Самая малая авиация
Юрий Рождествин – о том, как выпускаемые им маленькие самолётики могут привить детям любовь к небу и науке
IT-инструменты, которые использует Юрий Рождествин
- AutoCAD
- DreamWeaver
- Inkscape
Бывший программист Юрий Рождествин создал компанию, производящую наибольшее количество самолётов в современной России. Они выполнены из пенополипропилена и являются летающими моделями истребителей и планеров. Компания «Маленький самолётик» стала для Юрия коммерчески успешным воплощением его детской мечты о конструировании авиамоделей. О том, как научить игрушечные самолётики летать, и как на этом можно заработать, Юрий Рождествин рассказал Biz360.ru.
Юрий Рождествин, 53 года, основатель компании «Маленький самолётик». Родился в Хабаровске. В школе занимался в авиамодельном кружке и мечтал стать авиаконструктором. В старших классах увлёкся физикой и поступил на физфак Новосибирского госуниверситета. После окончания вуза работал в компьютерном кооперативе. Затем прошел путь от менеджера до заместителя генерального директора в компании, торгующей компьютерами. По служебной необходимости переехал в Москву, где в качестве наёмного сотрудника проработал до 2010 года. После увольнения создал компанию «Маленький самолётик», которая выпускает модели истребителей и планеров.
О собственном деле Юрий Рождествин начал задумываться в 2010 году. Тогда он долго не мог найти работу: все потенциальные работодатели на резюме почти 50-летнего кандидата отвечали отказом. И Юрий решил, что пришло время зарабатывать тем, что он умеет делать своими руками – программированием или авиамоделированием. Начал работать программистом-фрилансером, но сделать из этого постоянный источник дохода не получилось.
В 2011 году Юрий Рождествин познакомился с руководителем компании, занимающейся техническим обеспечением воздушных судов. Ей предстояло участие в Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском (МАКС). Руководитель компании захотел сделать для своих клиентов необычную игрушку, летающую, но не похожую на то, что обычно продается в магазинах. Юрий предложил ему сделать комплект самолётиков из бальзы. Это самое легкое дерево в мире, широко используемое в авиамоделировании. Клиент согласился и заказал у Юрия партию самолётиков.
Это был первый заказ, после которого Юрий создал собственную компанию «Маленький самолётик» и стал делать лёгкие летающие модели.
На том же авиасалоне «МАКС» Юрий увидел модели, сделанные, как ему показалось, из пенопласта. Но подойдя к продавцам и потрогав модели, понял, что ошибся. Самолёты были изготовлены из пенополипропилена – современного материала, представляющего собой микс пенопласта и поролона. Пенополипропилен объединяет преимущества этих двух материалов: он легкий и держит форму, как пенопласт, и при этом гибкий и мягкий, как поролон. Именно из него Юрий делает теперь большинство своих моделей.
«Когда дети берут в руки наши самолётики, их мамы обычно очень волнуются. Им кажется, что наши модели пенопластовые, а, следовательно, они могут сломаться прямо в руках у ребёнка. Но когда ребёнок сгибает крыло или корпус, и они не ломаются, у многих происходит, как я говорю, «технологический шок». Им непонятно, как такое вообще может быть», — рассказывает Юрий.
Продукция компании «Маленький самолётик» – не просто декоративные игрушки, за счёт конструктивных особенностей они могут парить в воздухе. У них нет моторов, запускают эти модели точно так же, как бумажные самолёты.
Модельный ряд «Маленького самолётика» представлен истребителями и планерами. Они различаются как по размеру и внешнему виду, так и по расстоянию, которое способны преодолеть в воздухе. Самые маленькие модели – истребители — пролетают по 6-10 метров и подходят для игры в помещениях. Самые большие – планеры — могут совершать полеты до 50 метров. Они предназначены для запуска на открытых пространствах с небольших возвышений.
Первой серийной моделью стал самолётик, сделанный на основе чехословацкого истребителя L-39. Но Юрию Рождествину всегда хотелось сконструировать что-то стопроцентно российское. Выбор пал на новейший учебно-боевой истребитель ЯК-130, который производится в России с 2010 года.
