Бизнес-план автосервиса
Несмотря на обилие автосервисов и мастеров в каждом городе, никто из них не сидит без работы: внутренний спрос на авторемонтные услуги остается открытым. Количество машин растет, как новых, так и поддержанных, и все они требуют технической поддержки.
В таких условиях открытие СТО представляется выгодным направлением для инвестирования. В этом материале мы приведем подробный бизнес-план автосервисного центра с нуля, расскажем об этапах развития и приведем примерный расчет окупаемости.
Описание проекта автосервиса
На автосервисе реально можно делать деньги. Несмотря на высокую конкуренцию на рынке, спрос на авторемонтные услуги остается высоким и продолжает расти вместе с ростом автомобильного парка в России.
Начинать работу можно в разных форматах; в данном бизнес-плане автосервиса рассмотрена идея открытия мультифункционального автосервисного центра, который будет предлагать широкий ассортимент услуг, от ремонта до мойки. Это позволит охватить как можно больше клиентов, увеличить объемы выручки.
Нужно предупредить, открывать этот бизнес лучше человеку с опытом работы в автосервисах либо с поддержкой такого эксперта.
Дело потребует достаточно крупных инвестиций, более 10 млн руб. Реализовать проект можно своими усилиями либо с помощью франчайзеров.
Актуальность бизнеса по ремонту авто
Количество автотранспорта в России растет ежегодно. По состоянию на начало 2019 года парк автомобильной техники в стране насчитывал почти 52 млн ед., 84% из которых приходилось на легковые автомобили.
Это непосредственно влияет на емкость рынка автосервисов, ибо каждому автомобилю требуется тех. обслуживание. В стоимостном выражении емкость рынка составляет около 600 млрд руб. в год. Есть потенциал для дальнейшего расширения, связанный с ростом автопарка и износом транспорта.
Высоким спросом пользуются следующие услуги:
Другие услуги Автосервисов также востребованы: от поломок не застрахован никто. Автовладельцы не любят оттягивать ремонт, и при случае сразу обращаются в мастерские.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Анализ рынка и конкурентов
На рынке сложилась отчетливая тенденция, свидетельствующая об оттоке автовладельцев из официальных сервисных центров в частные компании (сетевые и одиночные). Об этом свидетельствует снижение объема продаж у «официалов» с 49 млрд руб. в 2017 г до 46 млрд руб. в 2018 г. В 2019 г. ожидается снижение до 43 млрд руб.
В России работает несколько крупных сетевых компаний, которые открыли свои филиалы в десятках российских городов. Есть сервисы, специализированные на грузовых авто (к примеру, «ТРАК ЦЕНТР»), хотя большинство СТО нацелены, естественно, на автомобили категории В.
У сетевых компаний есть своя клиентура, на все же россияне по большей части предпочитают делать ремонт в более дешевых одиночных сервисах либо у отдельных мастеров. Автосервисный рынок в России считается непрозрачным: по всей стране очень распространены (и популярны) незарегистрированные «гаражные» предприятия.
Разновидности СТО
Разновидности автомастерских отличаются как по видам ремонтных услуг, так и по конкретной специализации. Виды сервисов можно группировать в 4 категории.
- Официальные дилеры. Это сетевые сервисы, которые обслуживают автомобили конкретной марки. Встречаются в России не так часто; спрос на услуги таких дилеров умеренный, в том числе по причине высоких цен.
- СТО, обслуживающие ТС одного производителя или конкретной модели. Работа в этой нише рискованна, поскольку бизнес ограничен определенной группой потребителей.
- Одиночные СТО с или без аккредитации. Спрос на такие сервисы высокий, цены на услуги значительно более приемлемые в сравнении с официальными центрами.
- Автосервисы в гараже. В незарегистрированных СТО, работающих подпольно, можно сделать недорогой ремонт, но профессионализм работников зачастую не слишком высокий.
Выбор основного направления деятельности
Перед тем, как открыть станцию тех. обслуживания, необходимо тщательно проанализировать ситуацию на рынке, соотношение российских и зарубежных авто, конкурентную среду, их направленность, возможности и цены.
Большая часть россиян, купивших новый автомобиль, после окончания срока гарантии уходят в альтернативные сервисы, предлагающих хорошее качество работы по более низким ценам. А владельцы поддержанных авто в официальные центры и не обращаются.
В данном бизнес-плане рассмотрен проект открытия одиночного СТО со следующим перечнем услуг:
- шинoмoнтaж. Рaбoтa c кoлecaми: балансировка, замена peзины, ремонт шины и т.д.;
- диагностика и рeмoнт. Автocepвиc будет paбoтaть c мaшинaми paзных мapoк. Бoльшaя чacть paбoт cвязaнa c двигaтeлeм и хoдoвoй чacтью;
- кyзoвные paбoты. Ремонт кyзoвa: cвapкa, пoкpacкa, pихтoвкa;
- автомойка.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Источник
Как открыть автосервис?
С чего начать
Самый простой способ открыть автосервис — купить франшизу «Вилгуд».
