Бизнес идея по развитию культуры

5 проектов на стыке бизнеса и культуры, которые делают нас лучше

Белорусские компании последние несколько лет все чаще вовлекаются в поддержку культурных проектов. Причины разные: стремление быть социально ответственным, желание рассказать о себе новой аудитории, убеждение, что занятие предпринимательством — это не только заработок, но и возможность принести пользу обществу.

В нашем материале мы решили рассказать о нескольких интересных проектах, большинство из которых уже сейчас финансово поддерживаются. Они интересны своими идеями, которые могут вдохновить на запуск новых бизнесов в сфере культуры. Кроме того, проекты на стыке культуры и бизнеса помогают в развитии предпринимательской культуры в целом.

AUDITORIUM, Минск

Миссия и цели. Анна Самарская и Татьяна Зайдаль создали проект, миссия которого — заполнить пробел в сфере образования и стать посредником между бизнесом и актуальным гуманитарными знаниями: «Идеи, которые приходят из искусства и культуры, могут стать основой креативных решений для бизнеса, которые выстрелят на рынке. Но мы часто видим, что владельцы и менеджеры бизнесов начинают ощущать нехватку культурных и гуманитарных знаний».

В первую очередь девушки стремятся способствовать тому, чтобы в стране появилось больше критически думающих и образованных людей и хотят повысить доступность гуманитарных знаний для технических специалистов — инженеров, программистов, людей с профессионально-техническим образованием.

На чем зарабатывать. Лекции, образовательные программы по культуре и искусству, которые учат мыслить критически, например, не принимать все как «данное», смотреть на явления с разных сторон, не бояться высказываться публично и т.д.

Планы. Развивать проект, стать крупным учебным центром.

RED ART, Гродно

Мисся и цели. Арт-вечера с вином и рисованием за мольбертами популярны во всем мире. Особых навыков в живописи не требуется, и что рисовать, сюжет или абстракцию, — неважно. Потому что цель — просто хорошо провести время. При этом процесс рисования на таких вечеринках пошагово объясняет и контролирует художник.

Виктория Хотянович, Екатерина Петруций и Елена Побылец изучили опыт арт-вечеринок в Минске и решили организовать такой досуг в своем родном городе. Так в Гродно появился проект RED ART.

К чему стремятся авторы проекта? Чтобы было больше здоровых и счастливых людей. Поэтому рассчитывают, что в будущем участники проекта будут прибегать к этому виду арт-терапии и самостоятельно, в своем привычном окружении, например, дома.

На чем зарабатывать. Платные занятия проходят в кафе и ресторанах Гродно, в уютной и расслабленной атмосфере. Как уже показала практика, вечеринки пользуются особой популярностью у женщин — их около 80%. Остальные 20% — это мужчины в возрасте 25−40 лет.

Планы. Авторы проекта хотят, чтобы рисование стало популярным городским видом отдыха и развлечения: «Любой человек, любой профессии может создавать свои интерпретации картин, рисовать после рабочего дня, либо в выходной, с помощью направляющего художника. Занятия помогают раскрепостить людей и дать им бóльшую свободу и уверенность в себе и своих способностях».

В ближайшее время девушки планируют открыть свое пространство с обучением различным направлениям прикладного искусства, лекциями, коворкингом — проект показал, что арт-терапия очень востребована у гродненцев.

Месяц фотографии в Минске

Мисся и цели. Три года назад у Андрея Ленкевича, фотографа, появилась идея объединить своих белорусских коллег на одной площадке — создать фестиваль, в рамках которого можно было бы проводить лекции, дискуссии, обмениваться опытом, делать выставки фоторабот. Бюджета не было, поэтому парень начал искать партнеров, которым предлагал участие в рамках проекта.

Читайте также:  Совершенствование учителем индивидуального стиля своей деятельности

Первый Месяц фотографии в Минске прошел в 2014 и сразу привлек к себе внимание — благодаря партнерству стало возможным кроме выставок организовать лекции, презентации книг, проектов, а также приглашать мировых знаменитостей. К примеру, Мартина Парра, английского фотографа и фотожурналиста, работающего в жанре документальной фотографии повседневности.

