- Методика оценки бюджетной эффективности проекта
- Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте
- Показатели бюджетной эффективности
- Бюджетные инвестиции, повышение их эффективности
- Правовое регулирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации. Оценка эффективности бюджетных инвестиций в Российской Федерации и пути ее повышения. Анализ динамики и структуры расходов на финансирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Введение
- Основным звеном бюджетной системы является бюджет, в составе которого выделяются капитальные расходы, которые представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
- Целевые программы как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций — один из эффективных инструментов реализации государственной инвестиционной политики, так как программы включают:
- * конкретные цели, что позволяет планировать бюджетные инвестиции с учетом их воздействия на темпы экономического роста;
- * инвестиционные проекты, что позволяет с помощью государственных капитальных вложений достигать поставленных целей.
- Целью работы является комплексное исследование бюджетных инвестиций, повышение их эффективности в Российской Федерации.
- В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
- 1. Рассмотреть теоретические основы бюджетных инвестиций;
- 2. Выявить проблемы и пути повышения их эффективности;
- 3. Сформулированы перспективы развития инвестиционной политики в России;
- 4.Проведена классификация основных понятий, необходимых для экономической оценки инвестиций.
- Предметом настоящей работы явилась методология расчета бюджетной эффективности и использования их результатов. В качестве объекта изучения и анализа явилась эффективность бюджетных инвестиционных проектов и инвестиций в целом.
- Методологической базой исследования явились труды отечественных ученых и специалистов, работающих в области измерения, учета и анализа эффективности инвестиций и инвестиционных проектов.
- Глава 1. Сущность, назначение и виды бюджетных инвестиций
- 1.1 Бюджетные инвестиции: понятие и классификация
- Бюджетные инвестиции — это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник для вузов / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров, АСА, 2016.
- В результате проведения классификации инвестиций выявлена возможность выделить категории государственного и муниципального инвестирования, ранее подробно не описываемые в правовой литературе — инвестиции для обеспечения исполнения функций публичной власти и специальные, предусматриваемые целевыми программами, в т.ч. долгосрочными (ст.179 БК РФ), федеральными адресными инвестиционными (ст.179.1 БК РФ), ведомственные (ст.179.3 БК РФ) и создающие основу для развития — политические, экономические, социальные, научные, инженерно-технологические и экологические инвестиции. Показано, что разграничение бюджетных инвестиций на общие и специальные, а последних на категории, имеет существенное значение как для регулирования бюджетных ассигнований на них, так и на проведение мероприятий финансового контроля осуществления инвестиций и достижения целей инвестирования.
- Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:
- · Проектной документации.
- · Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
- · Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
- · Проекта передачи объектов недвижимого имущества.
- Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта. Бюджетный кодекс РФ.
- Бюджетные инвестиции относятся к капитальным расходам, финансируются из бюджета при наличии решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и при условии их включения в целевую программу. Они предоставляются юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, не наделенных правом собственности на закрепленные за ними собственником имущество.
- Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
- В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики. Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.
- Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта.
- Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.
- Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса. Гражданский кодекс РФ
- Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.
- Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.
- А сейчас обратимся к Бюджетному кодексу РФ, и более точно определим понятие бюджетных инвестиций.
- Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции. Ковалев В.В. Инвестиции: учебник для вузов / Под редакцией В.В. Ковалева М.: Проспект, 2015.
- Бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
- Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.
- Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
- Необходимость бюджетных инвестиции обусловлена высоким износом основных фондов предприятий, крайне слабой конкурентоспособностью многих технологий, используемых в производстве, значительным числом убыточных предприятий. Кроме того, для товаропроизводителей все большую остроту приобретают проблемы, связанные с формированием рынков сбыта и своевременной продажей продукции.
- 1.2 Правовое регулирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации
- 2.1 Анализ динамики и структуры расходов на финансирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации
- Понятие «инвестиции» имеет множество трактовок. Так, по мнению В. Машкина, под инвестициями понимается «долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело» или «вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект». Но данное определение не подразумевает, что инвестор получает какую-то выгоду от данных вложений.
- Известные английские ученые, такие как Г. Александр, Дж. Бейли и У. Шарп используют в своих работах более широкое определение, понимая под инвестициями способность расставаться с деньгами сегодня, чтобы получить выгоду в будущем. Но данная трактовка не может быть распространена на безвозмездные инвестиции.
- Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
- В своем исследовании под инвестициями мы будем понимать долгосрочные вложения каких-либо средств, капитала или фондов в предпринимательскую и иные виды деятельности с целью получения выгоды и дохода.
- На современном этапе судьба российской экономики напрямую зависит от инвестиционной политики государства. А готовность инвесторов вкладывать собственные средства в экономику зависит от существующего в стране инвестиционного климата. Под инвестиционным климатом понимают совокупность политических, экономических, социальных, культурных факторов, которые оказывают воздействие на развитие инвестиционной деятельности на территории определенной страны.
- На основе данных ЦБ РФ нами разработана таблица, характеризующая объем прямых инвестиций Российской Федерации за период с 2010 по 2017гг. (Таблица 1). На основании данных таблицы видно, что ситуация в нашей стране с притоком инвестиций нестабильна. Значения темпов прироста постоянно меняются от отрицательных к положительным значениям. Самое значительное падение объема прямых инвестиций в Россию было в 2014 году (-68,2%), а самое значительный скачок объема прямых инвестиций был в 2016 году (374,8%).
- В связи с вышесказанным, особую роль в последнее время приобретает бюджетное финансирование инвестиций. Под бюджетным финансированием понимают предоставление денежных средств организациям, учреждениям и предприятия на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.
- Таблица 1. Прямые инвестиции Российской Федерации (по данным платежного баланса)
Методика оценки бюджетной эффективности проекта
Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.
Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте
Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?
Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.
Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.
Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:
- налоги, пошлины, сборы;
- социальные отчисления от заработной платы;
- дотации;
- гарантии;
- субсидии, субвенции, трансферы;
- налоговые льготы в разнообразных формах;
- доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
- доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.
Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности. Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.
Показатели бюджетной эффективности
Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:
- с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
- без участия субъекта Федерации;
- бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
- бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).
Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.
В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.
Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.
Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.
Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.
Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.
Источник
Бюджетные инвестиции, повышение их эффективности
Правовое регулирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации. Оценка эффективности бюджетных инвестиций в Российской Федерации и пути ее повышения. Анализ динамики и структуры расходов на финансирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.11.2019 |
Размер файла | 43,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Сущность, назначение и виды бюджетных инвестиций
1.1 Бюджетные инвестиции: понятие и классификация
1.2 Правовое регулирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации
Глава 2. Оценка эффективности бюджетных инвестиций в Российской Федерации и пути ее повышения
2.1 Анализ динамики и структуры расходов на финансирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации
2.2 Проблемы и пути повышения эффективности бюджетных инвестиций в Российской Федерации
Список используемой литературы
Введение
Основным звеном бюджетной системы является бюджет, в составе которого выделяются капитальные расходы, которые представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
Целевые программы как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций — один из эффективных инструментов реализации государственной инвестиционной политики, так как программы включают:
* конкретные цели, что позволяет планировать бюджетные инвестиции с учетом их воздействия на темпы экономического роста;
* инвестиционные проекты, что позволяет с помощью государственных капитальных вложений достигать поставленных целей.
Целью работы является комплексное исследование бюджетных инвестиций, повышение их эффективности в Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы бюджетных инвестиций;
2. Выявить проблемы и пути повышения их эффективности;
3. Сформулированы перспективы развития инвестиционной политики в России;
4.Проведена классификация основных понятий, необходимых для экономической оценки инвестиций.
Предметом настоящей работы явилась методология расчета бюджетной эффективности и использования их результатов. В качестве объекта изучения и анализа явилась эффективность бюджетных инвестиционных проектов и инвестиций в целом.
Методологической базой исследования явились труды отечественных ученых и специалистов, работающих в области измерения, учета и анализа эффективности инвестиций и инвестиционных проектов.
Глава 1. Сущность, назначение и виды бюджетных инвестиций
1.1 Бюджетные инвестиции: понятие и классификация
Бюджетные инвестиции — это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник для вузов / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров, АСА, 2016.