«У нас в Москве живет Марина Лысцева, фотограф авиатехники. У нее я увидел фото ЯК-130 в полете на МАКС-2013 и попросил у неё разрешение взять из её снимка лишь его часть — кабину с двумя пилотами и наклеить на нашу модель. Она дала согласие. Теперь нашими ЯКами «управляют» пилоты, которые реально там когда-то летели», — вспоминает основатель компании «Маленький самолётик».
Сначала Юрий думал, что его целевая аудитория – это папы с сыновьями 8-12 лет. Но когда начались продажи, выяснилось, что в своём прогнозе предприниматель ошибся. Основными покупателями самолетиков оказались молодые мамы в возрасте 25-35 лет с детьми 4-9 лет. «В этом возрасте ребенку пока ещё интересно всё попробовать, — объясняет Юрий. – Когда мальчишке 10-12 лет, в его жизни, как он сам считает, было всё, и игрушечные самолетики – это для него уже несерьёзно».
Довольно часто приобретают самолетики и бабушки с дедушками. Иногда даже бабушки охотнее включаются в игру с самолетиком, чем мамы. «Полные» семьи с мамами и папами встречаются Юрию среди его покупателей нечасто. «Когда попадается дружная семья, то игра с самолетиком происходит очень весело. Я за то, чтобы папы тоже выходили в парк, и занимались там с детьми», — говорит Юрий.
Развитие «модельного бизнеса» у Юрия совпало с началом изменений в московских парках. Первым смене концепции подвергся Парк Горького, из которого в 2011 году убрали все аттракционы.
«В 2011-2012 годах других таких же парков ещё не было, люди шли в Парк Горького. Конечно, его сделали очень красивым и уютным. Но из развлечений там остались, по сути, только прогулки на лужайках. Мы поняли, что наши самолётики могут заполнить внезапно опустевшую нишу детских развлечений на этой территории, — вспоминает Юрий Рождествин.
Он позвонил в дирекцию парка и предложил организовать мастер-классы по сборке и запуску самолетиков. Предложение приняли, и выделили место, где Юрий по выходным мог обучать детей «пилотированию» самолётиков, а также продавать готовые модели.
«Современным мальчишкам и девчонкам понравилось новое развлечение. Мы увидели, что им интересно побегать по лужайкам с самолётиками», — вспоминает Юрий.
Непосредственно производством самолетиков занимаются двое рабочих, зарегистрированных (как и Юрий) в качестве индивидуальных предпринимателей. Сам основатель «Маленького самолётика» этого процесса не касается. К его компетенции относятся разработка моделей, а также весь комплекс действий по продвижению и реализации моделей.
«Невозможно самому заниматься и производством, и всем остальным. А вот реализация, идеи, переговоры и прочее — это моё. Есть рабочий, который хорошо работает на станке, но он не сможет найти места сбыта. Каждый занимается тем, что у него лучше получается. Со своей стороны, я знаю, какие требования надо предъявить к модели, как её улучшить, сделать более летучей и живучей, как определить брак. Но основная часть моего рабочего времени в будние дни уходит на проведение презентаций моей продукции и налаживание деловых связей», — объясняет Юрий.
Жена и дети Юрия – полноправные участники проекта. «У нас – настоящий маленький семейный бизнес», — с гордостью говорит глава семьи Рождествиных. В основном они заняты развозом заказов. Когда сын был маленьким, он «работал» на фестивалях в качестве промоутера: с удовольствием запускал самолётики, а остальные дети обращали на него внимание и тоже заинтересовывались летающей игрушкой.
Производственная база «Маленького самолётика» находится в Подмосковье, в районе Реутова. После «изобретения» новой модели Юрий с рабочими изготавливает пробную партию. У рабочих, с которыми сотрудничает Юрий, есть специальные станки с программным управлением. На них из вспененного блока нагретой струной вырезают модели.
Получившиеся модели тестируют: запускают и смотрят, что с ними происходит в воздухе, летят они или не летят. Новые самолетики оцениваются и по внешним данным – насколько они могут быть интересны для детей. Если, по мнению Юрия, модель нуждается в доработке, он говорит своим компаньонам, что в ней нужно изменить.
После того, как модель окончательно утверждается, она уходит в производство. Для создания профессионального чертежа Юрий использует программу AutoCAD для черчения (она традиционно используется в машиностроении). В программе чертятся части самолета: крыло, фюзеляж, стабилизатор. Все детали режутся вручную из пенополипропилена и снова проверяются на «летучесть». После этого чертежи отдаются станочнику, который «с компьютера» на станке вырезает модели в промышленном объёме.