Сейчас выставки посещают более 10 тыс. человек, большинство — от 25 до 35 лет. Проходят мероприятия в разных арт-точках Минска, к примеру, в Галерее «Ў», Пространстве ЦЭХ, лофт-проекте «Балки» и т.д., а также в других городах Беларуси.

Фотовыставки в рамках фестиваля каждый раз дают почву для размышления:

  • «Коммуналки» — Франсуазы Югье, которая снимала рекламу для Yves Saint Laurent, при создании этой коллекции фото четыре года жила в коммунальной квартире
  • «Реальный мир» — беспристрастный взгляд Парра и Римальдаса Викшрайтиса на деревню, быт и безденежье
  • «FASHION IS MY PASSION! Модная индустрия 70х-90х гг.: белорусский формат»
  • «How I die?» — показаны ассоциации людей со смертью, их представления и размышления на эту тему и еще многие другие интересные работы и др.

На чем зарабатывать. Пока единственный доход организаторы получают от продажи билетов. Но фестиваль поддержал Институт Гёте в Минске, который помог издать каталог мероприятия для продажи. Проект также заинтересовал представительство Samsung в Беларуси, Институт Польский в Минске, Посольства Франции, Литвы, Латвии, США, Нидерландов и т.д., которые могут проводить выставки, в т.ч. и платные, на своей территории.

Планы. В ближайшие 10 лет Андрей планирует:

  • Открыть Бюро Месяца фотографии в Минске — постоянно действующей выставочной площадки
  • Создать коллекцию, которая станет основой для Музея фотографии
  • Заложить традиции публичного обсуждения фотографии — пока публичных обсуждений, профессиональных высказываний и критики в области фотоискусства в Беларуси почти нет
  • Учредить премию в рамках фестиваля по результатам года

В планах на ближайшие несколько лет — благодаря регулярной активной деятельности в области искусства фотографии открыть в нашей современной культуре новую область. Чтобы у профессионалов появилось больше возможностей и стимулов для развития, а широкая аудитория получила доступ к эксклюзивным источникам по современной фотографии.

Cinema Perpetuum Mobile, Минск

Миссия и цели. В 2011 в Минске сообщество киноманов Kinaklub.org. основало международный фестиваль короткометражных фильмов Cinema Perpetuum Mobile. Сегодня он проходит не только в городах нашей страны, но и за ее пределами. По словам Леры Грин, «фестиваль позволяет познакомиться с мировыми премьерами, а также расширить аудиторию белорусского короткометражного кино».

Особенность короткометражного кино — лаконичность, точное распределение времени на идеи, сцены, героев. «Короткий метр» говорит только самое важное и нужное за 35−45 минут, и потому имеет сильное воздействие на зрителя. Аудитория фестиваля — киноманы и люди, готовые выйти из привычных «зон комфорта», ведь короткометражное кино не очень распространенный вид отдыха.

Как отметила Анна Роженцова: «Для деловых людей наш формат, возможно, не достаточно светский, но любой на наших показах окунется в альтернативное визуальное искусство, узнает о социальных проблемах, например о миграции, одиночестве городского человека, о гендерных проблемах и др.»

На чем зарабатывать. Билеты на показы могут быть и платными, и бесплатными. Цена обычно не больше 5 рублей. Средства от продажи идут на компенсацию расходов организаторов. «Возможно, в будущем, учитывая темп жизни, такая форма станет предпочтительнее для зрителей из-за хронометража и информативности,» — предполагает Лера Грин.

Планы. Организаторы мечтают о включенности жанра в общий культурный контекст, ставя перед собой достаточно амбициозные задачи:

  • Продвижение молодого белорусского кинематографа в Беларуси и на международном уровне
  • Поиск новых форм и тенденций на стыке любительского и профессионального искусства
  • Исследование социальных проблем средствами кино
  • Сотрудничество и горизонтальные связи с международными киносообществами
Читайте также:  Номер своя компания плюс

Ну и «супер план» организаторов — пригласить зрителей в мир немассового кино, побудить к саморазвитию и захотеть интересоваться чем-то большим, чем обычная и привычная жизнь.

