Бюджетные комиссии осуществляет свою деятельность

Приложение N 1. Положение о Бюджетной комиссии

ГАРАНТ:

Постановлением Губернатора Амурской области от 23 августа 2007 г. N 500 в настоящее Положение внесены изменения

Информация об изменениях:

Приложение N 1
к постановлению
губернатора Амурской области
от 26 апреля 2007 г. N 268

Положение
о Бюджетной комиссии

С изменениями и дополнениями от:

23 августа 2007 г.

1. Бюджетная комиссия (далее — Комиссия) является координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия участников бюджетного процесса по определению единой налоговой и бюджетной политики в Амурской области, направленной на эффективность расходования бюджетных средств, полноту и реальность отражения доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, разработке перспективного финансового плана, проекта областного бюджета на очередной финансовый год.

2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Амурской области, постановлениями и распоряжениями губернатора области, а также настоящим Положением.

3. Основной задачей Комиссии является принятие решений по вопросам, связанным с разработкой перспективного финансового плана и проекта областного бюджета на очередной финансовый год.

4. Комиссия для реализации возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:

рассматривает основные параметры прогноза социально-экономического развития Амурской области на среднесрочную перспективу, прогноз социально-экономического развития Амурской области на очередной год и основные показатели финансового баланса Амурской области;

рассматривает и согласовывает предложения по формированию основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики, используемые для подготовки проекта перспективного финансового плана и проекта областного бюджета на очередной год;

рассматривает проект перспективного финансового плана и проект областного бюджета на очередной год, а также иные документы и материалы по вопросам бюджетного планирования;

принимает решение об определении основных показателей областного бюджета на очередной финансовый год, среднесрочную перспективу для внесения на рассмотрение губернатору области.

5. Комиссия имеет право:

запрашивать в установленном порядке у главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию;

заслушивать на своих заседаниях представителей главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.

6. Председатель Комиссии руководит деятельностью Комиссии, организует ее работу, осуществляет общий контроль за реализацией принятых Комиссией решений и рекомендаций.

7. Заседания Комиссии проводит председатель Комиссии, в его отсутствие — заместитель.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

8. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии.

Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывает председатель Комиссии, и в недельный срок направляются губернатору области и членам Комиссии.

9. Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет министерство финансов Амурской области с участием министерства экономического развития и внешних связей Амурской области.

10. Несогласованные вопросы о распределении главным распорядителям средств областного бюджета предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год, среднесрочную перспективу выносятся на рассмотрение губернатора области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Бюджетные комиссии осуществляет свою деятельность

Утверждено
решением № 17
2 сессии Совета депутатов
Скалинского сельсовета
четвертого созыва
от 23.04.2010 года.

I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Комиссия является органом Совета депутатов, подотчетна ему, действующая на основе Конституции РФ, законов РФ, законодательства и нормативных актов Новосибирской области.

2. В своей деятельности комиссия взаимодействует с другими комиссиями Совета депутатов, под непосредственным руководством председателя комиссии.

3. Работа комиссии регулируется и обеспечивается регламентом Совета депутатов и настоящим положением.

II. ЗАДАЧИ КОМИССИИ

1. В пределах компетенции сельского Совета депутатов комиссия решает следующие вопросы и задачи:

• Осуществляет в установленном законодательством порядке контрольные функции по вопросам исполнения бюджета;

• Предварительно рассматривает проекты решений, распоряжений о деятельности сельского совета;

• Проводит анализ статистических данных доходов и расходов местного бюджета;

• Содействует на местах исполнению законодательства РФ, областного законодательства по вопросам своей компетенции;

• Решает иные задачи в рамках своей компетенции и своих функциональных обязанностей.

III. ФУНКЦИИ КОМИССИИ

1. В функции комиссии входят:

— Разработка и анализ предложений по вопросам бюджетно-финансовой налоговой политики с целью эффективного социально-экономического развития сельсовета;

— Экспертиза и подготовка заключений по проектам решений других депутатов, других комиссий, органов администрации.

