- Бизнес-идея: своя АЗС — рентабельный бизнес
- Виды АЗС
- Подготовка документов и регистрация организации
- Выбор местоположения, требования к строительству АЗС
- Персонал
- Оборудование
- Бензин
- Безопасность на АЗС
- Реклама
- Как повысить прибыль и привлечь клиентов
- Дополнительные услуги
- Рентабельность бизнеса
- Затраты на реализацию
- Плюсы и минусы бизнеса
Бизнес-идея: своя АЗС — рентабельный бизнес
Автомобильные заправочные станции (АЗС) представляют собой комплекс оборудования, располагающийся на придорожных территориях, который предназначен для заправки различными видами топлива транспортных средств.
В настоящее время в России насчитывается более 25 тысяч АЗС. Основная концентрация расположена в крупнейших агломерациях – Москве (+ Московская область), Санкт-Петербург (+ Ленинградская область), Краснодарском крае, республике Татарстан и Челябинской области – здесь расположено около 25 % от числа всех АЗС России. Объемы продаж топлива достигают 35 млн. тонн.
Основные игроки рынка АЗС в России – «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпромнефть» — они удерживают порядка 60 % всего рынка АЗС.
Структура использования различных видов топлива следующая: бензин – 60,6 %, дизельное топливо – 34,2 %, газовое топливо – 2,2 %. Если рассматривать структуру бензинов, то АИ-92 имеет 55 % продаж, АИ 95/98 – 38 % продаж, АИ-76/80 – 7% продаж.
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения цен на топливные материалы. Динамика роста цен составляет около 2 % в год. С одной стороны это ведет к снижению объемов продаж, но с другой, увеличение числа автомобилей на душу населения приводит к стабилизации объемов продаж.
Виды АЗС
Основная классификация АЗС исходит из их конструктивного исполнения и уровня автоматизации. Наряду с этим по функциональному назначению АЗС можно условно разделить на станции общего пользования (несколько видов топлива для заправки любых транспортных средств) и ведомственные заправки (для обеспечения топливом транспорт и технику отдельной компании, что позволяет избежать перебоев в поставках и обеспечивает автономность).
По конструктивному исполнению АЗС делятся на:
1) АЗС с подземным расположением.
- Стационарные. Резервуары для хранения топлива пространственно расположены под землей, как и топливораздаточные колонки.
- Блочные. Резервуары для хранения топлива расположены под землей. Блоки топливораздаточных колонок расположены над резервуаром.
2) АЗС с наземным расположением.
- Контейнерные. Резервуары для хранения топлива расположены над землей. Они выполнены в виде отдельных заводских изделий в контейнерах и размещены отдельно от топливораздаточных колонок. Преимущества: невысокая стоимость, быстрая окупаемость, быстрая установка, нет необходимости в сложном фундаменте.
- Модульные. Резервуары для хранения топлива расположены над землей. Заправка и хранение топлива выполнены в виде раздельных модулей. Преимущества: установка и окупаемость быстрая, можно устанавливать и использовать различные топливораздаточные колонки.
- Мобильные. Резервуары для хранения топлива расположены, технологическое оборудование и топливораздаточные колонки размещены над землей в пределах одного контейнера. Преимущества: быстрая заправка средств и оборудования, наличие резервного и оперативного запаса топлива.
3) Передвижные АЗС. Представляют собой мобильную АЗС, контейнер которой установлен на платформу транспортного средства.
Если рассмотреть классификацию по уровню автоматизации, то АЗС делятся на:
- Автоматические. Заправку осуществляет только водитель, имеющий специальный ключ или код, который позволяет заправить определенное количество топлива. Преимущества – сокращение издержек на содержание штата, отсутствие возможности воровства топлива. Основной контингент – водители автоцистерн.
- Полуавтоматические. Персональный и количественный учет при заправке осуществляется в диспетчерской, расположенной на АЗС.
- Обычные. Водитель сообщает диспетчеру информацию по заправляемому топливу, после чего заправляет машину.
Подготовка документов и регистрация организации
Так как строительство АЗС предполагает значительные расходы и риски, то следует в качестве организационно-правовой формы выбрать общество с ограниченной ответственностью.
Для регистрации ООО необходимо собрать следующий комплект документов:
- Заявление по форме Р11001. В нем указывается полное и сокращенное наименования юридического лица, адрес исполнительного органа, сведения об учредителе, об управляющем, коды ОКВЭД (основной и ряд дополнительных), а также о заявителе.
- Решение об учреждении ООО (если учредитель один) или протокол собрания учредителей (если учредителей несколько). В последнем случае также необходим договор об учреждении, но он может не прилагаться к пакету документов.
