — иностранноефизическоелицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица.
3. Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями или филиалов иностранных банков:
размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации — устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с ЦБ РФ. Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. ЦБ РФ прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков при достижении установленной квоты;
• кредитная организация обязана получить предварительное разрешение ЦБ РФ на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения ЦБ РФ, являются недействительными, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи. ЦБ РФ имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации.
Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов рассматривается ЦБ РФ в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его рассмотрения является разрешение ЦБ РФ на проведение указанной в заявлении операции или мотивированный отказ в письменной форме. В случае, если ЦБ РФ не сообщил о принятом решении в течение установленного срока, указанная операция считается разрешенной;
Источник
Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями в России
Буркова А.Ю., кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права РАН.
Несмотря на недавние обсуждения в рамках присоединения к ВТО о возможности для иностранных банков работать в России без необходимости основывать местные дочерние предприятия, Россия защитила свою позицию, и до сих пор иностранные банки могут работать в России только через зарегистрированные и получившие лицензию российские компании.
Создание кредитной организации с иностранными инвестициями в России включает в себя несколько шагов:
Получение предварительного разрешения ЦБР
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) предварительное разрешение ЦБР требуется в случае, если акционерами или участниками кредитной организации будут являться иностранные лица .
Статья 18 Закона о банках.
Для получения разрешения учредители представляют в ЦБР заявление о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями.
«Заявление должно содержать указание на нерезидентов — предполагаемых учредителей кредитной организации (полное официальное наименование для юридических лиц; фамилия, имя, отчество для физических лиц), их место нахождения, правовой статус (гражданство (подданство) для физических лиц), точный размер предполагаемого участия каждого нерезидента в уставном капитале кредитной организации (в числовом и процентном выражении). При приобретении нерезидентом более 10 процентов уставного капитала создаваемой кредитной организации — резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица — нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности» .
Приказ ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».
К заявлению на юридическое лицо — нерезидента прилагаются:
решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации;
документ (или выписка из него), подтверждающий регистрацию юридического лица;
балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением;
письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения учредителя на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия.
Данный перечень документов является неисчерпывающим. ЦБР может запросить дополнительную информацию, необходимую для принятия решения .
Приказ ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».
При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения ЦБР учитывает:
уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
финансовое положение и деловую репутацию учредителей-нерезидентов;
очередность подачи заявлений.
ЦБР также может принимать во внимание:
размер иностранных инвестиций в банковской системе Российской Федерации из государств места нахождения учредителей, а также
характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и государством места нахождения каждого из учредителей.
Кроме того, ЦБР могут приниматься меры особого контроля в отношении иностранных инвестиций в банковскую систему Российской Федерации от учредителей-нерезидентов с местом регистрации в одном из государств с льготным налоговым режимом и отсутствием тарифных методов таможенного регулирования или в отношении инвестиций от резидента, в котором доля такого нерезидента превышает пятьдесят процентов .
Приказ ЦБР от 23 апреля 1997 г. N 02-195 «О введении в действие Положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».
Относительно квоты участия иностранного капитала в банковской системе ситуация следующая. В прошлом такая квота существовала на уровне 12%, хотя не было четко понятно, действительна ли эта квота в связи с тем, что она была принята не законом, а решением ЦБР. На настоящий момент в рамках переговоров по присоединению к ВТО обсуждается вопрос, будет ли установлена эта квота и в каком размере. Возможные пределы такой квоты, обсуждаемой на данный момент, составляют 10 — 25% в российской банковской системе.
В случае если ЦБР предоставляет предварительное разрешение, он подписывает с иностранным банком протокол о намерениях/дает разрешение, которое действует на протяжении одного года. То есть иностранный банк имеет право открывать свое дочернее предприятие в России в течение одного года. В случае если этот срок истек, иностранный банк должен снова обратиться за получением предварительного разрешения.
Минимальный уставный капитал российского дочернего предприятия иностранного банка в настоящий момент составляет 5 миллионов евро .
Указание ЦБР от 1 декабря 2003 г. N 1346-У «О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка».
На этой стадии учредители также могут направить запрос в ЦБР о возможности использования кредитной организацией предполагаемых фирменного (полного официального) и сокращенного наименований (на русском языке) . ЦБР требует направление такого запроса, чтобы проверить соблюдение учредителями кредитной организации требований, установленных федеральными законами, в том числе в целях установления наличия идентичных наименований иных кредитных организаций в книге государственной регистрации кредитных организаций, устанавливает возможность использования кредитной организацией предполагаемых фирменного (полного официального) и сокращенного наименований .
Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Получение антимонопольного согласия
В отличие от торговых и производственных компаний в отношении финансовых организаций, к которым в том числе относятся банки, антимонопольное законодательство предъявляет более строгие требования. Скорее всего, это связано с той ролью, которую финансовые организации, особенно банки, играют в экономике страны, и проблемами, возникающими в этой сфере, которые могут значительно повлиять на промышленность, торговлю и/или потребительский рынок. Подтверждением специфики и значимости финансовых организаций является и тот факт, что в отношении финансовых организаций принят специальный антимонопольный Закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее — Антимонопольный закон).