Модели продаются в практически готовом к запуску виде, склеивать покупателю ничего не нужно. Единственное, что нужно сделать самостоятельно — установить в специальные пазы крыло и стабилизатор (маленькое крыло). Никакой сложности для ребёнка это не представляет.
«Когда мы работаем на авиационных мероприятиях, я всегда шучу, что мы – компания, производящая наибольшее количество самолетов в современной России», — говорит Юрий.
Основной вид продаж у предпринимателя – работа в парках по выходным, на праздниках и мероприятиях. Поэтому пик продаж самолетиков приходится на летние месяцы. При хорошей погоде за день в парке можно продать 100-150 моделей.
Но и во «внесезонный период» есть два ярко выраженных пика продаж. Первый из них приходится на новогодние праздники. Организаторы представлений приглашают Юрия Рождествина, чтобы «разнообразить» программу праздника и сделать ее более интересной для юных посетителей. На таких мероприятиях Юрий всегда раздает флаеры, рекламирующие самолетики в качестве подарка на 23 февраля. На этот праздник у Юрия приходится второй зимний пик продаж.
Предприниматель рассматривает мам и бабушек не только как возможных частных покупателей, но и в качестве «корпоративных клиентов». Ведь на 23 февраля в школах часто дарят подарки всему классу, и их выбор нередко превращается для родителей в очень сложную задачу.
А теперь поставьте себя на место пацана, которому опять на 23 февраля подарили не то, что ему бы хотелось. Но если ему дарят самолет, да ещё наш российский истребитель ЯК-130, получается тот подарок, который многие воспринимают с удовольствием», — объясняет Юрий.
Иногда родители школьников заказывают на 23 февраля для групп детей или для целых классов соревнования по запуску самолетиков. На них выезжает лично Юрий или кто-то из знакомых аниматоров. После соревнований самолетики вручаются ребятам в качестве подарков. Но подобных заказов пока было немного.
Чтобы справляться с доставкой заказов в «непраздничные» дни, Юрию хватает сил и возможностей собственной семьи. В роли курьеров выступают его жена и старшая дочь, а также он сам. Иногда Юрий пользуется услугами «Почты России». В силу того, что весят самолётики немного, такой способ доставки является выгодным. Отправка одной модели почтой обходится в 170 рублей, а стоимость услуг курьера – около 300 рублей.
В парках и на фестивалях Юрий Рождествин проводит мастер-классы по запусканию самолётиков. Оказывается, в этом простом на вид деле существуют свои сложности и нюансы. Например, если запустить самолетик вертикально вверх, то он просто рухнет на землю. Юрий объясняет ребятам тонкости поведения самолёта в воздухе, рассказывает, как «прочувствовать» и предугадать траекторию полета модели. Детей учат, как правильно держать самолетик, как учитывать направление ветра, по ветру или против него запускать модель.
Авиамоделизмом, то есть изготовлением моделей, на мастер-классах у Юрия не занимаются. Это очень кропотливая работа, и, к сожалению, для неподготовленных детей она сложна.
«Наша главная задача – научить абсолютно любого ребенка с улицы старше 4 лет запускать самолетики. Это как раз то, что увлекает детей, и здесь тоже требуется мастерство. Правильно вырезать, склеить самолётик ребенку не всегда под силу. Если ребенок на художественном мастер-классе нарисует закорючку, мама обрадуется и скажет, что это похоже на цветочек.
Если же мы вместо самолета сделаем «закорючку», то она просто никуда не полетит. Гораздо важнее, чтобы ребенок, впервые столкнувшийся с авиамоделизмом, не был расстроен от того, что он резал, раскрашивал, а его самолётик не полетел. Пусть он лучше получит в руки летающую модель, которая гарантированно полетит. В этом и заключается идея моего бизнеса», — объясняет Юрий.
Юрий Рождествин старается участвовать во всех основных событиях Москвы и Московской области, связанных с авиацией. Его самолётики летали на фестивалях «Московское небо», «Майский взлёт», вертолётной выставке HELIRUSSIA, юбилее Звездного Городка. Участвуют они и в «обычных» московских праздниках, таких, как День города или фестиваль уличного искусства «Яркие люди».
