История, функции и руководство Центрального Банка России
Наверное, каждый человек знает о существовании Центробанка, но оцениваем ли мы его истинную важность? Для поддержания порядка в Государстве, в частности, в экономической сфере, необходимо иметь четкую финансовую структуру. Гарантией стабильной работы является распределение ответственности и полномочий между субъектами экономики. Каждое Государство мира должно имеет орган независимого контроля над финансовой и экономической деятельностью. В Российской Федерации таким органом выступает Центральный Банк.
История становления главного российского банка
Уже издавна было понятно, что финансовую систему необходимо регулировать централизованно. Первый Банк, который выполнял функции современного Центробанка (но не все) был учрежден в 1860 году. С течением времени изменялось его название, председатели, экономическая и политическая ситуация, а вот непосредственным предшественником Центробанка был Госбанк, который начал свое существование в конце 1987 года.
Это был республиканский банк, созданный при СССР, который представлял отчет о своей деятельности Верховному Совету Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР). Он так и назывался — «Государственный Банк РСФСР».
В процессе распада СССР властями было принято решение преобразовать Банк РСФСР. И уже 13 июля 1990 года был учрежден Центробанк, и начал он свою законную деятельность в соответствии с принятым законом «О Центральном Банке РСФСР» №394-1 от 2 декабря 1990 года.
Центральному Банку присвоили статус юридического лица, провозгласили главным банком, который, так же как и Госбанк, должен был представлять отчеты о своей деятельности Верховному Совету РСФСР. Фактически, Центральный Банк стал преемником Госбанка.
С ноября 1991 года на Центральный Банк возлегли полномочия по главнейшим функциям, а именно, по эмиссии рубля и определению его курса. Таким образом, в его обязанности вошло полное монопольное регулирование республиканской экономики.
После окончательного распада СССР и появления нового, самостоятельного Государства, Центробанк ФСРСР переименовали на «Центральный Банк Российской Федерации». Все активы, пассивы и имущество советского банка были переданы ЦБ РФ.
С появлением Центробанка в России произошли сильнейшие структурные изменения в экономике:
- Все прошлые республиканские филиалы спец. банков преобразовали в сеть коммерческих банков;
- Новый финансовый регулятор изменил систему счетов (нововведением стали расчетно-кассовые центры — РКЦ);
- В России появился легальный валютный бизнес (С 1992 года ЦБ начал осуществлять куплю/продажу валют).
Центральный Банк был уполномочен устанавливать и определять официальные котировки (отношение иностранных денежных единиц к российскому рублю). К прямым заслугам Центрального Банка РФ так же относится и организация стабильного РЦБ (рынка ценных бумаг).
В сентябре 1993 года Центробанк решил переложить часть своих функций на другой исполнительный орган и предложил свою идею Правительству. Таким образом, на помощь работе Центробанка была создана новая федеральная служба под названием Федеральное Казначейство. В основные обязанности Казначейства в то время входило:
- Обеспечивать исполнение федерального бюджета;
- Осуществлять кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
- Контролировать ведение операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями (а так же, вести предварительный контроль).
В 1995 году у Центробанка функционировала система, которая заключалась в осуществлении тотальной проверки действующих коммерческих банков и механизмов валютного регулирования. Данная система поддерживала банковскую систему в стабильности.
С момента распада СССР до первого Российского кризиса Центральным Банком была проделана колоссальная работа по формированию экономических устоев страны, а так же ее финансовой стабильности. Тем не менее, в 1998 году страну постиг тяжелый экономический кризис, основной причиной которому послужила неэффективная макроэкономическая политика властей. И уже в середине августа 1998 года Правительство России объявило заявление Центробанка о техническом дефолте основных видов государственных ценных бумаг.
После кризиса произошло смена состава Правительства Государства и руководителя Центробанка. Для экономической реабилитации были предприняты следующие меры:
- Смягчение монетарной политики;
- Сдерживание роста цен на монопольную продукцию;
- Реструктуризация банковской системы с целью повышения ликвидности коммерческих банков;
- Создание АРКО (Агентства по реструктуризации кредитных организаций);
- Создание МКК (Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России).
3 марта 2014 года было принято решение упразднить Службу Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Полномочия, которые раньше осуществлялись СБРФР (а это контроль и регулирование субъектов финансовых рынков), были переданы Центральному Банку Российской Федерации. К концу 2014 года ЦБ РФ перешел к режиму «плавающего» валютного курса, то есть отказался от совершения валютных операций с целью влияния на динамику курса рубля. До настоящего времени Центральный Банка во главе с Председателем Эльвирой Набиуллиной, выступает против введения изменений в систему валютного контроля.
