Русские классики о российских чиновниках
Чиновники это люди, которым вы платите за то, что они мешают вам работать.
(с) неизвестный автор
18 января Госдума Госдума приняла в первом чтении законопроект, устанавливающий штрафы за использование нецензурных слов и выражений в средствах массовой информации. Как уточнил заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин из фракции «Единая Россия», СМИ придется нести административную ответственность и за нецензурные цитаты из литературных произведений. При этом единорос отметил, что в дальнейшем «можно подумать и об ответственности за использование бранных слов в художественных произведениях».
«Антиматерные» поправки еще не вступили в силу, однако портал ЮГА.ру, уважая букву и дух закона, приводит исключительно цензурные цитаты классиков отечественной литературы о российских чиновниках и их законодательных инициативах.
— Есть легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях — пирог с казенной начинкою.
— Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
— Там, где простой идиот расшибает себе голову или наскакивает на рожон, идиот властный раздробляет пополам всевозможные рожны и совершает свои, так сказать, бессознательные злодеяния вполне беспрепятственно. Ему нет дела ни до каких результатов, потому что результаты эти выясняются не на нем (он слишком окаменел, чтобы на нем могло что-нибудь отражаться), а на чем-то ином, с чем у него не существует никакой органической связи.
— Самые плохие законы — в России, но этот недостаток компенсируется тем, что их никто не выполняет.
— В России от дурных мер, принимаемых правительством, есть спасение: дурное исполнение.
— Если человек присасывается к делу ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником.
— Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником.
— Чиновники размножаются, как поганки, — делением.
Ты открой глаза —
черно в них.
Погляди —
по всей России
на чиновнике чиновник,
как бацилла на бацилле.
— Бюрократия есть сила, утратившая цель своей деятельности и потому ставшая бесцельной, но не переставшая быть сильной.
— Государству служат худшие люди, а лучшие — только худшими своими свойствами.
— Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.
— Все наши начальники суть чиновники, делопроизводители, бумажники. Жизнью им некогда заниматься, подмечать ее явления, проникать в ее причины, предугадывать следствия, прокладывать пути, облегчать сообщения, да и вообще делать добро, кроме бумажного, — у них вечно связаны руки.
— Каковы ныне, большею частию, губернаторы? Люди без способностей и дают всякою неправдою наживаться секретарям своим, или без совести и сами наживаются.
— Государство расположилось в России, как оккупационная армия.
«В стране все ху. во, у меня все зае. сь», — афористично ответил один высокопоставленный госслужащий на дежурное «Как дела?».
Источник
Цитаты о бюрократии
Бюрократия подменяет реальные цели общества своими формальными целями, государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские в государственные.
Бюрократизм — действия правильные формально и издевательские по существу.
Сражения с бюрократизмом не могут быть выиграны бюрократами.
Бюрократизм является неизбежным элементом всякой государственности .
Всякое общество вправе требовать от власти: «Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось». Но бюрократия думает иначе: «Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами».
Бюрократия есть искусство делать возможное невозможным.
Хавьер Паскуалъ Сальседо
Государственный служащий: лицо, выбираемое народом. чтобы распределять взятки.
Если руководишь — взвешивай слова, если возможны неприятности — делегируй полномочия, если сомневаешься — бормочи.
Бюрократия, правление анонимов, стало современной формой деспотизма.
Бюрократия — это гигантский механизм, приводимый в движение пигмеями.
Бюрократ — это неудачник, постоянно изобретающий собственные триумфы.
Бюрократия разрастается, чтобы поспеть за потребностями разрастающейся бюрократии.
Бюрократия есть сила, утратившая цель своей деятельности и потому ставшая бесцельной, но не переставшая быть сильной.
Бюрократ — это человек, которому требуется столько времени для ничегонеделания, что его совершенно не хватает для работы.
Бюрократический способ избавления от ненужных бумаг состоит в том, чтобы уничтожать их, сохраняя копию каждой страницы.
«Оптимизировать»: усложнить дело настолько, чтобы обеспечить максимальный уровень своей защищенности.
Служебные бумаги стремятся заполнить все свободные ящики.
Трудно заставить человека понять что-либо, если его жалованье зависит от его способности непонимания.
В борьбе с демагогией побеждают демагоги.
Работать с людьми легко. Трудно работать с живыми людьми.
Чиновники — это бумажные тигры, которых можно победить только бумагами с печатью.
Мой отец был государственным служащим, а мать тоже не работала.
В бюрократическом государстве, где всё делается на основании закона, честолюбцы находятся на привязи, и мы видим там лишь интриганов, недостойных звания честолюбцев.
Казенная служба — последнее прибежище разгильдяя.