IV. ВОПРОСЫ ВЕДЕНИЯ КОМИССИИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

1. Комиссия по поручению Совета депутатов, председателя Совета, его заместителя или по собственной инициативе подготавливает в своей части материалы для рассмотрения на сессиях следующих вопросов:

— по проекту и исполнению местного бюджета, дополнения и изменения к ним;

— по программам социально-экономического развития сельсовета, льготному налогообложению, экономическому стимулированию;

— по бюджетной, налоговой и финансовой политике на территории сельсовета, по основным принципам налогообложения, применительно к местным налогам и сборам;

— по установлению ставок налогов, сборов, пошлин и тарифов на оплату услуг предприятий и организаций, находящихся в собственности района и порядку их изымания, установлению льгот и преимуществ, в т.ч. налоговых;

— по вопросам местного самоуправления;

— совместно с администрацией готовит проекты договоров и соглашений о разграничении полномочий и компетенции по решению вопросов местного значения между районом и поселением;

— по установлению порядка управления, распоряжения муниципальной собственностью;

— совместно с администрацией готовит перечень объектов муниципальной собственности Скалинского сельсовета для утверждения Советом депутатов;

— готовит предложения о порядке использования нежилых помещений и распоряжения ими;

— готовит проекты решений по вопросам условий приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности, принимает участие в разработке проектов программ управления муниципальной собственностью, в том числе программы приватизации и приобретения муниципального имущества;

— принимает участие в разработке проектов нормативных документов, регламентирующих деятельность муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, оценивает эффективность их управления и использования ими муниципального имущества;

— принимает участие в разработке проектов программ по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

2. Комиссия вносит свои предложения в Совет в форме проектов решений, носящих нормативный характер или заключение.

3. Комиссия осуществляет контроль:

• За выполнением решений местного Совета по вопросам своей компетенции и собственных решений;

• За использованием местного бюджета, за эффективным использованием бюджетных средств, расходованием средств внебюджетных фондов;

• За осуществлением бюджетной, налоговой и финансовой политики, проводимой Советом депутатов и администрацией сельсовета;

• За расходованием финансовых ресурсов сельсовета и за экономической эффективностью деятельности администрации, организаций и учреждений Совета.

4. Комиссия по вопросам, находящимся в её ведении или на её рассмотрении, вправе запрашивать других комиссий, либо осуществлять с ними совместную проработку (на совместном заседании, с участием представителей в рабочем порядке и т.д.).

Комиссия по просьбе других комиссий сельского Совета по вопросам ведения может принять участие в подготовке вопросов, подготавливаемых этими комиссиями.

Читайте также:  Какие документы нужны для открытия своего малого бизнеса

5. Комиссия по вопросам, относящимся к ведению Совета депутатов вправе:

• Предлагать вопросы для внесения в повестку дня сессии;

• Вносить предложения об изменении структуры органов Совета и администрации;

• Давать рекомендации сельскому Совету, администрации, их органам, учреждениям, общественным объединениям по вопросам финансовой и налоговой политики;

• Запрашивать и получать заключения, информации и финансовых органов и налоговых служб по вопросам своего ведения, а в случае необходимости и других компетентных органов и организаций. Приглашать к участию в заседаниях комиссии должностных лиц муниципального образования, о чем они извещаются заблаговременно.

6. Комиссия имеет право обращаться с вопросами на заседаниях Совета к председателю Совета, главе администрации, руководителям других органов, образуемых или избираемых Советом, а также руководителям, расположенных на территории Совета предприятий и организаций, учреждений, по вопросам, относящихся к её деятельности.

7. Разработанные комиссией проекты решений, предложений по вопросам, относящимся к ведению Совета, могут направляться государственным и общественным органам, предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным на территории Совета.

8. Комиссия вправе по вопросам, относящимся к её ведению, вносить предложения о заслушивании на её заседаниях и заседаниях Совета отчетов или информации о работе органа, либо должностного лица по выполнению ими решений сельского Совета.

9.Члены комиссии по поручению комиссии или по своей инициативе имеют право изучать вопросы, относящиеся к ведению комиссии, обобщать предложения государственных и общественных органов, а также граждан, вносить свои выводы и предложения в комиссию.

10.Принятые комиссией решения в необходимых случаях направляются их исполнителям, заинтересованным органам власти и управления, предприятиям и учреждениям.

