- ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право.
- Источники предпринимательского права:
- Основные принципы предпринимательского права :
- Субъекты предпринимательской деятельности:
- Цели и интересы конкретного предпринимателя:
- Правовой режим предпринимательской деятельности.
- Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
- Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:
- Методы государственного регулирования:
- Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:
- Методы защиты предпринимателя своих прав:
- Антимонопольное законодательство.
- Источники:
- Уровни антимонопольного законодательства:
- Понятие и особенности предпринимательского права
- Понятие и признаки предпринимательской деятельности
- Источники предпринимательского права
- Понятие и виды хозяйственных правоотношений
ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право.
Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.
Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.
Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.
В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.
Источники предпринимательского права:
- Конституция РФ,
- ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,
- Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.
Основные принципы предпринимательского права :
- свобода предпринимательской деятельности,
- свобода договора,
- свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
- равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
- свобода конкуренции и ограничение монополии,
- государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
- законность предпринимательской деятельности.
Субъекты предпринимательской деятельности:
- граждане РФ;
- граждане иностранных государств;
- объединение граждан (коллективные предприниматели).
Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.
Цели и интересы конкретного предпринимателя:
- самореализация,
- получение высоких и постоянных доходов,
- завоевание рынка,
- выживание в долгосрочном периоде и т. д.
Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.
Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.
Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:
- письменное согласие родителей и иных законных представителей,
- обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.
Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).
Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.
Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.
Правовой режим предпринимательской деятельности.
Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.
В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:
- правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
- правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.
В зависимости от содержания регулируемых отношений:
- налоговый (общий и специальный),
- таможенный,
- режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.
Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.
В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:
- регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
- лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.
В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:
- режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
- режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:
- создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
- стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
- решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).
Методы государственного регулирования:
- административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
- экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
- морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:
- прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
- косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).
Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:
- предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
- борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
- предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
- контроль за использованием общенациональных ресурсов;
- социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.
Методы защиты предпринимателя своих прав:
Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.
Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:
- искового заявления по экономическим и иным делам;
- по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
- по делам о несостоятельности (банкротстве);
- по делам особого производства;
- жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
- представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).
Антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.
Источники:
- Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
- международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
- Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
- постановления Правительства РФ и т. д.
Уровни антимонопольного законодательства:
- федеральный;
- на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Понятие и особенности предпринимательского права
Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.
Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.
ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.
Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:
- Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
- Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.
СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.
Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:
- финансовыми;
- организационного типа;
- экономическими;
- зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.
Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.
К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.
Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:
- денежные вливания;
- создание собственной сырьевой базы;
- модернизация оборудования;
- обновление технологических линий;
- повышение квалификации работников;
- наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.
Источники предпринимательского права
Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:
- Конституции.
- Кодексов.
- Федеральных законов.
- Подзаконных актов и постановлений.
Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.
Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.
Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:
- Воздействующие на весь рынок или отдельные его сегменты с целью регулирования. В эту категорию входят законы, регламентирующие порядок действий в конкурентной среде, антимонопольное законодательство, устанавливающие порядок оборота ценных бумаг.
- Определяющие правовой статус участников предпринимательства в разрезе их типов (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. для АО, № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. для МУП, № 41-ФЗ от 8 сентября 1996 г. для кооперативов, № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. для ООО).
- Правовое регулирование в разбивке по направлениям деятельности. Инвесторы и получатели инвестиций используют нормы закона от 25 февраля 1999 года под № 39-ФЗ, рекламные фирмы применяют закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г., аудиторам необходимо руководствоваться законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., оценщики соотносят свои действия с положениями закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
- Для некоторых видов предпринимательства с узкой специализацией изданы собственные законы. Банковский сектор работает в соответствии с законом № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
- Документы, фиксирующие требования к предпринимателям и условиям ведения ими бизнеса. Для видов деятельности, подразумевающих наличие лицензии, издан закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. Регистрация и снятие с учета юридических и физических лиц проводится с учетом порядка, озвученного в законе № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Этот документ содержит критерии признания статуса субъекта предпринимательства, оговаривает этапы и сроки регистрационных мероприятий, декларирует порядок взаимоотношений между контрагентами, между предпринимателем и контролирующими органами.
НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.
Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.
Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.
ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.
На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).
Понятие и виды хозяйственных правоотношений
Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.
Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:
- Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
- Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.
Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:
- вещественные активы;
- денежные ресурсы;
- ценные бумаги;
- осуществляемые действия участников рынка коммерции;
- блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).
Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:
- Отношения, затрагивающие право собственности. Это тип абсолютных правоотношений, которые наделяют предпринимателей правом пользоваться собственным имуществом без ограничений (в рамках действующих норм законов). Такой принцип позволяет сдавать в аренду имущественные активы, использовать их в качестве залога и передавать третьим лицам на возмездной или безвозмездной основе, эксплуатировать в производстве. Ограничение накладывается на использование активов для удовлетворения личных потребностей создателя бизнес-структуры.
- Отношения абсолютно-относительного типа вещественного характера возникают в случаях передачи имущества в оперативное управление.
- Абсолютные правоотношения неимущественного типа, затрагивающие сферу реализации хозяйственной деятельности. Норма предполагает предоставление предпринимателю возможности работать без негативного воздействия третьих лиц. При обнаружении влияния незаконных действий коммерческий субъект должен направить свои усилия на устранение этого факта.
ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.
Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.
Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:
- изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
- идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
- содержание требований;
- источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.
Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:
- какие действия будут признаны правонарушением;
- какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
- к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
- механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).
По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.
Источник