Но если же Вы все-таки хотите сделать это самостоятельно — предлагаем Вам пошаговую инструкцию от эксперта компании «Вилгуд» Барно Турсуновой.
На первый взгляд, автосервисов в России более, чем достаточно. И тем не менее, эта ниша пока не столь конкурента, как, например, ниша отделочных материалов. Там небольшим магазинам очень сложно конкурировать с такими сетями, как «Леруа Мерлен» с их агрессивной ценовой и рекламной политикой. В сфере авторемонта, напротив, всего 10% автотехцентров принадлежат официальным дилерам, 90 % — это независимые СТО.
Автосервис как бизнес привлекателен по двум причинам: во-первых, во время кризиса люди реже покупают новые автомобили и чаще ремонтируют старые. Вторая причина, ремонт — одна из самых «непрозрачных» ниш бизнеса. А значит, его можно сделать его эффективным, полностью изменив подход к бизнес-процессам.
сооснователь сети «Вилгуд»
Мы начали работу с убыточного автосервиса. Изучив все подводные камни и причины нерентабельности станции техобслуживания, мы разработали на основе облачных технологий IT-платформу WILGOOD IS, которая полностью технологизировала и автоматизировала процессы внутри СТО, наладила работу с клиентами. Так мы смогли развить единственную убыточную станцию техобслуживания в быстрорастущую сеть федерального уровня.
Прежде, чем приступать к открытию автосервиса, нужно определиться с тем, какие автомобили вы будете ремонтировать. Сеть автосервисов «Вилгуд» работает с иномарками не старше 10 лет. Всё дело в статистике и целевой аудитории автосервисов.
Как правило, клиенты независимых (не дилерских) СТО — это владельцы иномарок возрастом 2-10 лет или российских автомобилей. Порядка 70% из них — мужчины со средним доходом.
Новичкам также не лишним будет изучить, какие марки авто наиболее популярны. В целом по России лидируют Toyota, Nissan, Chevrolet, Renault, Ford, Kia, Hyundai; по Москве — Nissan, Hyundai, Kia, Ford, Toyota, Volkswagen, Lada. Но в некоторых других регионах ситуация может быть иная.
Определившись с портретом потенциального клиента и наиболее популярными авто, нужно понять, какие именно услуги вы будете оказывать. Нашими основными услугами стали слесарный ремонт и техобслуживание. При этом мы не занимаемся агрегатным ремонтом и установкой дополнительного оборудования. К формированию такой концепции мы пришли после долгих экспериментов по привлечению клиентов.
Нередко встречаются автосервисы, которые имеют узкую специализацию, например, занимаются только электрикой или выполняют только кузовные работы. Такой сервис, как правило, даёт более высокую норму прибыли. Но нужно учитывать, что главное в нём — профессионалы.
Автосервисы узкой специализации я сравниваю с ресторанами высокой кухни.
И в тех, и в других мастерство — главное условие успеха, оно должно быть на высочайшем уровне. Если же у вас нет высококлассных мастеров, лучше выбрать широкую специализацию. Тот же путь стоит выбрать, если вы не намерены ограничиваться только одним автосервисом. На старте своего бизнеса мы сразу знали, что хотим сделать сеть, а потому выбрали более массовый сегмент. Работая в нём, можно легко проверить соблюдение стандартов.
Объем инвестиций
Считается, что автосервис можно открыть прямо в гараже, установив подъёмник и закупив базовый набор инструментов. При этом объём инвестиций будет смехотворным. Однако, такое предприятие — заведение совсем иного уровня в сравнении с профессиональным автосервисом, который приносит стабильный доход и клиентов, но и стоит на старте дороже.
Сооснователь сети «Вилгуд»
В свой первый автосервис мы вложили 18 млн рублей. Тогда мы купили готовый бизнес. Открытие двух следующих СТО обошлось нам примерно в 5 млн рублей. В течение 1,5 лет нам пришлось инвестировать еще по 4 млн рублей в каждый техцентр, чтобы протестировать и внедрить IT-платформу WILGOOD IS, а также закупить новое оборудование и привлечь клиентов.
Сейчас открытие каждого СТО обходится самой компании «Вилгуд» и франчайзинговым партнерам в 5,5 млн рублей без дополнительных финансовых вливаний в разработку информационных и управленческих систем, поскольку система уже создана и апробирована на первых трех СТО. Каждые 2 недели вносятся доработки, но глобальной финансовой поддержки это не требует.
На что уйдут первоначальные затраты?
В общей сложности 5, 52 млн рублей уйдет на открытие нового автосервиса на 6 подъемников:
- 2,35 млн рублей — оборудование и инструменты;
- 800 тыс. рублей — ремонт помещения;
- 800 тыс. рублей — аренда помещения в 500 кв.м (первый месяц и залог);
- 350 тыс. рублей — IT + телефония;
- 250 тыс. рублей — мебель и стеллажи;
- 220 тыс. рублей — запчасти на склад;
- 150 тыс. рублей — вывеска.
1 млн рублей — плановый убыток в первые месяцы работы, пока бизнес не выйдет на операционный ноль.