11. Комиссия осуществляет контроль за выполнением решений сельского Совета депутатов, предприятиями, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами, расположенными на территории сельсовета, в пределах своей компетенции.

V. РУКОВОДСТВО КОМИССИЕЙ И ПОРЯДОК ЕЁ РАБОТЫ

1. Комиссию возглавляет председатель, который избирается открытым голосованием большинством голосов членов комиссии и утверждается на сессии Совета депутатов.

Председатель комиссии организует работу комиссии; ведет заседания комиссии; представляет Совету депутатов проекты решений, заключений и предложений, подготовленные комиссией, если это не поручено другому члену комиссии; представляет комиссию в отношениях с другими органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями.

2.Член комиссии обязан присутствовать на заседании и выполнять все возложенные на него поручения. При невозможности присутствовать на заседании член комиссии ставит в известность председателя комиссии о причинах своего отсутствия.

Член комиссии осуществляет следующие функции: вносит предложения в повестку дня заседания и в план работы комиссии; осуществляет деятельность в соответствии с планом работы комиссии; выполняет поручения председателя комиссии.

Член комиссии имеет право: выступать на заседании комиссии по существу рассматриваемых вопросов, вносить предложения; предлагать свою кандидатуру для включения в рабочую группу, формируемую комиссией или другими комиссиями Совета для совместной проработки вопросов; иметь особое мнение и представлять его на рассмотрение Совета; выступать с докладами по рассматриваемому комиссией вопросу; получать необходимую информацию, заранее заниматься с материалами заседаний комиссии.

3. Комиссия работает в соответствии с планом, утвержденном на заседании комиссии. Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

4. В заседаниях комиссии с правом совещательного голоса могут принимать участие представители органов государственной власти, специалисты, органы местного самоуправления.

5. Заседания комиссии являются открытыми. Комиссия вправе принимать решения о проведении закрытого заседания. Решения принимаются открытым голосованием. Решение комиссии считается принятым, если на заседании присутствует не менее половины от общего числа депутатов комиссии и за его принятие проголосовало большинство от присутствующих.

6. Комиссия может проводить выездные заседания.

7. Отчет о деятельности комиссии представляют Совету в конце календарного года.

Источник

Бюджетная комиссия и ее функции

Содержание финансового планирования на предприятии

Планирование — один из основных компонентов системы внутрифирменного и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности. Планирование — это непрерывный итерационный процесс, техническую основу которого составляют современные программные продукты (пакеты прикладных программ), предназначенные для разработки бизнес-плана развития фирмы и осуществления мониторинга ее производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности

Благодаря реализации на фирме системы планирования уточняется субъективное представление высшего менеджмента о положении фирмы относительно желаемого будущего экономического и финансового ее состояния.

ФП — это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основные задачи ФП:

1. Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;

2. Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени его рационального использования;

3. Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

4. Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;

5. Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

6. Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

ФП включает в себя следующие этапы:

1. Анализ финансовой ситуации (Анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ним.);

2. Разработка общей финансовой стратегии предприятия (разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия, на этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии);

3. Составление текущих финансовых планов (уточнение и конкретизация основных показателей прогнозных финансовых документов путем составления текущих ФП);

4. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана (состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием);

5. Осуществление оперативного финансового планирования

6. Выполнение финансового плана (осуществление текущей производственной, финансовой и прочей деятельности предприятия, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом);

7. Анализ и контроль выполнения плана (определение фактических конечных финансовых деятельности, сопоставление их с запланированными показателями, выявление причин и следствий отклонений от плановых показателей, разработка мер по устранению негативных явлений

Все подсистемы ФП на предприятии находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходный этап планирования — прогнозирование основных направлений финансовой деятельности, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое определяет задачи и параметры текущего ФП. База для разработки оперативных финансовых планов формируется на стадии текущего финансового планирования.

Бюджетная комиссия и ее функции

Председателем комиссии является Председатель Правительства РФ. Основная задача бюджетной комиссии — рассмотрение вопросов, связанных с разработкой перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. В составе Комиссии действуют рабочие группы (подкомиссии) по бюджетным и экономическим вопросам.

