- Малый бизнес в СССР
- Бизнес идеи 1980 года
- Бизнес идеи, изменившие мир из 1980-х годов
- Музей советских игровых автоматов
- Газированная вода со вкусом детства
- Косметика «Секреты лучших здравниц СССР»
- Ностальгические кафе «Квартирка» и «Дачники»
- Магазины товаров советского периода
- Музей-ресторан «Квартира времени»
Малый бизнес в СССР
Наверное, если бы я сам прочитал лет пять-шесть назад такой заголовок, то сразу решил бы, что речь идет о ликвидации предпринимателей, как класса, перевоспитании на Беломорканале, наказаниях в ГУЛАГе и прочем «кошмарении малого бизнеса». Ну, как же может быть иначе – Сталин, строительство социализма, НЭП давно прикрыт, плановое хозяйство – какое тут может быть частное предпринимательство? А оказалось – могло быть.
И очень даже мощно развивалось это предпринимательство при товарище Сталине, пока Хрущев в 1956 году не прикрыл и ликвидировал этот сектор народного хозяйства вместе с приусадебными участками (которые, кстати, при Сталине были до 1 гектара).
Я впервые заинтересовался темой предпринимательства в сталинские времена, когда просматривал многотомное издание документов НКВД периода Великой Отечественной войны. Там был представлен рапорт старшего майора (было такое звание) НКВД о состоянии дел на заводе, выпускающем артиллерийские снаряды. Рапорт чисто статистический, столько-то тысяч готовых снарядов на складах, столько-то тысяч – в процессе производства, материалов для производства снарядов – столько-то, на такой-то период работы. Все понятно, рутинно, но неожиданным было то, кому принадлежит производство – производственной артели! А ведь речь шла о выпуске десятков тысяч снарядов, мощном производстве!
Мое детство прошло в хрущевское время, поэтому отношение к артелям было, как обычно в те времена, пренебрежительное: «Подумаешь, ширпотреб, подумаешь, артель «Красная синька», чепуха какая!». Вот государственное предприятие – это серьезно! А после прочтения этого рапорта начал интересоваться и старался понять – а каким же оно было, советское, сталинское предпринимательство, артельное производство? Первым делом вспомнилось – по прочитанным мемуарам оружейников-конструкторов и производственников – что в осажденном Ленинграде, например, знаменитые автоматы Судаева делались в артелях. А это значит, что артели располагали машинным парком, станками и прессами, сварочным оборудованием, достаточно высокой технологией. Потом начал искать сведения об артелях – и узнал удивительные вещи. Оказалось, что при Сталине предпринимательство – в форме производственных и промысловых артелей – всячески и всемерно поддерживалось. Уже в первой пятилетке был запланирован рост численности членов артелей в 2,6 раза. В самом начале 1941 года Совнарком и ЦК ВКП(б) специальным постановлением «дали по рукам» ретивым начальникам, вмешивающимся в деятельность артелей, подчеркнули обязательную выборность руководства промкооперацией на всех уровнях, на два года предприятия освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием – единственным и обязательным условием было то, что розничные цены не должны были превышать государственные на аналогичную продукцию больше, чем на 10-13% (и это при том, что госпредприятия находились в более сложных условиях: льгот у них не было). А чтобы у чиновников соблазна «прижать» артельщиков не было, государство определило и цены, по которым для артелей предоставлялось сырье, оборудование, места на складах, транспорт, торговые объекты: коррупция была в принципе невозможна. И даже в годы войны для артелей была сохранена половина налоговых льгот, а после войны их было предоставлено больше, чем в 41-м году, особенно артелям инвалидов, которых много стало после войны… В трудные послевоенные годы развитие артелей считалось важнейшей государственной задачей. Я читал воспоминания своего ровесника об отце, руководителе крупной и успешной артели, коммунисте, фронтовике. Ему поручили организовать артель в небольшом поселке, где он жил. Он съездил в райцентр, за день решил все оргвопросы и вернулся домой с несколькими листками документов и печатью новорожденной артели. Вот так, без волокиты и проволочек решались при Сталине вопросы создания нового предприятия. Потом начал собирать друзей-знакомых, решать, что и как будут делать. Оказалось, что у одного есть телега с лошадью – он стал «начальником транспортного цеха». Другой раскопал под развалинами сатуратор – устройство для газирования воды – и собственноручно отремонтировал. Третий мог предоставить в распоряжение артели помещение у себя во дворе. Вот так, с миру по нитке, начинали производство лимонада. Обсудили, договорились о производстве, сбыте, распределении паев – в соответствии со вкладом в общее дело и квалификацией – и приступили к работе. И пошло дело. Через некоторое время леденцы начали делать, потом колбасу, потом консервы научились выпускать – артель росла и развивалась. А через несколько лет ее председатель и орденом за ударный труд был награжден, и на районной доске почета красовался – оказывается, при Сталине не делалась разница между теми, кто трудился на государственных и частных предприятиях, всякий труд был почетен, и в законодательстве о правах, о трудовом стаже и прочем обязательно была формулировка «…или член артели промысловой кооперации».
И какое же наследство оставил стране товарищ Сталин в виде предпринимательского сектора экономики? Было 114000 (сто четырнадцать тысяч!) мастерских и предприятий самых разных направлений – от пищепрома до металлообработки и от ювелирного дела до химической промышленности. На них работало около двух миллионов человек, которые производили почти 6% валовой продукции промышленности СССР, причем артелями и промкооперацией производилось 40% мебели, 70% металлической посуды, более трети всего трикотажа, почти все детские игрушки. В предпринимательском секторе работало около сотни конструкторских бюро, 22 экспериментальных лаборатории и даже два научно-исследовательских института. Более того, в рамках этого сектора действовала своя, негосударственная, пенсионная система! Не говоря уже о том, что артели предоставляли своим членам ссуды на приобретение скота, инструмента и оборудования, строительство жилья.
И артели производили не только простейшие, но такие необходимые в быту вещи – в послевоенные годы в российской глубинке до 40% всех предметов, находящихся в доме (посуда, обувь, мебель и т.д.) было сделано артельщиками. Первые советские ламповые приемники (1930 г.), первые в СССР радиолы (1935 г.), первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой (1939 г.) выпускала ленинградская артель «Прогресс-Радио».