- Устав ООО. Он должен содержать основную информацию о регистрируемой компании: наименование, адрес, размер уставного капитала, цели и задачи, права и обязанности и т.д.
- Документы, которые подтверждают наличие юридического адреса. Компания может быть зарегистрирована по адресу аренды помещения, по специальному адресу, который выдается компаниями, оказывающими услуги по предоставлению адресов для юридических лиц, или по месту жительства учредителя.
- Квитанция об оплате госпошлины. Размер пошлины при регистрации ООО – 4 000 рублей.
Срок регистрации юридического лица должен составлять не более 3 рабочих дней. По истечении срока выдается лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство о постановке на учет в налоговый орган, устав ООО с пометкой органа.
Выбор местоположения, требования к строительству АЗС
Основное требование к местоположению АЗС является наличие высокого трафика автомобилей, так как их владельцы составляют основную целевую аудиторию. Можно, например, построить автозаправку в городе, но в таком случае придется столкнуться с огромной конкуренцией, так как жители любого населенного пункта предпочитают заправляться «по привычке», в старых местах. Поэтому наиболее приоритетным местом являются трассы с огромным потоком. Неплохим вариантом является строительство станции на въездах в город, особенно город, являющийся значительным транспортным узлом – это позволит обслуживать грузовые автомобили, использующие дизельное топливо. По статистическим данным, грузовой транспорт в среднем обеспечивает около 70% выручки всех АЗС.
Основные требования к строительству АЗС прописаны в действующем законодательстве. В первую очередь, это необходимый минимум дистанции до объектов жилой инфраструктуры (100 м). Также на участке не должно быть высоковольтных ЛЭП, трубопроводов с газом под высоким давлением, правительственных оптоволоконных линий. АЗС должна располагаться с подветренной стороны по отношению к объектам жилой инфраструктуры.
Персонал
Для обеспечения работы АЗС необходимы следующие специалисты:
- Управляющий. В его обязанности входит организационная работа, ведение всей отчетности, привлечение клиентов, организация доставки топлива на АЗС и прочие функции. Требования: высшее образование, опыт работы в управленческой сфере. Стоимость оплаты труда – 35 000 рублей.
- Менеджер-кассир или оператор АЗС. Среди обязанностей: отпуск ГСМ, прием платежей, контроль порядка на станции. Так как АЗС работает круглосуточно, то для работы в разные смены необходимо 3 специалиста. Требования: соответствующее образование, опыт работы (желательно в соответствующей сфере), необходимые личностные качества. Заработная плата – 25 000 рублей.
- Технические специалисты. В их функции входит заправка транспорта (при необходимости), различные дополнительные услуги (подкачка шин, мелкий ремонт и пр.). Требования: опыт работы, необходимые навыки. Для работы в несколько смен необходимо 3 специалиста. Заработная плата – 20 000 рублей.
Таким образом, на обеспечение работы основного персонала ежемесячно требуется 170 000 рублей.
Наряду с основным штатом, который необходим только для обеспечения работы самой АЗС, для работы могут привлекаться дополнительные сотрудники: уборщики, продавцы и пр.
Оборудование
Основное оборудование, которое служит для обеспечения работы АЗС, представляет собой резервуары для ГСМ и топливораздаточные колонки.
Резервуары для ГСМ представляют собой емкости цилиндрической формы, имеющие опоры (так как предполагаемая АЗС является надземной). Наибольшую безопасность предоставляют двустенные резервуары, которые имеют внешний корпус и заполненное специальными веществами пространство между стен.
Двустенный резервуар объемом 60 куб.м, имеющий 3 секции, стоит около 900 000 рублей. Для обеспечения работы АЗС достаточно двух резервуаров.
Топливораздаточные колонки служат для выдачи и измерения объемов заправленного топлива. Примерная стоимость топливораздаточной колонки, имеющей 8 раздаточных рукавов для 4 видов топлива с всасывающим типом гидравлики – 500 000 рублей. Для обеспечения работы АЗС необходимо 2 ТРК.
Также на случай необходимости нужны различные запасные части к ТРК, насосам, оборудованию, противопожарное оборудование, хозяйственный инвентарь. В сумме затраты на это составят около 200 000 рублей.
Для работы станции также необходимо помещение для персонала. Специализированное только на расчетных работах диспетчерская с офисом может располагаться на площади около 50 кв.м. Строительство такого здания потребует порядка 500 000 рублей, обустройство всем необходимым оборудованием (мебель, кассовые аппараты, оргтехника, комплектующие) потребует около 300 000 рублей.