На «Робофесте-2015» планер компании «Маленький самолётик» стал участником научного эксперимента. Его пыталась «приземлить» на себе роботизированная платформа. Планер оказался для робота неуловим, но Юрий с командой «Робофеста» не отчаиваются и планируют довести эксперимент до успешного завершения на следующем празднике в этом году.
Работа на фестивалях и праздниках обычно связана с дополнительной статьёй расходов – арендной платой за день работы в парке. На крупных фестивалях и праздниках оператор мероприятия обычно нанимает субоператора для проведения ярмарки или для работы с арендаторами. Ему ставится задача: собрать с арендаторов как можно больше денег. Эта многоступенчатая система, по признанию Юрия, сильно влияет на экономику бизнеса.
Но в последние годы у него всё чаще получается экономить на аренде. Солидный опыт работы на фестивалях и праздниках позволяет Юрию получать места на фестивалях без арендной платы. Вместо нее он проводит бесплатные мастер-классы по запуску самолетиков для юных посетителей фестиваля. Модели для запуска на мастер-классах предоставляются бесплатно. С собой их унести нельзя, но играть с ними можно настолько долго, пока не подойдет следующий ребенок. В зависимости от наплыва посетителей в таких мастер-классах используются по 5-8 самолетиков в непрерывном режиме.
Стоимость самолетиков зависит от их вида и летных качеств. Небольшие истребители можно купить за 500-600 рублей. Цена на планеры доходит до 1000 рублей на самые большие модели. Самолетик из сверхлёгкого дерева бальзы также стоит 1000 рублей.
Эти цифры складывается из многих факторов, и в их числе – непредсказуемость погоды. Если летом в выходные идет дождь, то продаж в эти дни практически нет. 2-3 дождливых уикенда подряд фактически лишают Юрия и его рабочих зарплаты за месяц. «Если бы кто-то мне гарантировал, что каждые выходные летом будут солнечными, модели бы стоили чуть дешевле», — шутит Рождествин.
Также в стоимость моделей закладывается «страховка» от их поломки при покупке. Бывает, ребенок с таким энтузиазмом приступает к запускам, что самолетик, несмотря на его «гибкую» конструкцию, ломается. В этих случаях Юрий всегда меняет сломанный истребитель или планер на новый без дополнительной оплаты.
«Дети и их родители после замены игрушки уходят радостные. Мне важно, чтобы они после праздника показали самолётик знакомым и сказали: «Он у нас сломался, а нам его бесплатно заменили». Это гораздо приятнее и интереснее, чем долго пререкаться, кто же тут виноват»
«Затраты познаются в сравнении. Как в парке можно потратить 500 рублей? Например, пару раз прокатится на карусели — и деньги ушли за 5 минут. Либо можно купить самолётик, и ребёнок его часа четыре непрерывно будет пускать. Другие игрушки, продающиеся в парках, на 99% китайские, и среди них трудно встретить то, что может удивить или надолго завлечь ребёнка. Когда другие дети видят, что кто-то носится с самолётами, они забывают обо всех китайских световых пистолетах, мечах джедаев и прочих подобных игрушках», — делится наблюдениями Юрий.
В 2014 году во время работы на одном из мероприятий к Юрию обратились представители вертолетной выставки HELIRUSSIA с просьбой организовать на их мероприятии специальную детскую интерактивную площадку. Это стало еще одним направлением деятельности компании «Маленький самолётик».
Юрий Рождествин собирает на одну площадку любителей-авиамоделистов, специализирующихся на различных тематиках. Они проводят занятия и мастер-классы, а также получают возможность реализации своей продукции.
Своим самым успешным проектом в этом направлении Юрий считает организацию детской площадки на МАКС-2015. На одной территории были собраны восемь участников, так или иначе связанных с авиационной или космической тематикой, и работающих с детьми, и каждая занималась своей темой.
«Я договаривался с дирекцией МАКСа, какую площадь необходимо нам выделить, на каких условиях, какую арендную плату брать, сколько билетов и пригласительных выдать нам. Если бы каждый из восьми руководителей команд договаривался сам, результат мог бы получиться другим», — уверен Юрий.