Вот как развивалось предпринимательство при Сталине. Предпринимательство настоящее, производительное, а не спекулятивное. Предпринимательство со светлой головой и трудовыми руками, которое открывало полный простор инициативе и творчеству, и которое делало экономику сильнее, шло на пользу стране и народу. Предпринимательство, которое находилось под опекой и защитой государства – о таких реалиях «демократии», как рэкет, «крышевание», коррупция, в сталинские времена и не слыхал никто. И в этих условиях предпринимательство росло и крепло. Ленинградская артель «Столяр-строитель», начав в 1923 году с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет название на «Радист» — у нее уже крупное производство мебели и радиооборудования. Якутская артель «Металлист», созданная в 1941 году, к середине 50-х располагала мощной заводской производственной базой. Вологодская артель «Красный партизан», начав производство смолы-живицы в 1934 году, к тому же времени производила ее три с половиной тысячи тонн, став крупным производством. Гатчинская артель «Юпитер», с 1924 года выпускавшая галантерейную мелочь, в 1944-м, сразу после освобождения Гатчины делала остро необходимые в разрушенном городе гвозди, замки, фонари, лопаты, к началу 50-х выпускала алюминиевую посуду, стиральные машины, сверлильные станки и прессы. И таких примеров успеха – десятки тысяч.
Сталин и его команда решительно выступали против попыток огосударствить предпринимательский сектор. Во всесоюзной экономической дискуссии в 1951 году Д.Т. Шепилов, А.Н. Косыгин отстаивали и приусадебное хозяйство колхозников, и свободу артельного предпринимательства. Об этом же писал Сталин в своей последней – 1952 года – работе «Экономические проблемы социализма в СССР».
Но Сталин умер, на высший государственный пост пролез хитрый прощелыга, «оттепельщик» Хрущев. Вылил потоки грязи на Сталина, злопамятно припомнил Шепилову его выступления против хрущевских идиотических идеек (старшее поколение помнит хрущевскую формулу «и примкнувший к ним Шепилов»). И за пять лет разорил, растоптал и уничтожил то, что десятками лет заботливо, мудро и последовательно выращивал Сталин. В 1956 году он постановил к 1960-му полностью передать государству все артельные предприятия – исключение составляли только мелкие артели бытового обслуживания, художественных промыслов, и артели инвалидов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией. Разгром артельного предпринимательства был жестоким и несправедливым. Упомянутый выше «Радист» стал госзаводом. «Металлист» — Ремонтно-механическим заводом. «Красный партизан» — Канифольным заводом. «Юпитер» превратился в государственный завод «Буревестник». Артельная собственность отчуждалась безвозмездно. Пайщики теряли все взносы, кроме тех, что подлежали возврату по результатам 1956 года. Ссуды, выданные артелями своим членам, зачислялись в доход бюджета. Торговая сеть и предприятия общественного питания в городах отчуждались безвозмездно, в сельской местности за символическую плату.
Не вызывает сомнений справедливая национализация, проведенная после революции – все, что построено народом за века его ограбления и эксплуатации, при мерзкой и несправедливой системе распределения благ, безусловно должно было быть передано тому, кому все это принадлежит по праву – трудовому народу. Все, что нажито спекуляцией, ростовщичеством, обманом, аферами, финансовым или полицейским принуждением – должно быть возвращено народу и использоваться во благо всего народа.
Но собственность артелей, созданная и накопленная в советское время, в полном соответствии со справедливыми законами, собственность материальная, трудовая, не бумажные «ваучеры», «акции» и прочие бумажонки, являющиеся средствами и и
Источник
Бизнес идеи 1980 года
Продолжаем тему «Бизнес идеи, которые изменили мир» и теперь нас ждет список бизнес идей, открытий и инноваций, которые пришли к нам из 1980-х годов. Это десятилетие не менее важно, нежели предыдущие, ведь именно в 80-х появились первые персональные компьютеры, компакт-диски, цифровые фотоаппараты и планшетные компьютеры. Список бизнес идей, получивших коммерческий успех, их 1980-х годов получился довольно «технический», потому что множество изобретений связано именно с электронной техникой.
Бизнес идеи, изменившие мир из 1980-х годов
- Персональный компьютер (РС)
В 1980 году появилось то, без чего сложно представить нашу повседневную жизнь. Дон Эстридж из США вместе со своей командой и Биллом Гейтсом создали персональный компьютер, который стал революцией в деловом мире, а также создал новую крупную категорию товаров. Уже спустя короткий промежуток времени журнал Time назвал персональный компьютер «Машиной года». Считается, что появление настольных компьютеров стало самым важным шагом в развитии бизнеса за последние 50 лет. - Инфракрасный пульт дистанционного управления
В 1980 году канадский инженер изобрел инфракрасный пульт ДУ, который навсегда изменил характер просмотра телевизора и управления электронными устройствами. Сейчас же ИК пульты используются не только для телевизоров, а и для управления многими другими устройствами: DVD-проигрывателями, магнитолами, а иногда и компьютерами. Благодаря инфракрасным пультам мы можем взглянуть на мир, не вставая с дивана. - Самоклеящиеся листочки для заметок (Post-it)