В результате проведения классификации инвестиций выявлена возможность выделить категории государственного и муниципального инвестирования, ранее подробно не описываемые в правовой литературе — инвестиции для обеспечения исполнения функций публичной власти и специальные, предусматриваемые целевыми программами, в т.ч. долгосрочными (ст.179 БК РФ), федеральными адресными инвестиционными (ст.179.1 БК РФ), ведомственные (ст.179.3 БК РФ) и создающие основу для развития — политические, экономические, социальные, научные, инженерно-технологические и экологические инвестиции. Показано, что разграничение бюджетных инвестиций на общие и специальные, а последних на категории, имеет существенное значение как для регулирования бюджетных ассигнований на них, так и на проведение мероприятий финансового контроля осуществления инвестиций и достижения целей инвестирования.
Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:
· Проектной документации.
· Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
· Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
· Проекта передачи объектов недвижимого имущества.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта. Бюджетный кодекс РФ.
Бюджетные инвестиции относятся к капитальным расходам, финансируются из бюджета при наличии решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и при условии их включения в целевую программу. Они предоставляются юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, не наделенных правом собственности на закрепленные за ними собственником имущество.
Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики. Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.
Основной целью бюджетных инвестиций является не только увеличение цены активов, находящихся в госсобственности, но и достижения определенного экономического эффекта.
Практика показывает, что при грамотном подходе бюджетные инвестиции в состоянии обеспечить непрерывное успешное развитие экономики страны. Эти капиталовложения осуществляются путем восстановления/возведения различных элементов инфраструктуры, которые обладают высоким уровнем значимости для граждан.
Бюджетные инвестиции осуществляются при помощи размещения государственного заказа на возведение/восстановление того или иного объекта. Отношение между заказчиком, в роли которого выступает государство, и исполнителем регулируются нормами действующего гражданского кодекса. Гражданский кодекс РФ
Также существует такое понятие, как венчурные бюджетные инвестиции. Ярким примером подобных капиталовложений является госпрограмма, направленная на содействие мелким предпринимателям. Благодаря этой программе, огромное количество начинающих предпринимателей, чьи бизнес-планы обладали необходимым потенциалом, получили денежные средства для открытия собственного бизнеса.
Основной целью этой программы являлось развитие мелкого бизнеса, а также рост числа рабочих мест в экономике. К сожалению, эта программа не принесла ожидаемого эффекта, так как лишь небольшое число предпринимателей, получивших помощь от государства, сумело добиться приемлемых показателей доходности.
А сейчас обратимся к Бюджетному кодексу РФ, и более точно определим понятие бюджетных инвестиций.
Одним из видов финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений стали бюджетные инвестиции. Ковалев В.В. Инвестиции: учебник для вузов / Под редакцией В.В. Ковалева М.: Проспект, 2015.
Бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Для более точного определения, какие операции следует относить к бюджетным инвестициям, а какие нет, следует обратиться к другим статьям Бюджетного кодекса. Такого рода необходимость связана с тем, что в Гражданском кодексе нет четкого определения имущества и, например, любое основное средство, приобретенное бюджетным или автономным учреждением за счет средств, выделяемых ему учредителем, является государственным (муниципальным) имуществом.
Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативно-правовыми актами соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Необходимость бюджетных инвестиции обусловлена высоким износом основных фондов предприятий, крайне слабой конкурентоспособностью многих технологий, используемых в производстве, значительным числом убыточных предприятий. Кроме того, для товаропроизводителей все большую остроту приобретают проблемы, связанные с формированием рынков сбыта и своевременной продажей продукции.
Также необходимость бюджетных инвестиций проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения. Для этого в условиях экономического кризиса и сокращения расходов становится необходимым сокращение объемов незавершенного строительства, перерасчет стоимости строительно-монтажных работ, привлечение средств федерального бюджета на систематической основе. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает финансирование самых важных инвестиционных проектов и программ. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской М.: Юрайт, 2012.
Экономика работает не ради производства как такового, а на благо человека и является основным средством достижения социального благополучия. Поэтому инвестициям в человека, в социальную сферу органы государственной власти отводят приоритетную роль, что подтверждается социальными ориентирами и программами социально-экономического развития. Это приобретает наибольшую актуальность в условиях экономического кризиса.
Необходимыми условиями осуществления бюджетных инвестиции являются введение в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социальное значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог. Огурцова А.А. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства // Бюджет. — 2015. — № 1.
Таким образом, бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Их необходимость проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения путем введения в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социально-экономические значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог.
