Библиотекарь профессионал своего дела
Статья «Я — профессионал в библиотечном деле»
Пышминцева Евгения Сергеевна,
педагог-библиотекарь,
1 квалификационная категория,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Каменск-Уральский Свердловская область
Я — профессионал в библиотечном деле
А могу ли я себя назвать «Профессиональном в библиотечном деле». Возникает сразу вопрос: «Какие требования/критерии должны предъявляться к профессии библиотекаря и к его личным качествам, чтобы получить столь высокое звание?». На мой взгляд, это конечно образование. У меня за плечами: ЧГАКИ, я библиограф-библиотекарь. Профессиональная переподготовка свыше 500 часов: «Менеджмент в сфере образования», «Начальное образование». Курсы повышения квалификации.
Желание совершенствоваться – у меня на высоте. Это регулярные просмотры вебинаров, участие в семинарах. На сегодняшний день самой актуальной темой для размышления школьных библиотекарей является введение с 1 сентября 2015 электронных учебников. И по этому поводу у меня есть определенные выводы и задумки. Но об этом в другой раз.
Поэтому критерий профессиональной обучаемости, который определяется готовностью библиотекаря к принятию профессионального опыта от других людей, а также проявление профессиональной открытости во мне присутствует.
Профессионал стремится индивидуализировать свой труда, само реализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так про себя могу сказать, что я индивидуальна, неповторима, у меня индивидуальный стиль обслуживания читателей, свои подходы и методы, оригинальность взгляда на окружающую действительность.
Для успешного выполнения своих функций библиотека нуждается в контактах со множеством партнеров – это еще один критерий. Благодаря внебиблиотечным контактам возможности библиотеки увеличиваются, сфера его действия расширяется. Эти контакты придают библиотеке дополнительный вес в обществе, способствуют реализации их основного назначения. По моей инициативе, в рамках сотрудничества с Центральной детской библиотекой им. П.П. Бажова, проведены классные часы «Основной закон РФ для малышей», «Школы разных стран», урок мужества «Сталинградская битва». Совместно с Государственным научно-техническим архивом проведены Дни патриотического воспитания.
Критерий определенный современными требованиями к образованию, а следовательно и к библиотекарю – это владение информационно-коммуникационными технологиями. Моя библиотека может предоставить широкий диапазон современных информационных продуктов и услуг на основе электронных каталогов других библиотек, электронных библиотек образовательных и просветительских изданий, электронных учебников, использование справочно-правовых систем, баз данных, интернет ресурсов и сервисов. Кроме этого в работе использую электронные периодические издания, сайты и блоги писателей и другие ЭОР активно используются в библиотечной работе в качестве электронного справочно-библиографического фонда. С появлением компьютерной техники расширились возможности библиотекаря. Мною были автоматизированы следующие «бумажные процессы»: планирование, ведение дневника работы (статистический анализ работы), создание привлекательных книжных выставок, организация экспозиций в виртуальном пространстве; накопление фото- и видеоматериалов для портфолио библиотеки; составление актов на списание; книга суммарного учета учебников. Мною были освоены следующие программы и онлайн сервисы, которые мне помогают в работе: •Prezi.com; • Picasa 3;• Adobe Photoshop; • Sony Vegas Pro 10; • Сервис Sparkol VideoScribe; www.powtoon.com ; • LearningApps.org является приложением Web 2.0.
А библиотека 21 века активно меняет свой облик, стиль деятельности, приобретает новый имидж путем использования новых, нетрадиционных средств информационных коммуникаций. Современные пользователи библиотеки – люди нового поколения, и библиотека, в свою очередь, должна расти вместе с ними на их языке, ведь это простое и давно известное правило установления доброжелательного контакта и построения диалога между библиотекой и читателем. Поэтому сегодня развитие школьной библиотеки я связываю с концепцией «Библиотека Web 2.0», которая подразумевает, в том числе новые методы и принципы взаимодействия с читателем в цифровую эпоху. В эпоху Web 2.0 школьная библиотека разрушает барьеры (физические, географические, временные, пространственные), становится «вездесущей» для пользователей.