Самоклеящиеся листочки для заметок появились в 1980 году благодаря неудавшемуся эксперименту химика Спенсера Сильвера из компании 3M. Он хотел создать новый вид клея, а получившаяся консистенция не могла крепко склеить две поверхности. Коллега Сильвера Арт Фрай увидел потенциал в таком клее и смог предложить хорошую бизнес идею. Примечательно, что к 1999 году эти листочки приносили компании 3M больше $1 миллиарда долларов в год. - Компакт-диск (CD)
Компакт-диски, которые постепенно начинают уходить из нашей повседневной жизни, придумал изобретатель Джеймс Рассел и производители Sony и Philips в 1981 году. Благодаря изобретению оптических дисков, на рынке музыки и программного обеспечения произошли революционные изменения. За 25 лет с момента появления первых компакт-дисков, их было продано больше 250 млрд штук по всему миру. - Правило 20–70–10
В 1981 году Джек Уэлч, занимаемый должность CEO в компании General Electric, предложил правило 20-70-10 (оно известно как «стратегия дифференциации»), которое должно было повысить эффективность персонала. Благодаря этому правилу выручка компании General Electric была повышена на 500%! Суть этого правила заключается в том, что 20% сотрудников обладают высокими способностями, поэтому достойны щедрого вознаграждения, 70% сотрудников – менее энергичны, но достаточно продуктивны и полезны, а 10% сотрудников – неэффективны, поэтому их лучше уволить. Поклонников и противников у данного правила равное количество. - Цифровой фотоаппарат
В 1981 году японская компания Sony изобрела первый цифровой фотоаппарат, который позволил делать практически неограниченное количество снимков как профессионалам, так и любителям. К тому же, при этом нет необходимости возиться с пленкой. Коммерческий эффект такой инновации даже сложно представить, учитывая то, что только в 2010 году было продано 143 миллиона аппаратов. - Система доступа без ключа
В 1983 году компании General Motors и Renault изобрели систему доступа без ключа к автомобилю, что позволило закрывать машину одним нажатием кнопки. Автомобили начали комплектовать инфракрасным пультом для управления центральным замком. Но позже, благодаря доработкам ученых из компании Nanoteq, была доработана система безопасности и создана технология KeeLoq. Сейчас автомобили вообще без ключей не являются диковинкой даже в странах СНГ. - Пылесос Дайсона с системой «двойной циклон»
Джеймс Дайсон из Англии в 1986 году изобрел систему для пылесосов, которая позволила избавиться от пыльных мешков. Можно сказать, что Джеймс Дайсон «заново изобрел пылесос», поскольку его изобретение изменило рынок выпускаемых пылесосов. Система «двойной циклон» примечательна тем, что она разгоняет частички пыли до 1500км/ч, благодаря чему они оседают на стенках и попадают в специальную камеру, а чистый воздух из центральной части выходит наружу. - Планшетные компьютеры
Планшетные компьютеры были созданы в 1989 году компанией Apple, а также Джеффом Хокинсом из Palm Computing. Сейчас “планшетники” постепенно заменяют ноутбуки и нетбуки, благодаря удобству их использования в пути. На данный момент на рынке планшетных компьютеров лидирует компания Apple, но устройства на базе Android уверенно набирают популярность благодаря более низкой цене.
В 1990-х — 2000-х годах также мы можем увидеть большое количество изобретений электронной техники, но и также немалая часть изобретений появилась благодаря Интернету. Подробно об инновациях этих годов вы можете прочитать в статье: «Бизнес идеи, изменившие мир, из 1990-2000-х годов«
Íàâåðíîå, åñëè áû ÿ ñàì ïðî÷èòàë ëåò ïÿòü-øåñòü íàçàä òàêîé çàãîëîâîê, òî ñðàçó ðåøèë áû, ÷òî ðå÷ü èäåò î ëèêâèäàöèè ïðåäïðèíèìàòåëåé, êàê êëàññà, ïåðåâîñïèòàíèè íà Áåëîìîðêàíàëå, íàêàçàíèÿõ â ÃÓËÀÃå è ïðî÷åì «êîøìàðåíèè ìàëîãî áèçíåñà». Íó, êàê æå ìîæåò áûòü èíà÷å Ñòàëèí, ñòðîèòåëüñòâî ñîöèàëèçìà, ÍÝÏ äàâíî ïðèêðûò, ïëàíîâîå õîçÿéñòâî êàêîå òóò ìîæåò áûòü ÷àñòíîå ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî? À îêàçàëîñü ìîãëî áûòü.
È î÷åíü äàæå ìîùíî ðàçâèâàëîñü ýòî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî ïðè òîâàðèùå Ñòàëèíå, ïîêà Õðóùåâ â 1956 ãîäó íå ïðèêðûë è ëèêâèäèðîâàë ýòîò ñåêòîð íàðîäíîãî õîçÿéñòâà âìåñòå ñ ïðèóñàäåáíûìè ó÷àñòêàìè (êîòîðûå, êñòàòè, ïðè Ñòàëèíå áûëè äî 1 ãåêòàðà).
ß âïåðâûå çàèíòåðåñîâàëñÿ òåìîé ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà â ñòàëèíñêèå âðåìåíà, êîãäà ïðîñìàòðèâàë ìíîãîòîìíîå èçäàíèå äîêóìåíòîâ ÍÊÂÄ ïåðèîäà Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû. Òàì áûë ïðåäñòàâëåí ðàïîðò ñòàðøåãî ìàéîðà (áûëî òàêîå çâàíèå) ÍÊÂÄ î ñîñòîÿíèè äåë íà çàâîäå, âûïóñêàþùåì àðòèëëåðèéñêèå ñíàðÿäû. Ðàïîðò ÷èñòî ñòàòèñòè÷åñêèé, ñòîëüêî-òî òûñÿ÷ ãîòîâûõ ñíàðÿäîâ íà ñêëàäàõ, ñòîëüêî-òî òûñÿ÷ â ïðîöåññå ïðîèçâîäñòâà, ìàòåðèàëîâ äëÿ ïðîèçâîäñòâà ñíàðÿäîâ ñòîëüêî-òî, íà òàêîé-òî ïåðèîä ðàáîòû. Âñå ïîíÿòíî, ðóòèííî, íî íåîæèäàííûì áûëî òî, êîìó ïðèíàäëåæèò ïðîèçâîäñòâî ïðîèçâîäñòâåííîé àðòåëè! À âåäü ðå÷ü øëà î âûïóñêå äåñÿòêîâ òûñÿ÷ ñíàðÿäîâ, ìîùíîì ïðîèçâîäñòâå!
