Доброе дело или добрый поступок в современном обществе с примерами из жизни
Хорошие поступки, так же как и плохие, в повседневной жизни совершает каждый современный человек. Будь то спонтанное стремление оказать помощь или спланированный акт благотворительности, масштабное или узконаправленное действие, злонамеренное или доброе дело.
Хорошие поступки людей прежде всего зависят от внутреннего равновесия, которое в свою очередь может страдать от ряда внешних факторов. Тяжелая жизнь в крупном мегаполисе, всевозможные стрессы, болезни и прочие негативные последствия неблагоприятным образом сказываются на образе мышления и поступках людей. Многие сами того не понимая несут в мир негатив и делают все возможное, чтобы другим было плохо. Но есть и другая сторона медали. К счастью, на нашей земле существуют открытые и искренние люди, которые изо дня в день стараются принести пользу себе и окружающим людям, животным и даже целому миру. Попробуем разобраться, как распознать доброе дело или в чем состоит добрый поступок, какие и как часто люди совершают добрые дела?
В чем состоит доброе дело, добрый поступок?
Доброе дело заключается во внутренней потребности человека делать что-либо хорошее для близких и родных людей, малознакомых и совершенно незнакомых граждан, животных и окружающего мира. При этом добрые дела и поступки для детей состоят в том, чтобы совершать их совершенно безвозмездно, не получая взамен какую-либо выгоду в материальном, физическом или духовном аспекте.
Добрый поступок заключается в искреннем желании человека творить добрые дела совершенно бескорыстно. Добро состоит в совершении действий, направленных на достижение хороших результатов. К сожалению, современные люди по-разному трактуют добро и зло и не понимают, нужны ли добрые поступки вообще. Если для одних добрый поступок заключается в помощи пожилым людям за деньги, то для других – это естественное состояние, которое они делают каждый день совершенно бесплатно. Подумаем, зачем нужно делать добро и о чем говорят добрые поступки и желание помочь нуждающимся?
Зачем делать добро и совершать добрые поступки?
Делать добро бескорыстно в современном обществе готовы далеко не все. Если один мужчина без проблем согласится перевести бабушку через дорогу, то другой попросит что-то взамен. Если одни благотворительные организации снабжают детские дома игрушками, вещами, мебелью и иными полезными атрибутами, то другие помогают детям из детских домов только ради своей определенной выгоды. Так или иначе, большинство современных граждан делают добро, преследуя свою определенную цель.
Зачем нужны добрые поступки современному человеку? — рассмотрим более подробно:
- Во-первых, при совершении доброго поступка у человека поднимается самооценка, значимость и чувство нужности в современном обществе.
- Во-вторых, делая добро малознакомым людям, человек верит в принцип бумеранга «делай добрые поступки и они вернутся добром»
- В-третьих, люди, совершившие добрые поступки, получают истинное наслаждение и удовлетворение.
- В-четвертых, чем больше любви, теплоты и заботы человек отдают людям, тем успешнее будет его жизнь в будущем.
Хорошие поступки, совершенные в корыстных целях и из чувства эгоизма, ни к чему хорошему не приводят. Добро, делающееся гражданами с большим желанием и душевным порывом, возвращается впоследствии добром и получает всеобщее признание.
Примеры добрых поступков из жизни
Примеры добрых поступков в нашем современном обществе можно встретить на каждом шагу. В мире, где много зла, жестокости и эгоизма, люди нуждаются во внимании и заботе, а потому готовы делать добро просто из чувства долга. Особенно по отношению к детям инвалидам, престарелым людям, гражданам с ограниченными возможностями, многодетным семьям и многим другим. Можно привести множество примеров добрых поступков из жизни, когда люди совершали добрые дела по отношению к другим людям и окружающей среде.
Примеры самых добрых поступков из реальной жизни, которыми могли бы заняться неравнодушные к чужим проблемам люди:
- В настоящее стало модно помогать детям сиротам, малоимущим семьям, детям-инвалидам и детским домам. Благотворительность заключается в предоставлении бесплатных детских игрушек, продуктов питания, вещей первой необходимости, мебели и многого другого. Смотря на счастливые глаза детей, человек испытывает настоящее удовлетворение и желание помогать дальше.
- За последние несколько лет, к сожалению, увеличилось количество больных людей, нуждающихся в экстренном лечении, требующем большого количества денежных средств. Сегодня совершенно каждый человек может помочь вылечиться и восстановиться больному человеку. Для этого необходимо перевести посильную сумму денежных средств на счет нуждающегося.
- Заниматься благотворительностью можно и по отношению к животным: покормить бездомную кошку, подобрать собаку на улице и отвезти ее в приют для животных и совершать иные хорошие дела. Таким образом, добрые поступки помогают человеку стать более внимательным, чувствительным и сострадательным ко всему живому во всем мире.
- Добрые дела можно совершать не только для людей и животных, но и на благо окружающей среды и общества в целом. В последние годы появляется большое количество волонтерских движений, занимающихся организацией и проведением чемпионатов мирового масштаба, посадкой деревьев и иной благотворительной деятельностью.
*В любом случае, какое бы человек не выбрал занятие, добрые дела и добрые поступки необходимо совершать бескорыстно, не требуя ничего взамен.
Источник
«Добро или зло. Твой нравственный выбор» Классный час
Форма проведения: классный час-размышление.
Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.
Задачи:
- Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.
- Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
- Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.
Основные понятия:
- добро и зло
- доброта
- милосердие
Методы обучения:
- Беседа
- Упражнения
- Работа в группах.
1. Психологическая разминка
Социальный педагог: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.
Социальный педагог: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей.
Социальный педагог: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.
Вопросы для обсуждения:
- Что такое добро и зло?
- Добро и зло в нашей жизни
- Человек и обстоятельства
- Милосердие
2. Работа с понятиями
Социальный педагог: Как вы понимаете значение слов «добро и зло«? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…
«Добро – это…»
«Доброта – это . »
«Добрый человек – это . »
«Милосердие – это…»
Одна пара работает по словарю Даля.
Социальный педагог: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).
– Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.
3. Инсценировка
Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет.
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?
Социальный педагог: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.
Социальный педагог: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.
Социальный педагог: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.
Социальный педагог: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей.
Социальный педагог: Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты — милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать — это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку — святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек? Ответы детей.
Социальный педагог: Помните, мы проводили с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в классе? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала вашим учителям и получила ответ… (мнения совпали, не совпали)
4. Изучение основной проблемы
У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:
- Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
- Можно ли принудить человека быть добрым?
- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.
Социальный педагог: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.
Социальный педагог: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.
Социальный педагог: Зло и добро живут в нашем мире.
Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)
- Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм)
- Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
- Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.
- Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.
- Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
- Добро – когда миром правит любовь!
К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.
Социальный педагог: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. «– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!» И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.
Социальный педагог: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.
Социальный педагог: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года. Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.
– Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?
Социальный педагог: Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.
5. Рассказ первый
«Закрыть амбразуру»
Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным. Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.
Социальный педагог: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.
– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.
Рассказ второй
«Подвиг в мирное время»
Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям назло…»)
Социальный педагог: Спасибо. У меня к вам вопросы:
– Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»? Ответы детей.
Социальный педагог: Упражнения-тренинги
Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость,злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости — страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?
6. Упражнения «Выпустите пар», «Рычите»
Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.
Упражнение «Объясните»
Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»
1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).
К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает. Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома. Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни — увеличивать добро в мире».
Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.
Мысли мудрых
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».
Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.
Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Народные пословицы:
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».
Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.
Социальный педагог: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.
Источник