Применение инвестиций происходит при помощи реализации инвестиционных проектов, которые направлены на достижение четко обозначенных определенных целей и являющих собой комплекс мероприятий и действий, которые не противоречат законодательству, по реализации некоторого объема инвестиций для того, чтобы достигнуть конкретных результатов (целей) в течение конкретного периода времени. Блинов М. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. Право и экономика. №12. 1998; Никитина Е.А.,
1.2 Правовое регулирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации
Выделяя бюджетные средства по статьям расходов, государство выступает инвестором. Инвестиции осуществляются в форме размещения государственного заказа с участием государственного заказчика, заказчика — застройщика и исполнителя (подрядчика).
Гражданский Кодекс РФ регулирует правоотношения между этими субъектами инвестиционных расходов в отношений проектных и изыскательских работ, государственного контракта, строительного подряда.
В части финансирования бюджетных инвестиций по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок поострить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат.
Строительные, монтажные, ремонтные работы должны быть произведены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и со сметой, определяющей цену работ.
Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для государственных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта.
Обязательным при предоставлений бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства является наличие трехстороннего договора, счета — фактуры, акта сделанных работ, утвержденной сметы, а при необходимости и положительного результата экспертизы.
Если контракт не составлен или нет соответствующей технической документации, сметы расчетов, не правильно заполнены поля документов, то это является основанием для отказа в финансирований расхода.
Понятие бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности закреплено в статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На основании этого предоставление бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности предусматривается в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами исполнительных органов различных уровней власти.
Принимает решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций сметной стоимостью более 1500 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы — Правительство Российской Федерации, а сметной стоимостью менее 1500 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета.
В федеральном законе о федеральном бюджете отражаются бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, а в случае если это средства регионального бюджета, то включенные в региональную адресную инвестиционную программу.
Соответственно бюджетные инвестиций сметной стоимостью менее 8 миллиардов рублей отражаются в составе сводной бюджетной росписи.
В целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности инвестиционной деятельности проводится экспертиза инвестиционных проектов.
Не допускается осуществление бюджетных инвестиции из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной собственности.
Таким образом, бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности может осуществляться как в программной и непрограммной частях, так и в виде субсидий.
Для корректировки проектной документации в проекте решения могут быть предусмотрены средства федерального бюджета соответственно на корректировку этой документации и проведение инженерных изысканий.
Обязательным условием с 2009 года является рассмотрение проекта решения Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, где особое внимание уделяется эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, по каждому объекту капитального строительства, включенному в проект решения.
Документы и материалы, необходимые для проведения проверки, представляются в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации одновременно с проектом решения.
Согласованный проект решения вносится субъектом бюджетного планирования (в случае если главный распорядитель не является одновременно субъектом бюджетного планирования — по представлению соответствующего главного распорядителя) в Бюджетную комиссию для рассмотрения и согласования.
После этого решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые (федеральные) программы принимается главным распорядителем бюджетных средств.
Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями регулируются статьей 80 Бюджетного кодекса РФ.
Указанная статья предусматривает возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Следует отметить, что положения этой статьи никак не согласуются с гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ все юридические лица делятся на две категории: в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.
Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками), и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные — права требования к юридическому лицу.
К юридическим лицам, чей уставный (складочный) капитал делится на доли (вклады) пропорционально внесенному имуществу, относятся хозяйственные товарищества и общества согласно статье 66 Гражданского кодекса РФ. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Тогда как статья 80 Бюджетного кодекса РФ подразумевает одновременное возникновение в результате государственных инвестиций права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале юридического лица и на его имущество.
Так, государство, осуществляя инвестиции в форме капитальных вложений, может преследовать не только цель увеличения государственного имущества, но и другие социально-экономические цели.
Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом (решением) о бюджете путем включения в закон (решение) о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.
Договор между высшими органами исполнительной власти и юридическим лицом оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете. Если договор не составлен, то в этом случае бюджетные инвестиций не предоставляются.
Статья 13 Федерального Закона РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39 от 25.02.1999 г. с последующими изменениями предусматривает, что решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:
— в федеральном бюджете — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;
— в бюджетах субъектов Российской Федерации — при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в Пермском крае уже создана нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную политику. Государством могут предоставляться льготы по налогам при реализации инвестиционных проектов. 6 октября 2017 года Законодательным Собранием Пермского края в двух чтениях принят проект закона Пермского края «О мерах стимулирования реализации на территории Пермского края инвестиционные проектов, получивших статус «приоритетного инвестиционного проекта».