Ìîå äåòñòâî ïðîøëî â õðóùåâñêîå âðåìÿ, ïîýòîìó îòíîøåíèå ê àðòåëÿì áûëî, êàê îáû÷íî â òå âðåìåíà, ïðåíåáðåæèòåëüíîå: «Ïîäóìàåøü, øèðïîòðåá, ïîäóìàåøü, àðòåëü «Êðàñíàÿ ñèíüêà», ÷åïóõà êàêàÿ!». Âîò ãîñóäàðñòâåííîå ïðåäïðèÿòèå ýòî ñåðüåçíî! À ïîñëå ïðî÷òåíèÿ ýòîãî ðàïîðòà íà÷àë èíòåðåñîâàòüñÿ è ñòàðàëñÿ ïîíÿòü à êàêèì æå îíî áûëî, ñîâåòñêîå, ñòàëèíñêîå ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî, àðòåëüíîå ïðîèçâîäñòâî? Ïåðâûì äåëîì âñïîìíèëîñü ïî ïðî÷èòàííûì ìåìóàðàì îðóæåéíèêîâ-êîíñòðóêòîðîâ è ïðîèçâîäñòâåííèêîâ ÷òî â îñàæäåííîì Ëåíèíãðàäå, íàïðèìåð, çíàìåíèòûå àâòîìàòû Ñóäàåâà äåëàëèñü â àðòåëÿõ. À ýòî çíà÷èò, ÷òî àðòåëè ðàñïîëàãàëè ìàøèííûì ïàðêîì, ñòàíêàìè è ïðåññàìè, ñâàðî÷íûì îáîðóäîâàíèåì, äîñòàòî÷íî âûñîêîé òåõíîëîãèåé. Ïîòîì íà÷àë èñêàòü ñâåäåíèÿ îá àðòåëÿõ è óçíàë óäèâèòåëüíûå âåùè. Îêàçàëîñü, ÷òî ïðè Ñòàëèíå ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî â ôîðìå ïðîèçâîäñòâåííûõ è ïðîìûñëîâûõ àðòåëåé âñÿ÷åñêè è âñåìåðíî ïîääåðæèâàëîñü. Óæå â ïåðâîé ïÿòèëåòêå áûë çàïëàíèðîâàí ðîñò ÷èñëåííîñòè ÷ëåíîâ àðòåëåé â 2,6 ðàçà.  ñàìîì íà÷àëå 1941 ãîäà Ñîâíàðêîì è ÖÊ ÂÊÏ(á) ñïåöèàëüíûì ïîñòàíîâëåíèåì «äàëè ïî ðóêàì» ðåòèâûì íà÷àëüíèêàì, âìåøèâàþùèìñÿ â äåÿòåëüíîñòü àðòåëåé, ïîä÷åðêíóëè îáÿçàòåëüíóþ âûáîðíîñòü ðóêîâîäñòâà ïðîìêîîïåðàöèåé íà âñåõ óðîâíÿõ, íà äâà ãîäà ïðåäïðèÿòèÿ îñâîáîæäàëèñü îò áîëüøèíñòâà íàëîãîâ è ãîñêîíòðîëÿ íàä ðîçíè÷íûì öåíîîáðàçîâàíèåì åäèíñòâåííûì è îáÿçàòåëüíûì óñëîâèåì áûëî òî, ÷òî ðîçíè÷íûå öåíû íå äîëæíû áûëè ïðåâûøàòü ãîñóäàðñòâåííûå íà àíàëîãè÷íóþ ïðîäóêöèþ áîëüøå, ÷åì íà 10-13% (è ýòî ïðè òîì, ÷òî ãîñïðåäïðèÿòèÿ íàõîäèëèñü â áîëåå ñëîæíûõ óñëîâèÿõ: ëüãîò ó íèõ íå áûëî). À ÷òîáû ó ÷èíîâíèêîâ ñîáëàçíà «ïðèæàòü» àðòåëüùèêîâ íå áûëî, ãîñóäàðñòâî îïðåäåëèëî è öåíû, ïî êîòîðûì äëÿ àðòåëåé ïðåäîñòàâëÿëîñü ñûðüå, îáîðóäîâàíèå, ìåñòà íà ñêëàäàõ, òðàíñïîðò, òîðãîâûå îáúåêòû: êîððóïöèÿ áûëà â ïðèíöèïå íåâîçìîæíà. È äàæå â ãîäû âîéíû äëÿ àðòåëåé áûëà ñîõðàíåíà ïîëîâèíà íàëîãîâûõ ëüãîò, à ïîñëå âîéíû èõ áûëî ïðåäîñòàâëåíî áîëüøå, ÷åì â 41-ì ãîäó, îñîáåííî àðòåëÿì èíâàëèäîâ, êîòîðûõ ìíîãî ñòàëî ïîñëå âîéíû  òðóäíûå ïîñëåâîåííûå ãîäû ðàçâèòèå àðòåëåé ñ÷èòàëîñü âàæíåéøåé ãîñóäàðñòâåííîé çàäà÷åé. ß ÷èòàë âîñïîìèíàíèÿ ñâîåãî ðîâåñíèêà îá îòöå, ðóêîâîäèòåëå êðóïíîé è óñïåøíîé àðòåëè, êîììóíèñòå, ôðîíòîâèêå. Åìó ïîðó÷èëè îðãàíèçîâàòü àðòåëü â íåáîëüøîì ïîñåëêå, ãäå îí æèë. Îí ñúåçäèë â ðàéöåíòð, çà äåíü ðåøèë âñå îðãâîïðîñû è âåðíóëñÿ äîìîé ñ íåñêîëüêèìè ëèñòêàìè äîêóìåíòîâ è ïå÷àòüþ íîâîðîæäåííîé àðòåëè. Âîò òàê, áåç âîëîêèòû è ïðîâîëî÷åê ðåøàëèñü ïðè Ñòàëèíå âîïðîñû ñîçäàíèÿ íîâîãî ïðåäïðèÿòèÿ. Ïîòîì íà÷àë ñîáèðàòü äðóçåé-çíàêîìûõ, ðåøàòü, ÷òî è êàê áóäóò äåëàòü. Îêàçàëîñü, ÷òî ó îäíîãî åñòü òåëåãà ñ ëîøàäüþ îí ñòàë «íà÷àëüíèêîì òðàíñïîðòíîãî öåõà». Äðóãîé ðàñêîïàë ïîä ðàçâàëèíàìè ñàòóðàòîð óñòðîéñòâî äëÿ ãàçèðîâàíèÿ âîäû è ñîáñòâåííîðó÷íî îòðåìîíòèðîâàë. Òðåòèé ìîã ïðåäîñòàâèòü â ðàñïîðÿæåíèå àðòåëè ïîìåùåíèå ó ñåáÿ âî äâîðå. Âîò òàê, ñ ìèðó ïî íèòêå, íà÷èíàëè ïðîèçâîäñòâî ëèìîíàäà. Îáñóäèëè, äîãîâîðèëèñü î ïðîèçâîäñòâå, ñáûòå, ðàñïðåäåëåíèè ïàåâ â ñîîòâåòñòâèè ñî âêëàäîì â îáùåå äåëî è êâàëèôèêàöèåé è ïðèñòóïèëè ê ðàáîòå. È ïîøëî äåëî. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ ëåäåíöû íà÷àëè äåëàòü, ïîòîì êîëáàñó, ïîòîì êîíñåðâû íàó÷èëèñü âûïóñêàòü àðòåëü ðîñëà è ðàçâèâàëàñü. À ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò åå ïðåäñåäàòåëü è îðäåíîì çà óäàðíûé òðóä áûë íàãðàæäåí, è íà ðàéîííîé äîñêå ïî÷åòà êðàñîâàëñÿ îêàçûâàåòñÿ, ïðè Ñòàëèíå íå äåëàëàñü ðàçíèöà ìåæäó òåìè, êòî òðóäèëñÿ íà ãîñóäàðñòâåííûõ è ÷àñòíûõ ïðåäïðèÿòèÿõ, âñÿêèé òðóä áûë ïî÷åòåí, è â çàêîíîäàòåëüñòâå î ïðàâàõ, î òðóäîâîì ñòàæå è ïðî÷åì îáÿçàòåëüíî áûëà ôîðìóëèðîâêà « èëè ÷ëåí àðòåëè ïðîìûñëîâîé êîîïåðàöèè».