Бюрократия — это гигантский механизм, управляемый пигмеями.
Бюрократия сокращается, сжимаясь пружиной.
Бюрократический подход к самым неправым делам придаёт им вид правых.
Бюрократия – это как рыбная ловля там, где рыба не водится.
Сирил Норткот Паркинсон
Бюрократ — это человек, богато одаренный способностью не понимать.
Если бы не иерархии повсюду, у серости не было бы никаких надежд на процветание. Понятно, чем меньше подходит делу иерархическая его организация, тем острей в ней заинтересована бездарность.
Бюрократизм — государственная форма издевательства.
Бюрократизм — это острая общественная болезнь, она начинается с утраты перспективы.
Официальные мнения имеют свою иерархию.
Ничто так наглядно не определяет лицо государства, как существо и облик чиновника.
Иногда головой не пробьешь даже бумагу.
Правительство предполагает, а бюрократия располагает.
Бюрократизация размножается, как клетки, делением. На месте одного распущенного учреждения родятся два других, ещё более ненужных.
Единственное, что нас спасает от бюрократии, это ее неэффективность. Эффективная бюрократия — величайшая угроза для свободы.
Часть любой административной машины не служит решительно ничему – это красота в чистом виде.
История бюрократии вымощена останками антибюрократических утопий.
Если тебе действительно есть что сказать, напиши заявление.
Зажим критики — инстинкт самосохранения бюрократизма.
Вера в бумагу носит мистический характер. На ней пишут гарантии вечности гранита.
Бюрократия размножается разделением обязанностей.
. но сколько изобретено новых мест, сколько чиновников ненужных! Здесь три генерала стерегут туфли Петра Великого, там один человек берёт из пяти мест жалование, всякому — столовые деньги, множество пенсий излишних, дают взаймы без отдачи и кому — богатейшим людям! Обманывают государя проектами, заведениями на бумаге, чтобы грабить казну… Непрестанно на государственное иждивение ездят инспекторы, сенаторы, чиновники, не делая ни малейшей пользы своими объездами, все требуют от императора домов — и покупают оные двойною ценой из сумм государственных, будто бы для общей, а в самом деле для частной выгоды и прочее, и прочее… Мало остановить некоторые казенные строения и работы, — … надобно бояться всяких новых штатов, уменьшить число тунеядцев на жалованье.
Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить. Её иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей, низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение. — К. Маркс. К критике гегелевской философии права (лето 1843 г.).— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 1, сс. 271—272.
Бюрократия состоит из наемных служителей, аристократия — из идолов, а демократия — из идолопоклонников.
Чиновник, считающий себя частью бюрократической машины, больше всего не любит брать на себя ответственность, иначе говоря, принимать решения, за которые его могли бы критиковать. Он старается избегать принятия любых решений, которые не сформулированы достаточно четко его руководством, и если он сомневается, то посылает человека к другому бюрократу, который в свою очередь сделает то же самое.
Хороший чиновник должен иметь железное здоровье, золотые руки, стальные нервы и пуховую задницу.
Бюрократия — это как рыбная ловля там, где рыба не водится.
Сирил Норткот Паркинсон
Я очень мало зависел от чиновников. Шахматы в этом плане — счастливая сфера деятельности.
Источник
Бюрократия в современной системе управления, ее достоинства и недостатки, пути их решения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:25, реферат
Краткое описание
В наше время бюрократия настолько разрослась, что с ней невозможно бороться. Один неизвестный миру автор писал: «Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворить нужды разрастающейся бюрократии». Я не могу с этим не согласиться! Ведь сейчас можно наблюдать картину того, что бюрократы кормят себя и свои семьи, а на остальное не обращают внимания.
Содержание
Введение 3
Глава 1. История развития российской бюрократии 4
Глава 2. Бюрократия в современной системе 10
Глава 2. Достоинства и недостатки бюрократии, пути их решения 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Вложенные файлы: 1 файл
реферат.docx
И вот, приблизительно в 60-х гг. XX в. внешне незаметное, но активное внутреннее разложение явилось неизбежным логическим следствием эволюции советской бюрократической системы правления. Она показала как недостатки всех бюрократических систем мира, так и специфику российского пути развития данной системы.
