- Что представляет по своей сути общественная практика рефлексивную деятельность
- Общественная практика
- Читайте также
- Общественная психология и идеология
- 9.3. Общественная психология
- Глава III Общественная реальность
- Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства
- 2. Русская общественная мысль 40 – 70-х годов XIX века и марксизм
- 2. Общественная деятельность софистов и их социально-политические воззрения
- 27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА
- VIII. Общественная судьба или Значение литературного произведения
- Дюркгейм — общество и общественная солидарность
- IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь
- 1. Наука и общественная жизнь
- Наука и общественная жизнь
- 2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность
- 4. Общественная психология
Что представляет по своей сути общественная практика рефлексивную деятельность
ТЕСТЫ
ПО ФИЛОСОФИИ
Методическое пособие для студентов вузов.
Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1999. — 16 с.
Составители: к.ф.н. доц. М.Г.КУРБАНОВ, к.ф.н. доц. М.М.КУРБИЕВ.
Рецензент: О.М.Гусейнов — проф., д.ф.н, академик МАИ
О Г Л А В Л Е Н И Е
I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ. (Вопросы 1 — 9 )
II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. (Вопросы 10 — 34 )
III.ОНТОЛОГИЯ: БЫТИЕ И СУЩЕСТВОВАНИЕ.(Вопросы 35 — 46 )
IV. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. (Вопросы 47 — 56 )
V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. (Вопросы 57 — 73 )
Методическое пособие «Тесты по философии» представляет собой систематически разработанный сборник вопросов по основным темам годового курса обучения студентов философии. Вопросы касаются не только философских персоналий, но и концептуально-теоретической, историко-философской, философско-мировоззренческой тематики.
По структуре пособие состоит из пяти разделов, каждый из которых позволяет студентам проконтролировать меру формализованного усвоения философских знаний. Каждый вопрос формулируется ясно, логически продуман и предполагает выбор верного однозначного ответа, содержащегося в предложенном ниже перечне, состоящем из трех или четырех вариантов. В конце пособия даны верные варианты ответов
I. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
1. В чем состоит основной социальный смысл философии?
1 — в том, чтобы правильно отражать жизнь общества
2 — в том, чтобы предсказывать будущее
3 — в том, чтобы добиваться изменений к лучшему
4 — в том, чтобы обеспечить высокую духовность
2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии.
1 — философия — это разумное миропонимание
2 — философия — это особое мировоззрение
3 — философия — это истинное мироощущение
3.Что является более определяющим для религиозного мировоззрения?
4. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения?
5. В какой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга?
2 — в религиозной
3 — в мифологической
4 — в философской
6. Как соотносятся между собой философия и наука?
1 — философия является частью науки
2 — наука является частью философии
3 — философия и наука частично включаются друг в друга
4 — философия и наука исключают друг друга
7. Как философия относится к естественным наукам?
1 — философия формирует естественно-научную истину
2 — философия влияет на естественно-научный поиск
3 — философия определяет естественно-научные методы
8. Что отражает в себе предмет философии?
1 — уникальность мира
2 — всеобщность мира
3 — полезность мира
4 — упорядоченность мира
9. Какие функции присущи философии?
1 — мировоззренческая и познавательная
2 — методологическая и прогностическая
3 — аксиологическая и ориентационная
4 — все эти функции вместе взятые
II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
10. Кто является основателем буддизма?
1 — Сиддхартха Гаутама
11. Что означает понятие «карма» в древнеиндийской философии?
1 — божественная предопределенность
2 — обряд посвящения в высший жреческий сан
3 — достижение высшего блаженства, возникающего после смерти
4 — поступки живого существа, определяющие его новое рождение
12. Кто был основателем древнегреческой философии?
13. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?
14. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?
15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
16. Что является более характерным для скептицизма?
17.Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?
18.Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?
19. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?
20.Какое философское направление развивалось во взглядах Ф.Бэкона?
21. Что является более характерным для рационализма?
22. Что является более характерным для эмпиризма?
23. Как называет Имануил Кант свою философскую систему взглядов?
24. Как называет Имануил Кант свой философский метод?
25. Какой является философская система взглядов Гегеля?
26. Какой является философская система взглядов Фейербаха?
27.Какое философское учение развивалось во взглядах Л.Фейербаха?
28. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Бергсона?
29. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Шопенгауэра?
30. Что является более характерным для иррационализма?
31. Что является более характерным для прагматизма?
32. Что является более характерным для герменевтики?
33. Какое произведение относится к эпохе средних веков?
1 — «Монадология» Г.Лейбница
2 — «Сумма теологии» Ф.Аквинского
3 — «Божественная комедия» Д.Алигьери
4 — «Сущность христианства» Л.Фейербаха
34. Кто является основателем феноменологии?
III. ОНТОЛОГИЯ: БЫТИЕ И ЕГО СУЩНОСТЬ
35. В каком суждении дано более полное определение бытия?
1 — бытие — это весь материальный мир
2 — бытие — это вся бесконечная вселенная
3 — бытие — это все формы психической деятельности
4 — бытие — это все то, что существует
36.Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?