È êàêîå æå íàñëåäñòâî îñòàâèë ñòðàíå òîâàðèù Ñòàëèí â âèäå ïðåäïðèíèìàòåëüñêîãî ñåêòîðà ýêîíîìèêè? Áûëî 114000 (ñòî ÷åòûðíàäöàòü òûñÿ÷!) ìàñòåðñêèõ è ïðåäïðèÿòèé ñàìûõ ðàçíûõ íàïðàâëåíèé îò ïèùåïðîìà äî ìåòàëëîîáðàáîòêè è îò þâåëèðíîãî äåëà äî õèìè÷åñêîé ïðîìûøëåííîñòè. Íà íèõ ðàáîòàëî îêîëî äâóõ ìèëëèîíîâ ÷åëîâåê, êîòîðûå ïðîèçâîäèëè ïî÷òè 6% âàëîâîé ïðîäóêöèè ïðîìûøëåííîñòè ÑÑÑÐ, ïðè÷åì àðòåëÿìè è ïðîìêîîïåðàöèåé ïðîèçâîäèëîñü 40% ìåáåëè, 70% ìåòàëëè÷åñêîé ïîñóäû, áîëåå òðåòè âñåãî òðèêîòàæà, ïî÷òè âñå äåòñêèå èãðóøêè.  ïðåäïðèíèìàòåëüñêîì ñåêòîðå ðàáîòàëî îêîëî ñîòíè êîíñòðóêòîðñêèõ áþðî, 22 ýêñïåðèìåíòàëüíûõ ëàáîðàòîðèè è äàæå äâà íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêèõ èíñòèòóòà. Áîëåå òîãî, â ðàìêàõ ýòîãî ñåêòîðà äåéñòâîâàëà ñâîÿ, íåãîñóäàðñòâåííàÿ, ïåíñèîííàÿ ñèñòåìà! Íå ãîâîðÿ óæå î òîì, ÷òî àðòåëè ïðåäîñòàâëÿëè ñâîèì ÷ëåíàì ññóäû íà ïðèîáðåòåíèå ñêîòà, èíñòðóìåíòà è îáîðóäîâàíèÿ, ñòðîèòåëüñòâî æèëüÿ.
È àðòåëè ïðîèçâîäèëè íå òîëüêî ïðîñòåéøèå, íî òàêèå íåîáõîäèìûå â áûòó âåùè â ïîñëåâîåííûå ãîäû â ðîññèéñêîé ãëóáèíêå äî 40% âñåõ ïðåäìåòîâ, íàõîäÿùèõñÿ â äîìå (ïîñóäà, îáóâü, ìåáåëü è ò.ä.) áûëî ñäåëàíî àðòåëüùèêàìè. Ïåðâûå ñîâåòñêèå ëàìïîâûå ïðèåìíèêè (1930 ã.), ïåðâûå â ÑÑÑÐ ðàäèîëû (1935 ã.), ïåðâûå òåëåâèçîðû ñ ýëåêòðîííî-ëó÷åâîé òðóáêîé (1939 ã.) âûïóñêàëà ëåíèíãðàäñêàÿ àðòåëü «Ïðîãðåññ-Ðàäèî».
Âîò êàê ðàçâèâàëîñü ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî ïðè Ñòàëèíå. Ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî íàñòîÿùåå, ïðîèçâîäèòåëüíîå, à íå ñïåêóëÿòèâíîå. Ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî ñî ñâåòëîé ãîëîâîé è òðóäîâûìè ðóêàìè, êîòîðîå îòêðûâàëî ïîëíûé ïðîñòîð èíèöèàòèâå è òâîð÷åñòâó, è êîòîðîå äåëàëî ýêîíîìèêó ñèëüíåå, øëî íà ïîëüçó ñòðàíå è íàðîäó. Ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî, êîòîðîå íàõîäèëîñü ïîä îïåêîé è çàùèòîé ãîñóäàðñòâà î òàêèõ ðåàëèÿõ «äåìîêðàòèè», êàê ðýêåò, «êðûøåâàíèå», êîððóïöèÿ, â ñòàëèíñêèå âðåìåíà è íå ñëûõàë íèêòî. È â ýòèõ óñëîâèÿõ ïðåäïðèíèìàòåëüñòâî ðîñëî è êðåïëî. Ëåíèíãðàäñêàÿ àðòåëü «Ñòîëÿð-ñòðîèòåëü», íà÷àâ â 1923 ãîäó ñ ñàíåé, êîëåñ, õîìóòîâ è ãðîáîâ, ê 1955 ãîäó ìåíÿåò íàçâàíèå íà «Ðàäèñò» — ó íåå óæå êðóïíîå ïðîèçâîäñòâî ìåáåëè è ðàäèîîáîðóäîâàíèÿ. ßêóòñêàÿ àðòåëü «Ìåòàëëèñò», ñîçäàííàÿ â 1941 ãîäó, ê ñåðåäèíå 50-õ ðàñïîëàãàëà ìîùíîé çàâîäñêîé ïðîèçâîäñòâåííîé áàçîé. Âîëîãîäñêàÿ àðòåëü «Êðàñíûé ïàðòèçàí», íà÷àâ ïðîèçâîäñòâî ñìîëû-æèâèöû â 1934 ãîäó, ê òîìó æå âðåìåíè ïðîèçâîäèëà åå òðè ñ ïîëîâèíîé òûñÿ÷è òîíí, ñòàâ êðóïíûì ïðîèçâîäñòâîì. Ãàò÷èíñêàÿ àðòåëü «Þïèòåð», ñ 1924 ãîäà âûïóñêàâøàÿ ãàëàíòåðåéíóþ ìåëî÷ü, â 1944-ì, ñðàçó ïîñëå îñâîáîæäåíèÿ Ãàò÷èíû äåëàëà îñòðî íåîáõîäèìûå â ðàçðóøåííîì ãîðîäå ãâîçäè, çàìêè, ôîíàðè, ëîïàòû, ê íà÷àëó 50-õ âûïóñêàëà àëþìèíèåâóþ ïîñóäó, ñòèðàëüíûå ìàøèíû, ñâåðëèëüíûå ñòàíêè è ïðåññû. È òàêèõ ïðèìåðîâ óñïåõà äåñÿòêè òûñÿ÷.