Присутствие библиотеки в социальных сетях уже не мода, а необходимость, поэтому с апреля 2014 года мною была создана и продолжает развиваться группа «Информационно-библиотечный центр школы №7» в социальной сети, основанная на внедрение нетрадиционных поисковых систем, информационно-библиотечном обслуживании, в том числе состоящих из документов, организованных в виде экспозиций (выставок).
Школьные библиотеки всегда были ресурсными базами в образовании, но в связи с модернизацией образования информационная функция библиотеки также претерпевает определенные изменения. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, стимулировало появление новых форм библиотечной работы, значительно расширило функции библиотеки и библиотекаря. Библиотеки переживают «вторжение» смежных отраслей культуры: создание кукольных и драматических театров, кружков социальной направленности, создание музеев и мини-музеев. Все эти направления носят информативный, развивающий, коммуникативный характер. Поэтому ставлю своей целью вовлечение обучающихся в коллективное творчество, в исследовательскую и проектную деятельность.
Так за этот учебный год учащиеся нашей школы под моим кураторством участвовали в 8 всероссийских и международных конкурсам с занятием призовых мест. Учащейся 4А класса была написана научно-исследовательская работа по теме «Мемориалы Великой Отечественной войны на карте города Каменска-Уральского».
В рамках проектной деятельности участвовали во Всероссийском сетевом межшкольном проекте «Карта памяти». Научно-практическую работу отправили на различные конкурсы и получили очень приятные результаты: 1 место во Всероссийском творческом конкурсе исследовательских проектов, посвященного 70-летию Победы в ВОв «Никто не забыт, ничто не забыто»; 3 место во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» в номинации «Детские исследовательские и научные работы, проекты».
А в условиях острых социальных проблем усложняется работа библиотекаря. Он должен взять на себя функцию культуросбережения, социальной защиты, сохранения здоровья детей.
В этом можно убедиться на примере работы «Дружины юных пожарных» и «Отряда юных инспекторов движения», на базе школьной библиотеки.
Я применяю в своей работе поиск информации через справочно-библиографические, справочно-правовые и периодические издания. Это помогает мне как руководителю кружков «Дружина юных пожарных» и «Отряд юных инспекторов движения» для учащихся начальных классов успешно и интересно проводить акции «Дорога в школу», «Правила поведения при запахе газа» и мероприятия «Посвящение в пешеходы первоклассников», «Профессия-пожарный». Дети распространяли памятки по безопасному поведению в период новогодних праздников среди учащихся школы, были организованы конкурсы рисунков: «Я — за здоровый образ жизни», «Осторожно! Тонкий лед!» и праздник «День защиты детей» с применением ИКТ. Участники ДЮПа и ЮИДа неоднократно были участниками и призерами школьных, городских, всероссийских олимпиад и конкурсов.
Портфолио как технология оценки профессионализма работника библиотеки. Мое портфолио размещено на сайте Учпортфолио. Что подтвердит все выше сказанное и послужит хорошей доказательной базой моего эссе.
Таким образом, профессионалом можно, по-видимому, считать библиотекаря, который достигает желаемых сегодня обществом результатов в развитии личности учащихся. Стремится индивидуализировать свой труд, а также осознанно развивает свою индивидуальность средствами профессии. Библиотекарь открыт для профессионального постоянного обучения, накопления опыта, изменения, внедрения инноваций. В то же время обогащает опыт профессии за счет личного творческого вклада и расширения своей сферы деятельности. И все это обо мне.
Комментарии
2012 — 2021 «Педагогическое интернет-сообщество УЧПОРТФОЛИО.ру». Адрес редакции: 630022, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Бронная, д. 29 Учредитель и главный редактор: Воробьев Сергей Александрович Телефон редакции: +7 913 753 21 98, Электронная почта редакции: support@uchportfolio.ru |
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-59233 от 04.09.2014 г.
выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Источник
Все о профессии библиотекарь
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Всестороннее развитие человека неразрывно связано с книгами, именно поэтому на протяжении многих столетий в обществе ценится труд библиотекаря. К этим специалистам применяются строгие стандарты и жесткие требования. К сожалению, с развитием интернет-технологий возможности реализации в этом направлении резко сократились.
Описание
Профессия библиотекаря считается одной из самых старейших в мире. Ее прообраз возник задолго до нашей эры у шумеров — именно у них появились первые глиняные плитки, на которых специальными клиньями можно было выдавливать знаки. Это была первая письменность, а такие таблички стали первыми в истории библиотечными фондами. С изобретением папируса стала цениться работа хранителя таких свитков. У людей появилось больше возможностей для накопления, хранения и систематизации информации. Особенно высоко развитой была письменность на территории Древнего Египта (известно, что у Рамзеса II было порядка 20 тыс. папирусов).
Сперва коллекции были частными, поэтому функции их хранителей возлагались на рабов. Ситуация изменилась в VI веке до н. э. в Древней Греции, когда афинский тиран Писистрат создал самую первую публичную библиотеку. С этого момента позиция хранителя письменностей стала глубоко уважаемой и почитаемой в народе. В прошлые времена функции библиотекаря были гораздо шире, нежели в наши дни, не ограничивались лишь хранением изданий. Так, в Александрийской библиотеке эти люди выполняли обязанности экскурсоводов, а также смотрителей.
Кроме того, они проводили научные изыскания, описывали работы древних авторов, а также отвечали за реставрацию книг и их защиту от порчи.
В средневековую эру профессия получила свое стремительное развитие. В то время роль церкви в жизни государства была велика, поэтому библиотечные фонды находились в основном при монастырях, а их учет вменялся в обязанность монахам. Священнослужители делали акцент на религиозных трудах — именно их собирали, систематизировали и переписывали вручную послушники. Во времена Возрождения появились сразу две большие библиотеки — Ватиканская и им. Лоренцо Медичи. Они получили известность благодаря уникальному собранию старинных рукописей. Там должность библиотекаря перешла в категорию светских специальностей.
На Руси библиотечное дело сформировалось намного позднее, чем в странах Старого Света. Хотя известно, что еще в 1037 году Ярослав Мудрый собрал писчиков для перевода и переписи старинных византийских книг — именно тогда и началось становление этой профессии у славянских народностей. Сами же библиотеки в России открылись гораздо позже, сразу же став универсальными, так как в них хранилась не только церковная, но также научная, художественная и документальная литература. Вплоть до начала ХХ столетия попасть в книгохранилище могли только представители дворянских семей.
После революции в каждом городе, посёлке и селе появились свои библиотеки. При них были открыты учебные классы, поэтому должность библиотекаря стала ведущей наряду с педагогом.
Сегодня библиотекарь представляет собой специалиста, отвечающего за учет и хранение книг, а также их выдачу читателям. Библиотекарь должен хорошо разбираться в том фонде, которым он заведует, иметь познания в смежных направлениях книгоиздательства. К сожалению, в наши дни эта профессия не считается особенно престижной. С развитием интернета и совершенствованием компьютерных технологий работа сотрудника библиотеки становится всё менее и менее востребованной. После появления свободного доступа к периодическим изданиям и электронным изданиям читальные залы практически опустели. Библиотеки сохранились преимущественно научные, архивные, а также те, которые относятся к учебным заведениям. Скорее всего, профессия библиотекаря медленно уходит в прошлое, в лучшем случае не будет такой массовой, как ранее.