Законопроект разработан Министерством экономического развития и инвестиций Пермского края в соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации полномочий субъекта Российской Федерации по установлению особенности определения налоговой базы объектов недвижимого имущества, налоговых льгот и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с законопроектом для налогоплательщиков, реализующих на территории Пермского края инвестиционные проекты, получившие статус «приоритетного инвестиционного проекта» и заключивших с Правительством Пермского края соглашение, предлагается установить ставку налога на имущество организаций в размере:
0,01 % — в течение первых 5-ти лет с даты начала действия соглашения;
1,1 % — в течение следующих 5-ти лет действия соглашения.
Пермский край находится на важном этапе развития экономики, поэтому уделяется особое внимание привлечению инвестиций в регион.
Расходы на финансирование Пермский целевых программ отражаются в законе о бюджете Пермского края на очередной финансовый год с указанием общей суммы расходов и распределением этой суммы по каждой из программ.
Финансирование Пермский целевых программ осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в объемах, принятых в законе о бюджете Пермского края на очередной финансовый год.
В законе «Об Инвестиционной деятельности Пермского края» от 03.04.2018 г. № 205-ПК, в статье 4 регулируется порядок принятия решений при осуществлении инвестиционной деятельности, финансируемой из бюджета Пермского края.
Решения об осуществлении инвестиционной деятельности принимаются органами государственной власти Пермского края.
Расходы на осуществление инвестиционной деятельности предусматриваются в бюджете Пермского края при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих республиканских программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти Пермского края
Пермский края гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности соблюдение и обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов и защиту инвестиций.
Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств бюджета Пермского края, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования объектов инвестиционной деятельности подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными органами государственной власти Пермского края.
Таким образом, основополагающее значение для регулирования предоставления бюджетных инвестиций имеют следующие законы: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Постановление Правительства РФ от 30.05.2008 г. № 324 «Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы», Закон Пермского края от 03 апреля 2018г. №205-ПК «Об инвестиционной деятельности Пермского края» ; Бюджетный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ и др.
Глава 2. Оценка эффективности бюджетных инвестиций в Российской Федерации и пути ее повышения
2.1 Анализ динамики и структуры расходов на финансирование бюджетных инвестиций в Российской Федерации
Понятие «инвестиции» имеет множество трактовок. Так, по мнению В. Машкина, под инвестициями понимается «долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело» или «вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект». Но данное определение не подразумевает, что инвестор получает какую-то выгоду от данных вложений.
Известные английские ученые, такие как Г. Александр, Дж. Бейли и У. Шарп используют в своих работах более широкое определение, понимая под инвестициями способность расставаться с деньгами сегодня, чтобы получить выгоду в будущем. Но данная трактовка не может быть распространена на безвозмездные инвестиции.
Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». ФЗ от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»
В своем исследовании под инвестициями мы будем понимать долгосрочные вложения каких-либо средств, капитала или фондов в предпринимательскую и иные виды деятельности с целью получения выгоды и дохода.
На современном этапе судьба российской экономики напрямую зависит от инвестиционной политики государства. А готовность инвесторов вкладывать собственные средства в экономику зависит от существующего в стране инвестиционного климата. Под инвестиционным климатом понимают совокупность политических, экономических, социальных, культурных факторов, которые оказывают воздействие на развитие инвестиционной деятельности на территории определенной страны.
На основе данных ЦБ РФ нами разработана таблица, характеризующая объем прямых инвестиций Российской Федерации за период с 2010 по 2017гг. (Таблица 1). На основании данных таблицы видно, что ситуация в нашей стране с притоком инвестиций нестабильна. Значения темпов прироста постоянно меняются от отрицательных к положительным значениям. Самое значительное падение объема прямых инвестиций в Россию было в 2014 году (-68,2%), а самое значительный скачок объема прямых инвестиций был в 2016 году (374,8%).
В связи с вышесказанным, особую роль в последнее время приобретает бюджетное финансирование инвестиций. Под бюджетным финансированием понимают предоставление денежных средств организациям, учреждениям и предприятия на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.
Таблица 1. Прямые инвестиции Российской Федерации (по данным платежного баланса)
Прямые инвестиции в РФ, млн.долл
Прямые инвестиции из Российской Федерации за рубеж, млн. долл.
Источник