1 — мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция
2 — единство мира определяется его общей структурностью
3 — единство мира состоит в его общей закономерности
4 — единство мира состоит в его материальности
37. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?
1 — идеи должны соответствовать вещам
2 — вещи должны соответствовать идеям
3 — должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями
38. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: «Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение»?
39. Что является более устойчивым в предметах и вещах?
40. Найдите метафизическое суждение о пространстве и времени?
1 — пространство и время неразрывно связаны с материей
2 — пространство и время существуют независимо от материи
3 — пространство и время существуют в единстве друг с другом
41. Какой является сущность вещей?
42. Каким признаком характеризуется процесс развития?
43. Каково соотношение между понятиями «движение» и «развитие»?
1 — развитие является частью движения
2 — движение является частью развития
3 — движение и развитие частично входят друг в друга
4 — движение и развитие исключают друг друга
44. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?
1 — день, сменяющий ночь
2 — зерно, проростающее в дерево
3 — ураганный ветер, ломающий дерево
4 — раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии
45. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?
1 — закон тождества
2 — закон единства и борьбы противоположностей
3 — закон противоречия
4 — закон взаимосвязи содержания и формы
46. С какого уровня начинается структурирование живой природы?
1 — элементаные частицы
IV. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
47. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
48.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
1 — радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом
2 — радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости
3 — радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики
49. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
50.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
51. Что из перечисленного относится к форме логического познания?
52. Каким является содержание истины?
53. Какой признак присущ истине?
54. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
55. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?
56. Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?
V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
57. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?
1 — уровень свободы и демократии в обществе
2 — уровень развития производительных сил
3 — уровень интеллектуального развития общества
4 — уровень жизненного благополучия в обществе
58. Какие качества определяют сущность в структуре личности?
59. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?
60. Что представляет по своей сути общественная практика?
1 — рефлексивную деятельность
2 — преобразующую деятельность
3 — адаптационную деятельность
61.Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?
1 — производительные силы
2 — способ производства
3 — производственные отношения
62. Что из перечисленного составляет производственные отношения?
1 — технические средства
2 — работники и специалисты
3 — профессиональная квалификация
63. Что лежит в основе свободы?
1 — способности и умения человека
2 — осознание необходимостей жизни
3 — уровень жизненного благополучия
64. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?
1 — наследие, переходящее людям из поколения в поколение
2 — собственность на средства производства
3 — различие между людьми по способностям
4 — трудолюбие одних людей и ленность других
65. Какое определение социальной группы является более полным?
1 — коллектив, в котором человек формирует свое поведение
2 — группа людей, где каждый индивид оценивает себя и всех
3 — совокупность индивидов, имеющих общие интересы и дела
4 — группа, в которой общим является кровное родство и быт
66. Выберите правильное определение практики.
1 — материальная деятельность по преобразованию мира
2 — основная форма и способ духовной жизни общества
3 — производственная деятельность людей, создающая благо
4 — любая деятельность людей, в которой достигаются цели
67. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?
68.Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?
1 — отношения распределения
2 — отношения собственности
3 — отношения потребления
4 — отношения обмена
69. Что является движущей силой развития цивилизации?
1 — историческое предопределение
2 — деятельность творческой элиты
3 — потребности и интересы людей
4 — классовая борьба
70. Что является определяющим признаком для понятия «ценности»?
1 — справедливость и добропорядочность
2 — драгоценности и богатство
3 — то, что значимо в жизни
4 — то, что является необходимым в жизни
71. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?
1 — ответственность — это следствие человеческой свободы
2 — свобода — это следствие человеческой ответственности
3 — свобода и ответственность — это два отдельных явления, вызванных разными причинами
4 — свобода и ответственность — это два отдельных явления, вызванных одной и той же (общей) причиной
72. Что считал Арнольд Тойнби основным предметом философского изучения истории?
1 — общественно-экономические формации
2 — национально-исторические системы
3 — духовно-исторические основы общества
4 — культурно-исторические типы общества
73. Что считал Карл Маркс основным предметом философского изучения истории?
Источник
Общественная практика
Из множества таких конкретных актов индивидов и складывается общественно-историческая практика.
Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании объективно существующих в нем предметов и явлений. Оговорим сразу же различие между понятием «практика» и понятием «деятельность», вынесенным в название главы. Второе понятие по своему объему шире первого: оно включает в себя как практическое, так и теоретическое отношение человека к миру. Таким образом, практика является одним из «полигонов» деятельности, самым древним, сохраняющим по сей день основополагающее, базисное значение по отношению к другим видам деятельности.
Отметим конспективно наиболее характерные черты практики:
1. Практика есть первичное, исходное отношение человека к миру. Понимание этого очень важно, ибо абстрагирующее, теоретическое отношение человека к природному и социальному миру появилось гораздо позднее, в результате третьего великого общественного разделения труда — отделения труда умственного от труда физического. Человек приходит в мир как практический деятель и только впоследствии становится и теоретиком. Отсюда следует:
2. Практика есть активно-деятельностное отношение человека к миру. Такое понимание практики представляет собой вызов двум диаметрально противоположным концепциям в истории социальной философии. Одна из них (выраженная, например, в антропологическом материализме Л. Фейербаха) исходит из пассивно созерцающего отношения человека к миру, другая же (субъективно-идеалистическая), признавая и подчеркивая активную сущность человека, абсолютизирует духовное начало в ней и отрывает ее от материального мира.