Таким образом, для покупки необходимого для работы АЗС оборудования, строительства помещения и его обустройства, покупки расходных материалов и комплектующих в сумме потребуется 3 800 000 рублей.
Бензин
Возможность заключения контрактов с нефтеперерабатывающим заводом у маленькой компании незначительная. Такие организации работают только с крупными предприятиями, закупающими у них топливные материалы в огромных объемах. Соответственно, в начале бизнеса основным поставщиком ГСМ будут оптовые нефтяные компании.
Выбор поставщика должен осуществляться исходя из личной выгоды компании: необходимо выбирать наиболее близкорасположенные предприятия с целью снижения транспортных издержек на доставку топлива. Поэтому важное значение имеет само местоположение АЗС. Соответственно, необходимость обращаться к крупнейшим поставщикам топлива отпадает.
Самый простой способ поиска поставщиков – интернет. Правильный анализ информации и установка связи с компаниями помогут сделать выбор в пользу выгодного поставщика. Также с целью поиска поставщиков можно посещать специализированные выставки, как российского, так и регионального характера, форумы, общественные мероприятия с их участием.
Средняя стоимость бензина при оптовой покупке находится в пределах от 27 до 31 рубля за литр в зависимости от типа топлива (АИ-80/92/95 или ДТ).
Безопасность на АЗС
Основные правила безопасности при работе АЗС опираются на правила противопожарной безопасности, как самой высокой угрозы безопасности. Они должны соблюдаться на всех этапах открытия и работы АЗС.
При строительстве АЗС должны учитываться все необходимые нормы по расстояниям до жилых объектов, по функционированию очистных сооружений, правильному расположению объектов.
Начало работы АЗС должно быть обеспечено полноценной и функционирующей системой противопожарной безопасности, включающей в себя саму автоматизированную систему пожаротушения и необходимые средства и материалы для ручного использования. Все сотрудники должны иметь необходимую компетенцию на случай возникновения непредвиденных угроз для их ликвидации и уменьшения негативных последствий. Персонал должен внимательно следить за обстановкой на станции и предотвращать всевозможные угрозы.
Основные правила работы на АЗС гласят:
- заправка транспорта должна осуществляться при выключенном двигателе;
- работа при риске возникновения искры должна быть прекращена;
- запрет на использование открытого огня;
- все загрязнения, оставленные топливными материалами, засыпаются песком досуха, который затем собирается в специальные ящики.
Реклама
Самым полезным каналом рекламы при работе АЗС является наружная реклама. С этой целью следует устанавливать яркие и привлекающие внимание рекламные щиты за сотни метров до расположения самой АЗС. Сама станция также должна иметь рекламные щиты или вывески.
Важным условием для продвижения является реклама в интернете, а точнее необходимость пометки на различных площадках и картах, содержащих информацию об АЗС. Также отличным вариантом будет наличие собственного сайта с указанием цен и перечнем услуг.
Печать промоматериалов будет малоэффективной, так как их распространение среди посетителей АЗС или жителей близлежащего населенного пункта вовсе не гарантирует их первый или повторный визит. Также следует отказаться от рекламы на радио и ТВ, поскольку основной поток клиентов будет случайным, соответственно ни о какой целевой аудитории речи идти не может.
Таким образом, главная задача рекламы для АЗС – привлечение внимания у водителей в определенном радиусе вокруг станции.
Как повысить прибыль и привлечь клиентов
Для привлечения новых клиентов из числа случайно проезжающих транспортных средств важно предложение определенного дополнительного перечня услуг. Это может быть работа кафе, хостела, автомойки и так далее. Главная задача – привлечь внимание потока машин сопутствующим сервисом. Необходимости в сохранении клиентов нет, потому что гарантия их повторного визита отсутствует.
Если ориентироваться на жителей ближайших населенных пунктов, то здесь важной задачей будет как раз сохранение клиентов, наработка постоянной клиентской базы. С этой целью лучше всего справляются программы лояльности.
Условия бонусной программы могут быть разнообразными. Это может быть дисконтная карта с фиксированным небольшим процентом, бонусная карта с накопительным счетом, позволяющим в дальнейшем расплачиваться за покупку топлива или продуктов в магазине бонусами, специальная карта с денежным счетом, расчет при помощи которой образует бонус в виде кэшбека.
Также не стоит забывать об элементарной клиентоориентированности. Персонал должен быть вежлив, учтив, грамотно и быстро выполнять свою работу. Качественный сервис дает лучшую рекламу среди постоянных клиентов.
Дополнительные услуги
В число дополнительных услуг, оказываемых на территории АЗС, в первую очередь входит работа продуктовой точки. В здании диспетчерской следует разместить небольшой магазин, в котором продаются востребованные продукты (кофе, фаст-фуд и пр.) и расходные материалы для автомобилей.