Не забудьте также учесть и расходы на продвижение своего бизнеса на начальном этапе. В среднем СТО тратят по 40 тыс. рублей в месяц на наружную рекламу. Всем автосервисам сети управляющая компания «Вилгуд» обеспечивает централизованный маркетинг и лидогенерацию с помощью SEO, контекстной рекламы в интернете и социальных сетях.
Показатели автосервиса в Москве
2-4 мес.
6-8 мес.
12-15 мес.
16 мес.
Оборот, руб.
Количество сотрудников в смену
Маржинальная прибыль
ФОТ с учетом налогов
Аренда
Отчисления в Вилгуд УК
Прочие расходы
Ebitda
Как сократить расходы?
Большая часть расходов (порядка 40%) — это затраты на покупку запчастей. Оптимизировать эти расходы можно, договорившись с поставщиками о скидках и о возврате неиспользованных деталей. Поскольку «Вилгуд» — сеть автосервисов, она имеет большие объёмы, а значит получает значительные скидки на запчасти и даёт возможность своим автосервисам и автосервисам по франшизе выкупать детали по сниженной стоимости.
Чтобы тратить меньше на аренду помещения, «Вилгуд» предпочитает размещаться не на «первой линии». Компании не нужны высокопроходимые места, поскольку клиенты привлекаются через интернет и им необязательно каждый раз проезжать мимо сервиса, чтобы запомнить вывеску.
Пошаговая инструкция
Открывая автосервис, перво-наперво нужно определиться с целевой аудиторией и концепцией своего бизнеса. После этого вам станет ясно, какое именно оборудование для работы вам понадобится. Составляя перечень необходимого оборудования и инструмента нужно не только исходить из набора услуг, которые планируется оказывать, но и учитывать необходимую степень автоматизации процессов и производительность.
Минимальный набор оборудования и инструмента включает:
- Грузоподъемное оборудование — подъемники. Они практичны и удобны в использовании. При их установке не потребуется оборудовать смотровые ямы;
- Оборудование для развала-схождения: стенд, четырехстоечный подъемник;
- Шиномонтажное оборудование: балансировочный стенд, шиномонтажный станок, станок для забортовки шины на диск, компрессор для накачки шин, ёмкости для мойки шин, подвижный домкрат, множество расходных материалов (резинки, нипеля, смазки, грузики);
- Диагностическое оборудование: сканеры для определения неисправности автомобиля;
- Моечное оборудование: мойки высокого давления, которые используются для чистки кузова от загрязнений, а также для очистки деталей, требующих ремонта;
- Заправочное оборудование: различные системы для замены масла, систем кондиционирования, насосы для перекачки жидкостей;
- Автоинструмент: инструментальные тележки с ложементами, включающими в себя ключи, головки, отвёртки, съёмники и т.п.
Дополнительное приобретение оборудования предполагается в зависимости от расширения спектра оказываемых услуг автосервисом.
К необходимым расходным материалам при открытии СТО можно отнести:
- Масло ДВС;
- Автозапчасти для проведения ТО: фильтры, свечи;
- Тормозная жидкость;
- Антифриз;
- Мерные емкости;
- Автохимия: средства для мойки, очистители, смазки, присадки для двигателя;
- Автокосметика;
- Защитные чехлы в автомобиль;
- Автоаксессуары: полезные мелочи, которые могут пригодится в различных ситуациях.
Как выбрать поставщика?
При выборе потенциальных поставщиков необходимо руководствоваться следующими критериями:
- Опыт работы компании на рынке;
- Стоимость и качество продукции;
- Географическое расположение поставщика;
- Налаженная и гибкая логистика;
- Сроки поставки;
- Широта ассортимента;
- Условия оплаты;
- Условия гарантии, возврата и обмена некачественной продукции.
При выборе поставщика оборудования основным критерием выбора должно стать гарантийное и постгарантийное обслуживание с его стороны.
Поставщик запчастей в первую очередь должен находится в достаточной территориальной близости от вас, иметь широкий ассортимент деталей и гибкий график доставки (самовывоза). Выбор по этим критериям позволит вам в кратчайшие сроки осуществлять доставку необходимых запчастей для ремонта автомобиля, а также позволит поддерживать минимальный склад.
При выборе поставщиков технических жидкостей (масло ДВС, трансмиссионное масло, антифриз и прочее) лучше отдавать предпочтение дистрибьюторам. Работа с ними гарантирует качество поставляемой продукции и убережёт от возможных неисправностей транспортного средства вследствие использования некачественных или поддельных масел, которыми, увы, рынок перенасыщен.
Начало сотрудничества всегда должно сопровождаться подписанием договора поставки, в котором прописываются все условия и договоренности, достигнутые на момент переговоров.
Как только вопрос с оборудованием и расходными материалами, а также выбором поставщика будет решён, стоит продумать вопрос с рекламой. Мы продвигаем свои услуги через интернет. Единый маркетинговый отдел, находящийся в управляющей компании в Москве, обеспечивает лидогенерацию для всех автосервисов сети, в каком бы городе они не находились. Также мы используем наружную рекламу.
Источник