Специально для рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг 14 декабря 2004 г. Федеральная антимонопольная служба создала комиссию, которая бы рассматривала дела, связанные с кредитными организациями.
Одно из специфичных требований, которые предъявляет Антимонопольный закон к банкам и которое отсутствует в отношении торговых и производственных компаний, — это получение предварительного согласия на создание нового банка. Требование получения такого согласия закреплено в ст. 16 Антимонопольного закона, а также подтверждается актами ЦБР. Так, в соответствии с Инструкцией ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» согласие антимонопольного органа является обязательным в пакете документов, который подается в ЦБР, на регистрацию банка.
В соответствии с антимонопольным законодательством предварительное антимонопольное согласие требуется, если уставный капитал создаваемого банка будет превышать предел, установленный Правительством Российской Федерации. На настоящий момент в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2000 г. N 194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций» такой предел установлен в отношении банков в размере 160 миллионов рублей. По действующему курсу эта сумма составляет примерно 4 700 000 евро, однако требования к минимальному уставному капиталу вновь создаваемого банка составляют 5 миллионов евро. Таким образом, на настоящий момент во всех случаях создания банка учредители банка должны получить предварительное согласие от антимонопольных органов.
Список документов, который необходим для получения антимонопольного согласия, указан в Антимонопольном законе. Статья 17 Антимонопольного закона указывает, что «для получения предварительного согласия на совершение сделок, указанных в ст. 16 настоящего Федерального закона, участники сделок представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию, ходатайство о получении указанного предварительного согласия, сведения об основных видах деятельности и обороте по основным видам деятельности, финансово-экономическую отчетность, представляемую в Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование на рынке финансовых услуг, сведения о владении на любых основаниях акциями (долями в уставном капитале) коммерческих организаций и сведения о членстве в некоммерческих организациях, а также сведения о владении их активами». Дополнительные указания по представляемым документам даны в Приказе МАП РФ от 28 февраля 2001 г. N 210 «Об утверждении Положения о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации».
Антимонопольное законодательство не дает четкого ответа относительно необходимости согласования для вновь создаваемого банка, действующего в качестве акционерного общества, также отчуждения акций банка учредителям банка.
Регистрация банка
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о банках специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Основное различие заключается в том, что окончательное решение о регистрации банка принимает ЦБР, а не налоговая инспекция .
Статья 12 Закона о банках.
Процесс регистрации включает три основные стадии: подготовка документов, сама регистрация и пострегистрационные процедуры.
Подготовка документов
Основным документом, необходимым для регистрации российской компании, является ее устав, а для общества с ограниченной ответственностью также учредительный договор.
Иностранные документы, такие, как учредительные документы иностранного банка, должны быть оформлены в соответствии с правилами страны, где находится банк, и легализованы/апостилированы для целей использования таких документов на территории России. В случае если документы выполнены на иностранном языке, к ним при подаче документов должен быть приложен нотариально заверенный перевод на русский язык.
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций должны быть представлены следующие документы :
Статья 14 Закона о банках; Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
о создании кредитной организации,
об утверждении ее наименования,
об утверждении устава кредитной организации,
об утверждении кандидатур для назначения на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации,
об утверждении бизнес-плана кредитной организации,
об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации,
об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде имущества в неденежной форме,
о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в ЦБР для государственной регистрации кредитной организации;
Часть из этих документов может быть составлена в произвольной форме, к другой части российское законодательство предъявляет определенные требования по содержанию или даже по форме .
Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Регистрация
Решение о регистрации банка принимается ЦБР. В соответствии с действующим законодательством ЦБР принимает решение о государственной регистрации кредитной организации в течение шести месяцев с даты представления заявителем всех документов .
Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
В случае принятия решения о регистрации и последующего подтверждения из налогового органа о государственной регистрации ЦБР заносит кредитную организацию в книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Пострегистрационные процедуры
Российский банк, учрежденный иностранным банком, не может в полной мере совершать операции до тех пор, пока:
i) не получил регистрацию в федеральной службе государственной статистики;
ii) не получил корпоративную печать для использования на официальных документах банка;
iii) не зарегистрировался в социальных фондах;
iv) его капитал не был оплачен полностью, что должно быть произведено в течение одного месяца после уведомления о регистрации, и
v) не зарегистрировал отчет о выпуске ценных бумаг, если кредитная организация учреждается в форме акционерного общества.
Получение лицензии на банковскую деятельность
Соответствие учредителей требованиям к регистрации кредитных организаций, а также должное осуществление таких пострегистрационных процедур, как полная оплата уставного капитала и регистрация отчета об итогах выпуска акций, является основанием для выдачи ЦБР банковской лицензии кредитной организации. ЦБР в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций . Такая лицензия на осуществление банковских операций содержит перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставлено кредитной организации .
Статья 15 Закона о банках, Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».
Источник