3. Практика человека носит общественный характер. Уже Аристотель обнаружил, что, человек есть «животное общественное». Это значит, что, вступая в ходе практической деятельности в соответствующие субъект-объектные отношения, то есть становясь в качестве субъекта в определенное отношение к объекту своего труда и преобразования, индивид вынужден вписывать это отношение в сложный контекст отношений другого рода — субъект-субъектных, то есть вступать в сотрудничество (а порой и в противоборство) с другими индивидами по поводу овладения предметами материального мира, их преобразования и использования достигнутых результатов.
4. Практика человека есть сознательная, целеполагающая деятельность. Здесь мы вновь возвращаемся к схеме исторической причинности, рассмотрение которой было нами прервано на звене «стимул». Дальнейшим осознанием потребностей, интересов и стимулов выступает цель — предвосхищение в сознании (на уровне мышления] результата деятельности, В соответствии с поставленной целью человек создает и идеал — более или менее полный образ той цели, К которой он стремится. Согласно И. Канту, единственным существом, действующим по «внутренней цели» и вырабатывающим в связи с этим идеальный образ, является человек. Продолжая эту мысль Канта, К. Маркс писал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове.
Читайте также
Общественная психология и идеология
Общественная психология и идеология Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический.Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений,
9.3. Общественная психология
9.3. Общественная психология В составе обыденного сознания выделяют общественную психологию.Это – совокупность чувств, настроений, привычек, склонностей, направлений воли, переживаний, мыслей, возникающих на основе социальной группы, в которую входит индивид. В
Глава III Общественная реальность
Глава III Общественная реальность В книге «Паутина жизни» я выдвинул идею синтеза современных теорий живых систем, в том числе выводов нелинейной динамики — дисциплины, известной широкой публике под названием «теории сложных систем» [1]. В предыдущих двух главах я подвел
Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства
Общественная собственность и непосредственно общественная форма производства Рассматривая капиталистический способ производства, Энгельс доказывал, что действительное разрешение основного противоречия капитализма в первую очередь состоит в установлении
2. Русская общественная мысль 40 – 70-х годов XIX века и марксизм
2. Русская общественная мысль 40 – 70-х годов XIX века и марксизм Первые отклики на произведения Маркса и Энгельса в русской общественной мысли В поисках надежных путей общественного прогресса, способов освобождения страны от ига самодержавия и крепостничества
2. Общественная деятельность софистов и их социально-политические воззрения
2. Общественная деятельность софистов и их социально-политические воззрения Единой школы софисты не создали. Этому мешали существующие расхождения во взглядах, а также избранный ими странствующий образ жизни. Софисты переходили из города в город и за известную плату
27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА
27.СОЗЕРЦАНИЕ, ДЕЙСТВИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОЛЬЗА В любой исторической системе Вечной Философии есть аксиома: целью человеческой жизни является созерцание или непосредственное и интуитивное сознавание Бога; любое действие является средством достижения этой цели; общество
VIII. Общественная судьба или Значение литературного произведения
VIII. Общественная судьба или Значение литературного произведения Вступление Рассмотрим обстоятельства, свидетельствующие о том, что судьба литературного произведения в обществе определяется не только и не обязательно его «имманентными» свойствами, но равным образом
Дюркгейм — общество и общественная солидарность
Дюркгейм — общество и общественная солидарность Жизнь. Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim, 1858–1917) родился в г. Эпиналь в пограничной с Германией области Франции. Хотя его отец был раввином, но по отношению к религии Дюркгейм занял достаточно агностическую позицию. Он изучал
IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь
IV.32. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918) – основоположник марксизма в России, политик, последовательный оппонент В.И. Ленина и большевиков, социальный философ, эстетик, теоретик искусства. Взгляды Плеханова на искусство
1. Наука и общественная жизнь
1. Наука и общественная жизнь Выражение «социальная справедливость», стоящее в названии этой главы, не связывается в этой книге ни с каким реальным или желательным для автора общественным строем, а означает лишь исторически сложившийся, менявшийся со временем
Наука и общественная жизнь
Наука и общественная жизнь Всем мыслителям — от Ф. Бэкона и Декарта — путь в борьбе со схоластикой освещала идея связи науки с жизнью, с практической борьбой человека, направленной на покорение стихийных сил природы и за справедливое устройство жизни. Эта идея в своем
2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность
2.4.5. Генетика, нравственность и общественная ответственность Начнём разговор о связи генетики с нравственностью человека с напоминания того, что зачатие не сводится к гидромеханике излияния спермы из организма мужчины в организм женщины; к механике хаотического
4. Общественная психология
4. Общественная психология Основным строением новой общественной организации определяется первая черта общественной психологии, выступающей в ее рамках: высшая степень социальности. Трудовая сплоченность великой семьи человечества и коренная однородность развития
Источник