Власть же по-российски в условиях радикальных изменений 90-х гг. – это, в определённой степени, малоэффективный процесс политического участия «масс», сопоставимый с советским периодом влияния граждан на систему власти. Сегодня такое положение дел в нашем обществе объясняется скачкообразными и быстрыми изменениями последних лет в социальной сфере, быстрым вовлечением разных общественных сил в политику, в то время как медленно развиваются такие политические институты, которые адекватны этим силам. Социальные отношения стали более сложными, но недостаточно связанными между собой. (1)
Глава 2. Понятие «бюрократия», место в современной системе
Есть много подходов к определению бюрократии. Допустим в словаре экономических терминов, бюрократия — система управления, основанная на формализме, административной волоките, на превалировании формального над сущностным (6). Но мне более понятно утверждение, что бюрократия – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. «Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую специальным властным аппаратам, но и сам этот аппарат. Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Первым, кто продемонстрировал достоинства бюрократии как системы управления, был немецкий социолог Макс Вебер. Он предложил понимать под ней рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев.
Для углубленного изучения бюрократии и для того, чтобы понимать это понятие лучше, разберем основные принципы бюрократии по Веберу.
Описывая идеальную бюрократическую организацию, Вебер выделил несколько ее типичных особенностей. Важнейшими из них являются:
1. Специализация и разделение труда. Каждый сотрудник имеет определенные обязанности и сферу деятельности, которые не могут дублировать сферу полномочий других членов организации.
2. Вертикальная иерархия. Структуру бюрократической организации можно сравнить с пирамидой: большинство находится в ее основании, а меньшинство – в верхней части. Каждый человек, входящий в эту вертикальную иерархию, руководит нижестоящими людьми и в свою очередь, подчиняется вышестоящим, благодаря чему осуществляется контроль за деятельностью каждого элемента организации.
3. Четкие правила. Деятельность каждого члена организации регламентирована правилами, цель которых – это рационализация всего процесса управления. В идеале эти правила должны сделать предсказуемой деятельность каждого работника и всей организации. Хотя правила и могут видоизменяться, в целом они должны быть устойчивы в течение долгого времени.
4. Обезличенность взаимоотношений. В идеальной бюрократии личные симпатии, чувства и предпочтения не играют роли. Этот принцип является единым для взаимоотношений внутри организации, и в ее отношениях с внешними для организации партнерами. Условием идеальной бюрократии также является то, что набор новых сотрудников проводится на основе соответствия определенным объективным критериям вне зависимости от личных знакомств и привязанностей.
Множество правил, которые охватывают всю деятельность чиновников, с одной стороны, существенно ограничивают их инициативу и творчество, но, с другой стороны, предохраняют клиентуру от личного произвола сотрудников. Обезличенный подход к подбору персонала позволяет подобрать людей, обладающих стандартной подготовкой и компетентностью, хотя при этом велик риск отбраковать нестандартно мыслящих и талантливых кандидатов на должность. (5)
Отечественная бюрократия за 15 лет российских реформ заметно изменилась, усилила свое влияние на жизнь страны, овладела многообразием инструментов по защите и продвижению своих интересов в новых экономических и политических условиях. Что практически не меняется, а если и меняется, то в худшую сторону, – так это негативное отношение к бюрократии со стороны общества.
Всякий раз, когда в стране возникает потребность в переменах, вопросы чиновничества, его проблемы неэффективности и коррумпированности выходят на передний план. Так было двадцать лет назад, когда началась перестройка М. Горбачева, в таких же условиях продолжил политическую деятельность Б. Ельцин. Вот и сегодня антибюрократические умонастроения в обществе весьма заметно усилились.
При этом потребность ограничить всевластие бюрократического аппарата традиционно в России сочетается с запросом на сильное государство, справедливость и порядок. Отсюда двойственное отношение наших сограждан к бюрократии. Большинство россиян, хотя и не ставят знак равенства между чиновничеством и государством, признают важность бюрократии в качестве своеобразного социального «клея», призванного цементировать государственный организм. Во всяком случае, большинство опрошенных (67,5%) признают, что управление страной должно находиться в руках опытных, квалифицированных специалистов. Причем, эту точку зрения в равной степени разделяют «рядовые» граждане и сами чиновники. Идея общественного самоуправления близка лишь трети опрошенных (32,1%).Значительное число россиян (53,9%) чиновничий аппарат неплохо было бы подсократить и «почистить», однако немало среди населения, а еще больше среди чиновников, тех, кто сомневается в этом деле (соответственно 44,6 и 65,4%) (isras.ru) Таким образом, взгляд на бюрократию изнутри и извне расходятся. В наше время народ не верит в честный бюрократизм. И если послушать Михаила Михайловича Лашкова — директора Национального антикоррупционного совета РФ, то можно понять почему. М. М. Лашков считает, что «современная российская бюрократия — это уже целый вертикально структурированный, наделенный властными полномочиями класс общества, сплоченный между собой не только корпоративной солидарностью, личными обязательствами и долгими дружескими отношениями, но и родственными связями. При этом наделение бюрократа властными полномочиями определяет его место в иерархии государственной службы со всеми прилагающимися к этому месту привилегиями, льготами и прочими социально-материальными благами, которые в обмен на лояльность к действующей власти делают его жизнь комфортной и независимой от финансово-экономических потрясений в стране». (4)
Глава 3. Достоинства и недостатки бюрократии
В прошлой главе я упоминала о том, что бюрократия связана с государственным управлением, чиновничьим аппаратом и соответственно с государственной службой.