Ñòàëèí è åãî êîìàíäà ðåøèòåëüíî âûñòóïàëè ïðîòèâ ïîïûòîê îãîñóäàðñòâèòü ïðåäïðèíèìàòåëüñêèé ñåêòîð. Âî âñåñîþçíîé ýêîíîìè÷åñêîé äèñêóññèè â 1951 ãîäó Ä.Ò. Øåïèëîâ, À.Í. Êîñûãèí îòñòàèâàëè è ïðèóñàäåáíîå õîçÿéñòâî êîëõîçíèêîâ, è ñâîáîäó àðòåëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà. Îá ýòîì æå ïèñàë Ñòàëèí â ñâîåé ïîñëåäíåé 1952 ãîäà ðàáîòå «Ýêîíîìè÷åñêèå ïðîáëåìû ñîöèàëèçìà â ÑÑÑл.
Íî Ñòàëèí óìåð, íà âûñøèé ãîñóäàðñòâåííûé ïîñò ïðîëåç õèòðûé ïðîùåëûãà, «îòòåïåëüùèê» Õðóùåâ. Âûëèë ïîòîêè ãðÿçè íà Ñòàëèíà, çëîïàìÿòíî ïðèïîìíèë Øåïèëîâó åãî âûñòóïëåíèÿ ïðîòèâ õðóùåâñêèõ èäèîòè÷åñêèõ èäååê (ñòàðøåå ïîêîëåíèå ïîìíèò õðóùåâñêóþ ôîðìóëó «è ïðèìêíóâøèé ê íèì Øåïèëîâ»). È çà ïÿòü ëåò ðàçîðèë, ðàñòîïòàë è óíè÷òîæèë òî, ÷òî äåñÿòêàìè ëåò çàáîòëèâî, ìóäðî è ïîñëåäîâàòåëüíî âûðàùèâàë Ñòàëèí.  1956 ãîäó îí ïîñòàíîâèë ê 1960-ìó ïîëíîñòüþ ïåðåäàòü ãîñóäàðñòâó âñå àðòåëüíûå ïðåäïðèÿòèÿ èñêëþ÷åíèå ñîñòàâëÿëè òîëüêî ìåëêèå àðòåëè áûòîâîãî îáñëóæèâàíèÿ, õóäîæåñòâåííûõ ïðîìûñëîâ, è àðòåëè èíâàëèäîâ, ïðè÷åì èì çàïðåùàëîñü îñóùåñòâëÿòü ðåãóëÿðíóþ ðîçíè÷íóþ òîðãîâëþ ñâîåé ïðîäóêöèåé. Ðàçãðîì àðòåëüíîãî ïðåäïðèíèìàòåëüñòâà áûë æåñòîêèì è íåñïðàâåäëèâûì. Óïîìÿíóòûé âûøå «Ðàäèñò» ñòàë ãîñçàâîäîì. «Ìåòàëëèñò» — Ðåìîíòíî-ìåõàíè÷åñêèì çàâîäîì. «Êðàñíûé ïàðòèçàí» — Êàíèôîëüíûì çàâîäîì. «Þïèòåð» ïðåâðàòèëñÿ â ãîñóäàðñòâåííûé çàâîä «Áóðåâåñòíèê». Àðòåëüíàÿ ñîáñòâåííîñòü îò÷óæäàëàñü áåçâîçìåçäíî. Ïàéùèêè òåðÿëè âñå âçíîñû, êðîìå òåõ, ÷òî ïîäëåæàëè âîçâðàòó ïî ðåçóëüòàòàì 1956 ãîäà. Ññóäû, âûäàííûå àðòåëÿìè ñâîèì ÷ëåíàì, çà÷èñëÿëèñü â äîõîä áþäæåòà. Òîðãîâàÿ ñåòü è ïðåäïðèÿòèÿ îáùåñòâåííîãî ïèòàíèÿ â ãîðîäàõ îò÷óæäàëèñü áåçâîçìåçäíî, â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè çà ñèìâîëè÷åñêóþ ïëàòó.
Íå âûçûâàåò ñîìíåíèé ñïðàâåäëèâàÿ íàöèîíàëèçàöèÿ, ïðîâåäåííàÿ ïîñëå ðåâîëþöèè âñå, ÷òî ïîñòðîåíî íàðîäîì çà âåêà åãî îãðàáëåíèÿ è ýêñïëóàòàöèè, ïðè ìåðçêîé è íåñïðàâåäëèâîé ñèñòåìå ðàñïðåäåëåíèÿ áëàã, áåçóñëîâíî äîëæíî áûëî áûòü ïåðåäàíî òîìó, êîìó âñå ýòî ïðèíàäëåæèò ïî ïðàâó òðóäîâîìó íàðîäó. Âñå, ÷òî íàæèòî ñïåêóëÿöèåé, ðîñòîâùè÷åñòâîì, îáìàíîì, àôåðàìè, ôèíàíñîâûì èëè ïîëèöåéñêèì ïðèíóæäåíèåì äîëæíî áûòü âîçâðàùåíî íàðîäó è èñïîëüçîâàòüñÿ âî áëàãî âñåãî íàðîäà.