Brest Stories Guide, Брест

Мисся и цели. Проект Brest Stories Guide — выделяется среди многих проектов. В первую очередь тем, что это — путешествие, цикл документальных аудиоспектаклей в городском пространстве Бреста, посвященных теме антисемитизма и уничтожения брестской еврейской общины в 1941—1942 годах.

Идея проекта обладает потенциалом, он создан на стыке искусства, исторического наследия и туризма, может быть использован в образовании и поднимает важные этические вопросы. Оксана Гайко — автор идеи и режиссер проекта, считает, что важно помнить о том, что происходило в городе в годы войны:

— Перед началом войны в Бресте проживало около 24 000 евреев (45% населения города). Все они были уничтожены, выжили около 20 человек. Холокост и разрушение знаковых для еврейской жизни объектов в пространстве города стерли и память о еврейской общине.

» border=»0″ data-zoom=»1″ height=»438″ hspace=»0″ src=»https://static.probusiness.by/n/0b/f/foto_2_so_stranicy_brest_stories_guide_v_facebook.jpg» title=»Брест, 3 июля 1941г. ©Amateurfotograf Albert Dieckmann, Deutsch-Russisches Museum Berlin-Karlshorst © Фотограф-любитель Альберт Дикманн, Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook
» vspace=»0″ width=»720″/> Брест, 3 июля 1941. Фотограф-любитель Альберт Дикманн. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Как отметила Оксана: «Хочется отдать дань памяти людям, которых никто не чествует, чьи голоса не слышны. Я называю этот проект виртуальным памятником. Настоящий мы не можем поставить. Пусть будет виртуальный».

На чем зарабатывать. История часто остается невидимой. Увидеть и услышать прошлое теперь можно, взяв на вооружение уникальный опыт Brest Stories Guide, который поддерживается CHOICE — проектом по охране и переосмыслению культурного наследия, усилению потенциала общественных организаций в сфере культуры. Это аудиоспектакль-экскурсия по «несуществующему» Бресту. Текст в нем читают заслуженные белорусские артисты.

Зритель перемещается по карте через приложение на телефоне. Как считают организаторы, использовать электронные средства для того, чтобы доносить до нынешнего поколения послания о прошлом — хорошая идея. Скачать приложение можно бесплатно на сайте проекта, но организаторы планируют подключить систему добровольных пожертвований, а также добавить белорусскоязычную, англоязычную и, может быть, польскоязычную версии.

Идея сделать такое приложение зародилась еще в 2013 году, когда Оксана начала работу над проектом «Гісторыі Беларусі». Сегодня Brest Stories Guide — результат совместной работы около 20 человек: ИТ-разработчиков, историков, экспертов еврейских организаций, а также актеров брестских театров

Работа с архивными источниками для Brest Stories Guide с немецким историком Кристианом Ганцером. Фото со страницы Brest Stories Guide в Facebook

Планы. Аудитория — это жители Бреста, туристы и все, кто интересуется новаторскими туристическими и культурными продуктами. Поэтому перспектива — новые маршруты и новые истории, привелечение туристов в Беларусь. «Путешествие по несуществующему городу» — такое туристическое предложение может «сработать» в любом месте Беларуси.

Источник

Как бизнесу «заработать» на культуре


Владимир Бабков

Дата рождения: 10.12.1960 г.

Образование: Московская высшая школа социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ; Белорусская академия музыки; Белорусская государственная консерватория.

К арьера: С 1998 г. — Московская филармония, продюсер международных культурных проектов;
с 2002 г. — тренерская работа, журнал «Арт-менеджер», главный редактор; с 2008 г. — «Новая газета», колумнист;
с 2008 г. — РГКК «Содружество», менеджер международных проектов и программ.

— Сфера искусства — это экономика переживаний и впечатлений, — Владимир Бабков, эксперт-консультант по культурной политике и социокультурному проектированию, главный редактор журнала «ART-менеджер».