Если говорит о достоинствах бюрократии, то если такие имеются, то что-то я их не наблюдаю, а вот о недостатках можно сказать многое.
Нынешнее состояние государственной службы Российской Федерации характеризуется рядом проблем, из которых вытекают недостатки:
- наличие противоречий в законодательстве о государственной службе;
- недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов;
- снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих;
- слабое использование современных технологий государственного управления, в том числе информационных, отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов;
- непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы;
- низкая эффективность механизма профилактики коррупции и борьбы с ней, а также правовых и организационных мер контроля деятельности органов государственной власти и их аппаратов со стороны гражданского общества;
- несоответствие социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности и уровню законодательных ограничений, существующих на государственной службе;
- отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и государственных служащих, что способствует бюрократизации отношений между органами государственной власти, структурными подразделениями аппарата органа государственной власти, а также между органами государственной власти, гражданами Российской Федерации и структурами гражданского общества;
- информационная закрытость деятельности органов государственной власти;
- неразработанность механизмов взаимосвязи государственной службы с муниципальной службой. (2)
За период с 1992 года по 2002 год численность государственных служащих и иных работников в этих органах увеличилась в 1,8 раза, в основном на региональном уровне. Увеличение численности бюрократии свидетельствует о том, что, во-первых, отсутствует продуманная государственная кадровая политика; во-вторых, эффективность организации и функционирования бюрократии оставляет желать лучшего и, в-третьих, о весьма низкой конкурентоспособности государства как работодателя, когда вместо одного «эффективного» работника нанимаются три-пять «неэффективных».
Поскольку в основе бюрократизма лежат экономические, организационные, политико-идеологические, социокультурные корни, необходимы изменения экономических, организационных, социальных, политических и других условий, способствующих обюрокрачиванию управленческих процессов. Успех борьбы с бюрократизмом в России определяется тем, по какому пути социально-экономического и политического развития пойдет страна, насколько быстро и в каких масштабах будут реализованы идеи демократии, свободы и социальной справедливости, как будут осуществлены принципы демократической самоуправляемости.
Бюрократизм приобретает тем большие масштабы и влияние, чем авторитарнее политический режим. Демократизация системы управления лишит бюрократизм благоприятной среды, тех «ниш», в которых он сейчас размножается и благоденствует. При этом борьбу с бюрократизмом следует рассматривать в широком контексте демократического обновления, недопустимо ее сведение к обличению бюрократического стиля управления, к антибюрократическим кампаниям и механическим реорганизациям аппарата управления.
Успешной борьбе с бюрократизмом могут и должны способствовать система социального оппонирования чиновничеству и социальный контроль за деятельностью аппарата в целом. Однако социальное оппонирование ни в коем случае не следует толковать как нечто антиаппаратное. Без аппарата нет и не может быть ни одного органа управления, без него — анархия, хаос. Но управление нельзя доверять лишь одному аппарату. Необходимо сочетание демократического государственного управления с действенными механизмами социальной саморегуляции. (3)
Бюрократизм не может не проявляться в развитой системе управления, в которой субъект и объект управления в той или иной мере отделены друг от друга, где субъект управления специализируется и профессионализируется. Каждый государственный служащий в той или иной мере бюрократ. Но отсюда вовсе не следует, что для уничтожения бюрократизма необходимо уничтожить государственную службу, профессиональный аппарат власти или управления. Такая идея ошибочна и малопродуктивна. Выход лежит в другой плоскости поиска. В этой связи необходимо выделить проблематику бюрократии и бюрократизма в специальный раздел теории управления для более глубокого их анализа.
Бюрократизм — не просто монополизация осуществления власти аппаратом, а как бы вторая власть, разлагающая единую систему власти. Конкретнее бюрократизм — это чрезмерная формализация управления, используемая для фактического (максимально возможного) оттеснения народа и его представителей от власти, для обеспечения собственных интересов в ущерб интересам общества. Таким образом, можно сказать, что ныне бюрократизм удовлетворяет свои потребности, не ставя перед собой конкретных целей, помимо собственного обогащения. Даже Василий Осипович Ключевский говорил, что «бюрократия есть сила, утратившая цель своей деятельности и потому ставшая бесцельной, но не переставшая быть сильной».
Источник