Чтобы вернуть утраченный интерес к чтению бумажных книг, Правительство РФ разрабатывает проект по изменению концепции библиотечных систем. Сегодня работа библиотеки заключается в культурно-просветительной деятельности, которая должна привлекать людей самых разных профессий и слоев обществ. Именно поэтому во многих библиотеках проводятся семинары, выставки, встречи с известными людьми и тематические вечера. В летнее время на открытых площадках проводятся литературные чтения и дискуссионные клубы. Библиотеки ведут активную работу со школами и детскими садами. Таким образом, помимо хранения, учета и выдачи книг, современный библиотекарь выполняет еще множество функций — готовит и проводит мероприятия, консультирует посетителей и даже ведет аккаунты библиотеки в соцсетях.
Плюсы и минусы профессии
Конечно, специальность библиотекаря имеет свои достоинства и недостатки, как и любая другая профессия.
Так, к плюсам относят:
- спокойная, размеренная обстановка;
- право на свободный доступ к любимым книгам;
- возможность постоянно расширять кругозор;
- возможность параллельно с основной работой заниматься научными исследованиями, написанием статей и аналитических материалов;
- налаживание контактов с интересными и полезными людьми.
Недостатки тоже довольно весомые:
- низкий уровень оплаты труда;
- малое количество вакансий;
- скудное финансирование библиотечного фонда, что особенно актуально для библиотек небольших городов и посёлков (необновляемость фонда ведёт к сокращению числа пользователей);
- рутинный труд;
- неизбежный контакт с пылью на рабочем месте.
Должностная инструкция
Как гласит тарифно-квалификационный справочник, функциональные обязанности библиотекаря связаны с постоянным поиском книг, их сортировкой, работой с рубрикаторами и базами данных, в том числе электронными.
Спектр основных обязанностей библиотекаря включает самые разные виды активности. Перечислим основные.
- Поиск запрашиваемых изданий. Библиотекарь должен быстро ориентироваться в подконтрольных библиотечных фондах, точно знать расположение каждого раздела книг и каждого типа карточек.
- Учёт и категоризация — это довольно сложное дело, так как любая серьезная библиотека имеет десятки и даже сотни тысяч книг. Сотрудник учреждения должен уметь рассортировать их так, чтобы можно было быстро найти любое запрашиваемое посетителем издание.
- Внедрение системы библиографических указателей. Они представляют собой специализированные справочники, в которых все газеты, журналы и книги классифицированы по определенным категориям. Это облегчает поиск литературы, которой интересуются читатели.
- Контроль состояния фонда. Специалисты библиотеки должны обеспечивать сохранность и целостность изданий, а в случае необходимости осуществлять их легкий ремонт, к примеру, склеивать порванные страницы. Это монотонная, кропотливая работа, которая требует максимальной аккуратности и скрупулёзности.
- Обеспечение грамотной системы хранения книг. Известно, что любая бумага со временем разрушается. Именно поэтому библиотекарь должен обеспечить правильные условия хранения новым и старинным изданиям.
- Общение с читателями. В ходе работы сотрудник должен выявлять потребности читателей, чтобы суметь помочь им в поиске необходимой литературы. Для этого он обязан с легкостью ориентироваться во всем многообразии представленных книг, обладать высокими коммуникативными способностями и уметь строить диалог.
- Прием новых изданий. При пополнении книжного фонда библиотекарь вносит сведения о новых изданиях в картотеку, а затем размещает их на полках в соответствии с каталогом. Все это требует немало времени, поскольку каждую новую книгу следует корректно оформить.
Кроме того, любой библиотекарь занимается учебно-методической работой, отвечает за комплектование библиотечного фонда и составляет заявки на новые издания.
Основные требования
Согласно профстандарту, на должность библиотекаря могут претендовать соискатели, отвечающие следующим требованиям:
- наличие высшего или средне-специального образования — оно может быть профильным, педагогическим или филологическим;
- широкий кругозор;
- хорошие познания в литературе;
- навыки работы с компьютерными программами Word, Excel и PowerPoint.