Также важным является наличие на территории АЗС бесплатного туалета. Его содержание не приносит дополнительной прибыли само по себе, даже напротив, требует расходов, но поток клиентов, посещающих АЗС, при наличии туалета увеличивается на порядок.
Недалеко от АЗС можно расположить автомойку. Ее открытие будет нести определенные затраты, однако окупаемость автомоек рядом с АЗС быстрая, а дальнейшая прибыль достаточно высокая. В здании можно разместить небольшую мастерскую по ремонту легковых и грузовых транспортных средств, что является достаточно востребованным.
Также неплохим вариантом будет строительство небольшого помещения под хостел. Это требует значительных капиталовложений, территории под парковку и обслуживающего персонала, однако прибыльность такой идеи достаточно высокая.
Рентабельность бизнеса
Основные затраты на открытие АЗС в себя включают:
- строительство помещения – 500 000 рублей;
- обустройство помещения – 300 000 рублей;
- покупка оборудования для работы АЗС – 3 000 000 рублей;
- продвижение (установка рекламных щитов, обеспечение работы сайта) – 200 000 рублей.
Итого, разовые расходы на открытие АЗС составляют 4 000 000 рублей.
Ежемесячные расходы на обеспечение работы станции в себя включают:
- оплата труда персонала – 170 000 рублей;
- аренда территории – 50 000 рублей;
- коммунальные услуги – 30 000 рублей.
Итого, ежемесячные расходы составляют 250 000 рублей.
Расходы на покупку и доставку топлива варьируются от его скорости использования. В среднем, учитывая стоимость приобретения и продажи топлива, с каждого проданного литра АЗС имеет около 7 рублей прибыли (без учета ежемесячных расходов).
В среднем, на трассе с хорошей проходимостью новой и не особо известной АЗС за день может быть продано около 5 куб.м топлива (5 000 литров). Соответственно, прибыль за день составляет около 35 000 рублей, за месяц – около 1 050 000 рублей. За вычетом ежемесячных расходов чистая прибыль составит 800 000 рублей. Таким образом, с начала работы АЗС окупится за полгода. Однако не стоит забывать о времени строительства станции, это занимает более полугода, таким образом, с начала организации бизнеса до полной окупаемости проекта пройдет 1 год.
Если рассчитывать рентабельность такого бизнеса, то при реализации 5 000 литров топлива ежедневно по условной цене 35 рублей за литр выручка за месяц составит 5 250 000 рублей. Затраты на покупку топлива при условной цене 28 рублей за литр и ежемесячных расходах в сумме составят примерно 4 450 000 рублей, таким образом, прибыль будет 800 000 рублей, а рентабельность проекта составит 15%.
Затраты на реализацию
Организация бизнеса в области АЗС с нуля несет огромные расходы для предпринимателя. Помимо затрат на организацию, строительство, покупку оборудования и много другого, созданная компания является новичком на рынке, не имеет репутации и должна занять свое место. Одни только расходы на открытие станции обходятся в 4 миллиона рублей.
В гораздо более благоприятных условиях находится компания, работающая под франшизой. Самые популярные в России – франшизы АЗС ЛУКОЙЛ, АЗС РОСНЕФТЬ и АЗС ГАЗПРОМНЕФТЬ. Паушальный взнос в них зависит от ряда условий, в среднем составляет около 500 000 рублей, а размер роялти около 300 000 в год.
Наконец, покупка работающей АЗС обходится в самую крупную сумму. Она варьируется в зависимости от прибыльности станции и может достигать от 9 до 50 миллионов рублей и выше. Но, как правило, дорогие АЗС приносят ежегодно значительную прибыль, так как располагаются на пересечении важных транспортных артерий. Поэтому даже при затратах 50 миллионов рублей, окупаемость не займет и 5 лет.
Плюсы и минусы бизнеса
Преимущества и недостатки бизнеса в области АЗС практически такие же, как и в любом другом бизнесе.
Главный плюс – хорошая окупаемость, высокая прибыльность в дальнейшем. Данный бизнес является актуальным, так как абсолютное большинство транспортных средств использует классические виды топлива.
Главный недостаток – необходимость значительного размера стартового капитала. Также высокий уровень конкуренции в данной сфере несет массу издержек и рисков при выходе новой компании на рынок. К тому же существует риск в ближайшие десятилетия перехода определенной части транспорта и механизмов на альтернативные источники энергии, что приведет топливно-энергетический комплекс в упадок, соответственно, АЗС будут маловостребованными.
Источник