Рабочая группа по бюджетным вопросам рассматривает: основные показатели перспективного финансового плана и проект перспективного финансового плана; основные параметры и проект федерального бюджета на очередной финансовый год; проектировки по структуре доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета и др.

Читайте также:  Как можно круто назвать свою компанию

Рабочая группа по экономическим вопросам рассматривает: сценарные условия функционирования экономики РФ на среднесрочный период и основные параметры прогноза развития РФ на среднесрочную перспективу; прогноз социально- экономического развития РФ на очередной год; вопросы формирования расходов инвестиционного характера, вопросы формирования ведомственных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы и др.

Участники работ по планированию общественных финансов: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Минпромэнерго РФ, Минсельхоз РФ, Банк России, субъекты бюджетного планирования.

Сводное финансовое планирование

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота ВВП в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования. Объектом финансового планирования являются фонды денежных средств. Финансовым планированием обеспечивается сбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

На общегосударственном и территориальных уровнях финансовое, планирование обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

В систему финансовых планов входят: 1) перспективные финансовые планы; 2) сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления.

Перспективное финансовое планирование. Оно осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирования финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета и ежегодно корректируется на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства.

Сводный финансовый баланс государства. Это баланс финансовых ресурсов, созданных и. использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса — подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета.

Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, провести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатываемся в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. В табл. 1 приведены основные показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне.

34.Под бюджетным прогнозированием понимаются обоснованные, опирающиеся на реальные расчеты предложения о направлениях развития бюджета, возможных состояниях его доходов и расходов в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. На практике бюджетное прогнозирование стало неотъемлемой частью бюджетного процесса, базой бюджетного планирования.

Прогноз строится на тщательном изучении информации о состоянии бюджета на данный момент, определении в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предлагаемых бюджетных показателей, нахождении в результате анализа наилучшего варианта развития бюджетных отношений. Бюджетное прогнозирование ориентируется на поиск оптимального решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов.

Важным направлением бюджетного прогнозирования являются анализ финансово-бюджетного законодательства и установление необходимости его совершенствования.

Базой для бюджетного прогнозирования являются: прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени; статистическая информация по основным макроэкономическим показателям (объем и динамика производства ВВП, темпы инфляции, объемы производства и продаж товаров (услуг, включая образовательные); величина фонда оплаты труда; объем и рост прибыли; прогнозы развития государственного и муниципального секторов экономики; приоритеты социально-экономической политики, национальные проекты («Образование» и др.), целевые программы; предполагаемые доходы и расходы хозяйствующих субъектов, размер их имущества; объем доходов населения; данные об исполнении бюджетов разных уровней и др.

Важную роль играет сводный финансовый баланс, составляемый на прогнозируемый период. Он позволяет представить в комплексе финансовое положение страны, отдельных территорий, финансовые последствия проводимых реформ и возможности осуществления мер, нацеленных на перспективу.

При прогнозировании бюджетных средств: рассчитывается объем финансовых ресурсов по стране; определяются уровень и размер их возможной централизации государством, регионами и органами местного самоуправления; выявляются наиболее эффективные формы и методы изъятия денежных средств в бюджет; исследуются возможности воздействия через систему налогообложения на развитие производства и оказание услуг, внедрение инноваций и новых технологий; устанавливаются оптимальные пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.

35.Перспективное финансовое планирование
Перспективное планирование в современных условиях охватывает период от одного до трех лет. Однако такой временный интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической ситуации в стране и на предприятии, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования.
Перспективное финансовое планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.
Финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие основные этапы: определение периода реализации стратегии, анализ факторов финансовой среды деятельности предприятия, формирование стратегических целей, разработку финансовой политики предприятия, системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии, оценку разработанной финансовой стратегии.
На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.
В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются центры ответственности, определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.

36. Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Государственный кредит – это часть государственных финансов. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

• Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности.

• В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Читайте также:  Деятельность банка по управлению ценными бумагами своих клиентов

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении; от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ «О государственном внутреннем долге
Российской Федерации» (от 13 ноября 1992 г.) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

• Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30—50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не воспользуется их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным.
Минимальная цена заемных средств на рынке определяется ставкой рефинансирования.

Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга.
Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

• Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

• Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

• Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностями этой категории.

Источник

Оцените статью