В поиске уникальности

— За последние два десятилетия наша страна и общество претерпели кардинальные изменения в парадигм е развития, смыслах и ценност ях. Если раньше качество жизни, в основном, оценивалось наличием «квартиры-машины-дачи», то теперь скорее состоит из ответов на вопросы: « Ч то ты видел? С кем общался? К уда ездил? Ч то смотрел? Ч то слушал?»

Читайте также:  Как начать свой бизнес печенье

Огромную роль в этом сыграла эпоха глобализации, которая ускорила процесс развития «экономики переживаний и впечатлений». Нас все меньше волнуют тиражируемые вещи: от навороченных мобильных телефонов до автомобилей и пятизвездочных отелей. Мы все сейчас находимся в поиске уникальности, неповторимости, эксклюзива. И все больше мы хотим отличаться друг от друга, выделяться из толпы.

К чему идем?

Где сейчас находятся неповторимые, незабываемые переживания и впечатления? Конечно, в сфере культуры. Этот мощный ресурс развития только набирает обороты. Сейчас это уже бизнес, мощный источник социально-экономического развития. У искусства появились новые направления развития и возможности применения.

Первое направление — это роль культуры и искусства в развитии городов. Реклама и продвижение, бренд и маркетинг территории, запрос на инвестици и , привлечение в город новых жителей – все это теперь невозможно без технологий социокультурного проектирования. А для малых и средних городов это становится актуальным, как никогда.

Канны, Авиньон, Сан-Ремо, Зальцбург, Великий Устюг, Юрмала – почему многие мечтают туда попасть? Потому что в свое время в этих городах был запущен тот или иной социокультурный проект, который, как говорят продюсеры, «раскрутил» их бренд . И теперь культурный потенциал используется как ресурс развития.

Второе направление — культурный туризм. Т уриндустрия не производит новых продуктов и товаров на рынке: о на упаковывает, расфасовывает и продает « готовое» . Э тим стоит воспользоваться для создания новых артефактов, которые будет продавать туристическая индустрия.

Третье направление — экспорт образа жизни. Оно вытекает из двух предыдущих и резюмирует миссию культуры в третьем тысячелетии. Вокруг него вращаются и бренд города, и туризм, и привлекательный имидж страны. Экспорт культуры не означает, что мы должны вывезти наши картины за рубеж и там их продавать . Это значит, что мы создал и настолько привлекательный образ жизни, что жители других стран и городов захотели к нам приехать, чтобы пережить неповторимые эмоции и переживания. Они не только остав ят деньги в магазинах, ресторанах, отелях, транспортных компаниях, но и увез ут сувенирную продукцию, рекламные материалы.

Сейчас все больше политиков понимают, что культурная идентификация — вопрос национальной, государственной безопасности. М ы все время делаем выбор: какой национальности принадлежим, какая у нас религия, откуда наши корни. И что делать, если общество хочет сменить свою парадигму развития, образ жизни и принадлежать другой культуре? Так п роисходят потрясения, революции, исчезают целые государства , к власти приходят другие лидеры.

Маркетинг искусства

Как происходят продажи «переживаний и впечатлений»? Ответ очевиден: через конкретную реализацию социокультурных проектов. Нам интересны не здани я театра, филармонии или помещение галереи само по себе, но проект ы , которы е осуществляются в их стенах.

П роекты и проектный менеджмент — основополагающи й инструмент маркетинга культуры и искусств а. И катастрофическ и не хватает специалистов в этой сфере: быть хорошим администратором уже явно недостаточно. Необходим креатив, технологии коммуникации, обратной связи с обществом и многое другое.

Двигатель проекта

Меня часто спрашивают про основополагающи й компонент предпринимательства в сфере культуры. Многие наивно полагают, что это деньги. М ой личный опыт позволя е т сделать другой вывод: ключево е слагаемое успеха в этой сфере — любовь. Это мотивационны й двигател ь , который делает проект успешным.

Кроме того, увлечение, одержимость — вот важнейшие качества руководителя, лидера , которые притягивают людей, ресурсы и позволяют добиваться вершин .

Источник

Оцените статью