Íî ñîáñòâåííîñòü àðòåëåé, ñîçäàííàÿ è íàêîïëåííàÿ â ñîâåòñêîå âðåìÿ, â ïîëíîì ñîîòâåòñòâèè ñî ñïðàâåäëèâûìè çàêîíàìè, ñîáñòâåííîñòü ìàòåðèàëüíàÿ, òðóäîâàÿ, íå áóìàæíûå «âàó÷åðû», «àêöèè» è ïðî÷èå áóìàæîíêè, ÿâëÿþùèåñÿ ñðåäñòâàìè è è
Музей советских игровых автоматов
Почти десять лет назад увлечение игровыми автоматами привело к тому, что детское хобби стало реальным бизнесом. В 2007 году Александр Стаханов, Александр Вугман и Максим Пинигин открыли в Москве «Музей советских игровых автоматов». Посетители приходят туда не только для того, чтобы посмотреть, но и чтобы потрогать, понажимать, покрутить — в стоимость билета входит возможность поиграть на 15 автоматах.
Когда мы только открылись, возраст аудитории был от 25 до 45 лет. Это те люди, которые застали автоматы в их естественном ореоле: в парках, кинотеатрах, магазинах. Сейчас наша аудитория существенно расширилась, и теперь возраст наших посетителей от самых маленьких до стареньких. Посетителей, которые ностальгируют по Союзу как таковому, совсем немного. Такие люди зачастую очень занудные и не посещают веселые места. Иностранцы в наш музей ходят и приходят в восторг, но их могло быть и больше.
Соучредитель «Музея советских игровых автоматов»
Когда-то бизнес начинался с помещения в общежитии в МАМИ, где предприниматели учились в аспирантуре, а сейчас это два филиала — в Москве и Санкт-Петербурге. Был, правда, и третий — в Казани, но, по словам Вугмана, это был печальный опыт, а глобальное завоевание российских городов завершено. По оценке владельцев, петербургский филиал приносит больше дохода летом, московский — зимой. Кроме того, школьников ходит больше в Москве, иностранцев — в Петербурге.
Сейчас в музее около 40 игровых автоматов, хотя собрано более 250, многие из которых повторяются на случай поломки. Коллекция экспонатов постоянно растет, в скором времени в музеях появятся еще по два новых экземпляра. Поиском игровых автоматов из СССР бизнесмены занимаются постоянно и часто находят, но вся техника в таком состоянии, что требует доработки и вложений. Однако о финансовой стороне вопроса Александр Вугман говорит неохотно, избегая цифр.
Первые вложения — это все свободные деньги молодых малозарабатывающих людей, недавно закончивших ВУЗ. И еще столько же взятых в долг. Большие игрушки, которые мы стали собирать, довольно дорогие и в закупке, и в обслуживании. Но мне кажется, года за три мы точно вышли «в ноль».
Нашей выручки нам хватает, чтобы оплатить аренду, на скромные, но адекватные зарплаты сотрудников (около 20−25 человек на два города), хватает на покупку новых автоматов, атрибутики и хозяйственные закупки, на приятные и достойные зарплаты учредителей и остается чуть-чуть на накопления на случай очередного переезда.
Но все это может резко ухудшиться, если населению в стране ну вот совсем не будет хватать денег и им будет не до музеев. А пока, тьфу-тьфу-тьфу, держимся.
— Александр Вугман, соучредитель «Музея советских игровых автоматов»
Билет в «Музей советских игровых автоматов» в Москве стоит 450 рублей, в Санкт-Петербурге — 350−450 рублей.
Газированная вода со вкусом детства
В 2008 году на Главной аллее ВДНХ появились автоматы по продаже газированной воды как в СССР. Автор идеи Александр Данилин рассказывает, что продавать «газировку» решил не сразу. Предприниматель задумывался о распространении мороженого, но его на ВДНХ и так оказалось достаточно. Бизнесмен рассматривал идею торговать квасом, но не нашел подходящих автоматов. Зато в процессе поиска были найдены ретро-автоматы по продаже газированной воды — так родилась идея продавать напитки со вкусом детства.
В автомате можно попробовать пять разных вкусов: «Газированная вода», «Тархун», «Ситро», «Дюшес», «Барбарис». В отличие от советских автоматов, нынешний агрегат наливает воду не в стеклянную тару, а в одноразовый стаканчик, и принимает как монеты, так и купюры.
Да, мы решили сыграть на ностальгии, и не ошиблись. Основная аудитория — это люди 25−35 лет. Дети любят больше что-то новое, им совершенно незнакомое. Тогда как более взрослые хотят попробовать так называемый «вкус детства». На первом этапе инвестировали около $ 60 тысяч (окупились за один летний сезон). Общие инвестиции в бизнес сейчас составляют около одного миллиона долларов. На сегодняшний день сложно сказать точно об окупаемости, так как мы ещё не расставили все автоматы, которые закупили до кризиса.
— Александр Данилин, основатель компании «Ларан»
На сегодняшний день «Ларан» — крупнейший оператор автоматов газированной воды, работающий в Москве и Московской области. Всего установлено более ста автоматов. После того, как в 2012 году администрация ВДНХ не продлила договор аренды, Данилин стал размещать автоматы в торговых центрах. В отличие от парков и открытых площадок, в помещении они всегда приносят доход. Средний показатель выручки около 1000−1500 рублей в день с одного автомата.
Косметика «Секреты лучших здравниц СССР»
В 2015 году на прилавках магазинов появилась новая линия косметики «Секреты лучших здравниц СССР». Запустил ее Андрей Трубников, владелец компании «Первое решение». Бизнесмен, работающий на рынке косметики с 2002 года, известен как автор марки «Рецепт бабушки Агафьи», сразу после которой он стал выпускать органическую косметику Natura Siberica, Organic Shop, Planeta Organica, Organic People, Natura Kamchatka.
В 2014 году Трубников запустил бренд Fresh Spa, цены на продукцию которого варьировались около одной тысячи рублей. Однако новая линия не пользовалась популярностью, а наступивший кризис ударил и по остальным маркам Трубникова, так как сырье для них в основном закупается за рубежом. Выручил бизнесмена его самый дешевый бренд «Рецепты бабушки Агафьи».
Поэтому в 2015 году предприниматель решил сменить курс, и вместо развития компании в сторону дорогой органической продукции запустил новую линию дешевой косметики, используя модный тренд. Так на прилавках появилась косметика «Секреты лучших здравниц СССР».