Успешный опыт участия в фестивалях помогает Юрию выходить на корпоративных клиентов. Он может не просто позвонить и предложить сотрудничество, а сразу показать «портфолио» своих мероприятий на выставках и праздниках.
«Я прихожу и могу показать, что работал на фестивалях «Галактика», «Яркие люди», «Спортлэнд», «Стартап». Если даже какой-то фестиваль не был экономически выгоден, всё равно набирается портфолио и опыт работы. Если крупный заказчик работает с незнакомым человеком, он в любом случае смотрит на то портфолио, которое ты можешь показать», — делится опытом Юрий.
На контакт с корпорациями он выходил сам. Некоторые компании из авиационной отрасли заказывают самолётики в качестве корпоративного подарка детям сотрудников на Новый год или на 9 Мая. Авиакомпания S7 каждый год проводит корпоративное мероприятие, на котором присутствуют 200-250 детей её сотрудников. Все они получают брендированные самолетики S7.
Модель истребителя «Маленький самолётик» в 2013 и 2015 годах входила в сувенирный пакет на МАКСе. Этот пакет выпускался дирекцией авиасалона в количестве 100-150 комплектов и раздавался ВИП-клиентам форума.
Среди оптовых покупателей самолетиков не только коммерческие структуры. С 2013 года Юрий сотрудничает с администрацией парка «Таганский». Парк закупает партию самолётиков, чтобы раздавать детям в качестве подарка на 9 Мая. По такой же схеме строится сотрудничество с Федерацией любителей авиации. Она проводят мероприятия с детьми-инвалидами и ребятами из детских домов.
С 2015 года Юрий Рождствин выступает в качестве автора лекций и программ для детских развивающих клубов. Первый его опыт в этом направлении – сценарий занятия под названием «Как летают самолеты» для клуба «Эврика-парк». Дирекция клуба попросила Рождествина составить программу для двухчасовой лекции-занятия. Непосредственно занятия он не проводит, но по его программе работают другие специалисты.
Среди его клиентов в этом направлении – детский авиационный клуб в Англии. Его владелец, выходец из России, заказал Юрию сценарий и текст двухчасовой программы. Первый час занимает теоретическая лекция: почему и как летают самолёты, что такое аэродинамика, как летают планеры. Второй час – практические занятия и соревнования на дальность полёта.
«Занятия проводятся на базе школы или колледжа. Дети из ближайших районов участвуют в таком занятии на бесплатной основе. Хотелось бы, чтобы и наше министерство образования обратило внимание на подобный формат», — признаётся Юрий.
Главная бизнес-цель Юрия Рождествина на ближайшее время – представить свою продукцию в магазинах. Но для реализации этого проекта требуется участие наёмного менеджера, который взял бы на себя работу по ведению переговоров с магазинами.
«Сейчас наш бизнес как раз подошел к такому порогу, когда интересно консолидироваться. Есть партнёры, которые готовы вкладываться, чтобы выйти на уровень представления продукции в детских магазинах. Как раз сейчас мы всё это придумываем», — рассказывает Юрий.
Чтобы самолетики гарантированно «приземлились» на магазинных полках, Юрию Рождествину необходимо добиться снижения цены. Нынешнюю стоимость, по которой он может предложить продукцию магазинам, они считают достаточно высокой.
Открывать интернет-магазин в ближайшем будущем предприниматель не планирует. «В интернет-магазине обычно ищут игрушки, которые уже известны и популярны. Забили в поиск, нашли, сравнили, где дешевле – в магазине или в Интернете. Вряд ли какая-нибудь мама будет специально искать в интернете самолётик», — объясняет Юрий.
В других регионах компания «Маленький самолётик» пока не представлена. Чтобы выйти на новые рынки, нужно участвовать в региональных авиационных слётах. Но так как они часто проводятся в одни и те же сроки с событиями в Москве, посетить региональные фестивали не всегда представляется возможным.
«Постепенно в регионах находятся люди, которые присматриваются к этому виду бизнеса. Кого-то мы снабжаем материалами. Кто-то хочет купить партию и продать её в своём городе. Такой опыт есть, но эпизодический. А хотелось бы, чтобы в августе (18 августа – День авиации – прим. редакции) к нам выстраивалась очередь из региональных партнёров, хотя бы человек 20, и разбирали всё до складских остатков», — делится мечтами Юрий.
Источник