Человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними удачный внутренними
Остановимся на некоторых теориях, объясняющих организацию мотивации в отдельных случаях человеческого поведения.
Теория каузальной аттрибуции говорит о том, как человек истолковывает поведение других людей и предсказывает для себя их будущее поведение. В этой теории выделяются три основных момента. Во-первых, человек объясняет свое поведение не так, как поведение других людей. Во-вторых, процессы каузальной аттрибуции не подчиняются логическим нормам. И в- третьих, человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними причинами, а удачные — внутренними.
Приведем примеры каузальной аттрибуции различных жизненных ситуаций. Как объяснить причины супружеской ссоры? Я ссорюсь, потому что у нас денежные затруднения, а она ссорится со мною, потому что у нее плохой характер. Как объяснить результаты экзамена у меня и у соседа? Я сдал, потому что занимался, а он сдал, потому что ему повезло. Если я — представитель преуспевающего класса, то условия жизни представителей низшего класса объясняю скорее отсутствием у них таланта, предприимчивости и т.п.; в то же время если я — представитель низшего класса, то «они» преуспели, потому что воруют, подлецы и т.п.
Каждый из нас легко может вспомнить примеры собственных оценок такого плана.
Очень интересный пример каузальной аттрибуции — ситуация секты и вообще тоталитарного общества. Как стимулировать членов секты к активной работе? Возможны два варианта. Можно хорошо платить и хвалить; в этом случае при прекращении оплаты/похвалы люди перестают работать. Можно, однако, вообще не платить и побуждать людей к тому, чтобы они работали в трудных условиях и без отдыха. В этом случае люди начинают считать, что дело, которое они делают — правое и благородное, иначе зачем же они его бы делали? Другими словами, если дать людям повод верить, что они полностью преданы делу благодаря своим личным качествам, то это заставляет их без остатка «выкладываться» в работе.
Этот результат хорошо объясняет причины устойчивости различных тоталитарных сект.
Теории когнитивного диссонанса и когнитивного равновесия основаны на системном стремлении личности сохранить психологический гомеостаз и являются своего рода аналогами психологической защиты по типу «рационализация». Если мы вынуждены делать выбор между двумя одинаково привлекательными альтернативами (курить или бросить) или принять внутренне противоречивое для нас решение (влюбилась в негодяя), то мы постфактум находим аргументы в пользу нашего выбора.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы психологии
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Введение в психологию
1. Психология как наука
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Происхождение Своим названием и первым on-
слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Введение в психологию
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
1.1. Задачи и место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его
центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально- ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
Источник
Мотивация. Мотивация – это такие психические явления, как:
Мотивация – это такие психические явления, как:
— осознаваемые или неосознаваемые побуждения, вызывающие активность индивида и определяющие их направленность к цели;
— процесс образования, формирования мотивов.
Побуждение – это желание или намерение, совершить какое – либо действие.
Мотив – это побуждение к действию индивида для удовлетворения его актуальных потребностей.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру:
1. Возникновение потребности в чем-то, сопровождаемое эмоциональным беспокойством.
2. Осознание причины эмоционального неудовольствия.
3. Осознание объекта удовлетворения данной потребности.
4. Формирование желания.
5. Осознание способа действий для достижения желаемого.
6. Реализация действий, совершение поступков.
Мотивы могут быть:
1. Осознаваемые мотивы — индивид понимает причину своих действий и поступков, и может рассказать о них другим людям.
2. Неосознаваемые мотивы — индивид не осознает причину своего поведения. К неосознанным мотивам относят:
— влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность;
— гипнотическое внушение — мотивы сформированы «извне»;
— установки – определяют целенаправленный характер протекания деятельности, могут быть положительными и отрицательными;
— фрустрационное состояние – переживание неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения актуальной потребности.
3. Реально действующие мотивы – это мотивы управляющие поведением индивида.
4. Побудительный мотив – источник поведения.
5. Смыслообразующий мотив – мотив – цель, определяющий деятельность индивида.
6. Ведущий мотив – это главный, основной мотив, побуждающий к удовлетворению актуальной потребности.
Потребность – это исходная форма активности, переживаемое индивидом состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности — это желания. Потребности могут быть:
1. Первичные – это врожденные потребности в пище, воде, отдыхе, потребность в безопасности, общении, сексуальные потребности.
2. Культурные – это социальные потребности, сформированные под влиянием воспитания в обществе.
3. Материальные – это потребности в предметах человеческой материальной культуры.
4. Духовные — это познавательные и эстетические потребности, потребность в деятельности, в эмоциональном тепле и уважении, потребность осознать смысл своей жизни.
Стремление человека объяснить причины действий и поступков, предсказать дальнейшее поведение получило название в психологии «каузальной атрибуции».
Каузальная атрибуция исходит из следующих положений:
— человек объясняет поведение других людей в соответствии со своими личностными качествами;
— процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам;
— человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними обстоятельствами, а удачные — внутренними факторами.
Мотивационные явления со временем становятся чертами личности человека. К ним можно отнести:
1. Мотив достижения успеха – это потребность человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения, особенно в ситуациях соревнования.
2. Мотив избегания неудачи – устойчивая мотивационная черта личности, стремление избегать неудачи в жизненных ситуациях.
3. Локус контроля – устойчивое свойство личности, характеризующее локализацию причин, исходя из которых, субъект объясняет свое поведение и поведение других людей. Локус контроля бывает:
— интернальный, т.е. внутренний локус контроля – субъект берет на себя ответственность за свое поведение;
— экстернальный, т.е. внешний локус контроля – причины своего поведения субъект объясняет внешними обстоятельствами, окружающей средой.
4. Самооценка — оценка субъекта своих возможностей, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
5. Уровень притязаний — желаемый уровень максимального успеха в деятельности и общении.
6. Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить добрые взаимоотношения с близкими.
7. Мотив отвергания — боязнь быть отвергнутым, не принятым лично значимыми людьми.
8. Мотив власти — стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.
9. Альтруизм – стремление человека удовлетворять интересы и потребности других людей.
10. Эгоизм — стремление удовлетворять личные интересы и потребности, не учитывая интересы и потребности других людей.
11. Агрессивность — стремление человека нанести физический, моральный или материальный вред другим людям. Агрессия может быть: осознаваемой и неосознаваемой, защитной и реактивной, вербальной и инструментальной, прямой и косвенной.
12. Мотив торможения агрессивных действий — оценка собственных действий как нежелательных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
Таким образом, от мотивов зависит возникновение, избирательность, направленность, продолжительность и устойчивость деятельности индивида.
Большое влияние на результативность деятельности имеет мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи.
Контрольные вопросы к лекции № 6
1. Свойства темперамента являются врожденными или приобретенными?
2. Назовите основные типы темперамента.
3. Как проявляются свойства темперамента?
4. Что является объективным критерием проявления характера человека?
5. Какие черты характера определяют отношение человека к деятельности?
6. Перечислите акцентуации характера и дайте им краткую характеристику
7. Назовите уровни развития способностей.
8. На основе чего могут проявляться разные способности?
9. Какова структура мотива?
10. Чем мотив отличается от мотивации?
Литература к лекции № 6
1.Л.Д.Столяренко, Психология. Учебник для вузов – СПб, Питер. 2013 – 592с.
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б., Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 – 575 с.
3. Парфенов В.Н. Психология. Учебное пособие – СПб, Питер. 2013 – 480с.
4. Сосновский Б.А., под редакцией. Психология. Учебник. – М. Издательство Юрайт.2013 –799 с.
Источник