Сейчас под маркой запущено три серии, одна из которых посвящена здравницам Крыма. Согласно информации на официальном сайте, 5% от стоимости каждой упаковки перечисляются на восстановление крымского «Артека». Средняя цена продукта менее 100 рублей. Среди товаров можно найти шампуни, бальзамы, скрабы, кремы, соль для ванны, всего — десятки наименований.
Сам Трубников в интервью заявил, что на открытие новой линии ему требуется до четырех месяцев и $ 10−20 тысяч. В 2015 году совокупная выручка компаний выросла на 20% до 9 млрд рублей.
Ностальгические кафе «Квартирка» и «Дачники»
В 2011 году в Санкт-Петербурге открылось советское кафе «Квартирка», которое сейчас входит в ресторанный холдинг ReCa. Как говорят сами создатели, «перед собой ставили задачу сделать по-настоящему концептуальное, но при этом очень комфортное и „домашнее“ место». Основной идеей кафе было воссоздать прошлое и создать ностальгию по советской эпохе.
За основу владельцы взяли период 1960−80-х годов, в интерьерах кафе представлены подлинные вещи, играет музыка тех лет, а по телевизору показывают советское кино. Меню «Квартирки» составлено согласно рецептам «Большой поваренной книги». В нем можно встретить винегрет «Заводской», салат «Райкомовский», макароны по-флотски или картошку с тушенкой. В среднем цены на салаты составляют 200−300 рублей, на горячие блюда — 300−500 рублей.
Помимо жителей Санкт-Петербурга, целевая аудитория кафе — туристы, как иностранные, так и российские. Среди посетителей можно встретить как тех, кто пришел за воспоминаниями, так и молодежь, для которой «это арт-кафе, где интерьеры, концепция и кухня — знакомство с историей». В кафе также предлагают сыграть в шашки или домино.
Кафе стало весьма популярным в городе, поэтому в 2013 году создатели приняли решение открыть еще одно. Сейчас в сети насчитывается три кафе «Квартирка» и одно «Дачники» с той же тематикой.
Проект создавался в рамках стандартных стартапов и с душой. По мере развития холдинга новые рестораны открывались с большими вложениями. На момент открытия первого ресторана «Квартирка» на Невском, 51, подобных проектов на рынке Санкт-Петербурга не было, аудитория была готова и открыта. Успех был неизбежен. Концепция действительно популярна и любима гостями, поэтому для дальнейшего расширения есть все основания.
— Александра Навольская, бренд-менеджер советских кафе «Квартирка» и «Дачники»
Магазины товаров советского периода
В 2008 году был открыт, как написано на сайте, «первый в России магазин необычных подарков с историей». Создатели бизнеса эксплуатируют советскую тематику, предлагая посетителям сайта приобрести товары от плакатов Хрущева до лосьона «Огуречный», от копии Ордена Победы до капроновой авоськи. Цены варьируются от одной сотни рублей за значок до нескольких тысяч за подарочный набор. Кроме того, на сайте предусмотрены именные подарки, такие как праздничный выпуск советской газеты ко дню рождения.
В отличие от «Магазина необычных подарков с историей», где продаются копии вещей советского времени или товары, стилизованные под то время, магазин «Сделано в СССР» продает реальные вещи из прошлого.
Здесь можно купить радиоприемник «Звезда» за 25 тысяч рублей или электронную игру «Ну погоди» за 1,5 тысячи. В магазин можно принести и продать завалявшиеся дома предметы советского периода.
Музей-ресторан «Квартира времени»
В октябре 2015 года в Москве появился так называемый «портал времени». Бизнесмен Сергей Ширяев представил горожанам развлекательно-познавательный центр «Квартира времени» — музей и ресторан в одном месте. В съемном помещении на Старом Арбате было открыто три комнаты, каждая из которых представляла эпоху 60-х, 80-х или 90-х годов.
«Появилась идея сделать видеосалон с кабинками, в котором мы показывали бы фильмы из советского прошлого на технике тех времен. Рассказал об этом своим друзьям, они идею подхватили. Целый год работали над концепцией и дошли до концепции музея-ресторана», — рассказывал в интервью Ширяев о том, как появилась идея.
Центр вмещал до 40 человек и работал только по предварительному бронированию. «Квартира времени» была устроена как интерактивный музей, где все можно потрогать, полистать, включить. По телевизору шли программы тех лет, на столах лежали газеты. Но главное, предпринимателю удалось полностью воссоздать интерьер того времени.
«Сейчас возрождается мода на все советское. Многие пытаются копировать элементы жизни того времени. Часто это всего лишь плохая копия оригинала. Полной исторической достоверности до проекта „Квартира времени“ не достигал никто», — писал Ширяев.
Мебель, ковры, техника, посуда, даже обои удалось найти той эпохи. «Квартира времени» погружала в атмосферу СССР, а работающий при центре ресторан давал возможность отведать советскую эпоху на вкус. Все блюда готовились по рецептам «Книги о вкусной и здоровой пище», изданной в 1952 году. Кухня соответствовала каждому десятилетию.
Провести в СССР четыре часа компании до десяти человек стоило 30 тысяч рублей. Кроме того, в «Квартире времени» можно было организовать романтическое свидание за 6,5 тысяч рублей, день рождения за 15 тысяч рублей или корпоратив на двадцать человек за 50 тысяч рублей.
Вложив в бизнес вместе с партнерами 9 млн рублей, в успехе своего стартапа Ширяев не сомневался. На рентабельность предприниматель планировал выйти за полгода.
Однако уже тогда не все верили в успех идеи. Ресторанный и кинокритик Александра Иванова в интервью «Российской газеты» сказала: «Подобный проект раскрутить сложно. В районе Покровских ворот уже работал ресторан с интерьером, напоминающим коммуналку, как в знаменитом фильме Михаила Козакова. Он закрылся. Не нашлось столько поклонников фильма, чтобы заведение работало не в убыток».
В январе 2016 году проект был приостановлен. Автор «Квартиры времени» признался, что не рассчитал финансовые возможности. Чтобы продолжить дело Ширяеву требовалось 8 млн рублей, три из которых предприниматель планировал выручить за счет продажи своей квартиры в Курской области. Остальные 5 млн бизнесмен решил собрать с помощью краудфандинга. Однако это не спасло проект, поклонники идеи вложили в него только 1350 рублей, в июне центр был закрыт.
Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.
Источник