Хороший библиотекарь должен:
- знать все правила и методы обслуживания читателей;
- уметь выполнять подборку литературы по запросу читателей;
- знать и использовать в работе нормы классификации, используемые для расстановки журналов, газет и книг;
- уметь самостоятельно разрабатывать библиографическую продукцию;
- заниматься редактированием картотеки учреждения;
- уметь планировать, организовывать и проводить мероприятия с целью привлечения посетителей в библиотеку и пропаганды чтения в целом.
Работа библиотекаря монотонная и рутинная, требующая усидчивости, аккуратности и педантичности, поэтому подходит не каждому человеку. Библиотечное дело ориентировано в основном на выдержанных, уравновешенных людей. В этой профессии принципиальна эрудиция, широкий кругозор и развитый интеллект. Специалист библиотеки должен быстро ориентироваться в литературе по самым разным направлениям. А чтобы удерживать в уме огромные объемы данных, ему необходима хорошая память, аналитические навыки и систематичность.
Обучение
Существует несколько возможностей выучиться на библиотекаря. Если говорить о среднем образовании, то можно остановиться на специализации «Библиотековедение», которую получают в колледжах. Для поступления не придется сдавать экзамены, так как конкурсный отбор производится на основании среднего балла школьного аттестата. Обучение занимает от 2 до 5 лет в зависимости от формы, которая может быть очной, заочной либо вечерней.
В высших учебных заведениях на библиотекаря учат по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», а также «Архивоведение и документоведение». Для поступления придется сдавать ЕГЭ по нескольким предметам: русский язык, литература, а также история или обществознание. Учеба по дневной форме продолжается 4 года, по заочной — 5 лет.
Место работы
Современные реалии таковы, что после окончания образовательного утверждения по специальности «библиотекарь» устроиться на работу не так-то просто. Эта профессия имеет довольно узкую направленность, поэтому выбор мест работы здесь невелик. Самым престижным считается устройство в государственных учреждениях, частных архивах и научных фондах. Однако вакансий там мало, а свободные ставки появляются крайне редко.
Гораздо проще устроиться библиотекарем в учебные заведения различного уровня: общеобразовательные школы, колледжи, ВУЗы или другие учебные заведения с собственным книгохранилищем. В этих местах библиотечные кадры нужны постоянно.
При этом не имеет никакого значения — государственная библиотека это или школьная, так как должностные обязанности и профстандарт будут одинаковыми.
Зарплата и карьера
В наши дни профессия «библиотекарь» уходит в прошлое, её никак нельзя отнести к востребованным. Однако это совсем не означает, что преданный библиотечному делу и духу просвещения специалист не сможет найти для себя работу. Сегодня библиотеки всё чаще выполняют роль учебно-просветительских центров, устраивают интерактивные мероприятия, проводят встречи с интересными людьми, организовывают кружки для детей по интересам — словом, пытаются всеми силами возродить былое влечение населения к чтению. Это означает, что предприимчивый человек вполне сможет реализовать себя и свои способности в библиотечной системе.
К сожалению, одними идеями сыт не будешь — по критерию заработка эта профессия была и остается одной из самых бесперспективных. Работники библиотеки обычно получает от 7 до 10 тыс. рублей, а при прохождении курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки они могут претендовать на позицию методиста или заведующего библиотекой. В этом случае оклад может достигать 15 тыс. рублей. Чуть лучше дело обстоит в Москве и Санкт-Петербурге. В столичных городах главный специалист государственной или научной библиотеки может претендовать на оклад в 20-25 тыс. рублей. В школьных и университетских библиотеках уровень оплаты труда соответствует среднему по стране. На сегодня библиотекарь — крайне важная, но малооплачиваемая профессия. Именно поэтому она не особенно востребована среди абитуриентов и молодых специалистов, закончивших ВУЗы.
Согласно статистике, более 60% россиян считают это направление профессиональной самореализации бесперспективным, поэтому желающих работать в библиотеках нашей страны с каждым годом становится все меньше.
Источник