Руководители Центробанка
Председатель Банка России – это официальный руководитель Центрального банка Российской Федерации. Руководитель действует от имени Банка России и представляет его интересы. Как и любой начальник, председатель ЦБ имеет право назначать на должность сотрудников, а так же освобождать от должности, в том числе и заместителей председателя Банка, а так же возлагает на них определенные обязанности.
Естественно каждый нормативный или финансовый документ проходит через проверку и подписывается председателем ЦБ.
Интересный момент! Когда на заседании совета директоров ЦБ РФ в голосовании по определенному вопросу имеется равенство голосов, то голос председателя Банка России является решающим.
Кандидатура Председателя Центрального Банка предлагается Государственной Думе президентом. Для утверждения кандидатуры на должность необходимо пройти процедуру голосования, по стандартам которого, выигрывает кандидат, набравший максимальное количество голосов. Срок правления на данной должности ограничен 4 годами, а вот максимум занимать данный пост разрешается законом не более 3 сроков подряд.
Центральный Банк появился еще в далеком 1860 году, а если быть точнее, 11 июня. Только назывался он по-другому, по-царски: «государственный Банк Российской империи». В Таблице указаны основные председатели Центрального Банка с 1980 года по настоящее время, а так же название банка в то или иное время.
Источник
Государственный банк
Государственный банк — главный банк в дореволюционной России — был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного коммерческого банка. Одновременно с учреждением Государственного банка императором был утвержден его Устав.
Государственный банк являлся государственно-правительственным банком. Основной капитал, первоначально выделенный ему из казны, составлял 15 млн руб., резервный — 3 млн рублей. Государственный банк был важнейшим звеном государственной системы, органом проведения экономической политики правительства. Являясь в соответствии с Уставом банком краткосрочного коммерческого кредита, он был крупнейшим кредитным учреждением страны. Кредитование торговли и промышленности Государственный банк осуществлял через сеть своих контор и отделений, а также через коммерческие банки. При создании Государственного банка к нему от Государственного коммерческого банка перешли 7 контор. В начале 1917 г. в состав Государственного банка входили: 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, 42 агентства при зернохранилищах. Кроме того, в это время Государственный банк руководил банковскими операциями, которые осуществлялись в 793 казначействах.
Согласно Уставу 1860 г. Государственный банк был создан для «оживления торговых оборотов» и «упрочения денежной кредитной системы». Но основную часть ресурсов банка на первом этапе его развития поглощало прямое и косвенное финансирование казны, а также операции по ликвидации дореформенных государственных банков. Помимо этого Государственный банк выполнял функции, относившиеся к аппарату Министерства финансов, — проводил выкупную операцию и вел делопроизводство по ней, а также поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита.
Операции Государственного банка как банка краткосрочного коммерческого кредита должны были заключаться в учете векселей и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и иностранных тратт, покупке и продаже золота и серебра, получении платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет доверителей, приеме вкладов, производстве ссуд (кроме ипотечных), покупке государственных бумаг за свой счет.
Срок выдаваемых Государственным банком коммерческих ссуд был не более девяти месяцев. По ссудам под залог он не должен был быть менее одного и более шести месяцев. Залогами могли служить правительственные процентные бумаги и оплаченные акции обществ, компаний и товариществ, принимавшихся в залог по казенным подрядам и откупам, а также золото и серебро в слитках и иностранной монете и товары, сложенные в амбарах за печатью Государственного банка. Ссуды по этим залогам не должны были превышать цены их по последнему биржевому курсу.
Учет векселей согласно уставу допускался только в случае, если они были основаны на торговых сделках. При этом в отличие от Государственного коммерческого банка, которому во избежани и потерь запрещалось выдавать мелкие ссуды, Государственному банку разрешалось учитывать векселя на незначительные суммы при условии их надежности.
По Уставу Государственный банк был подведомственным Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Принципиальные вопросы по Государственному банку решались и оформлялись через Особенную канцелярию по кредитной части. «Непосредственным главным начальником» Государственного банка являлся Министр финансов.
Управление всеми операциями и делами банка и наблюдение за их производством возлагалось на Правление банка, которое состояло из Управляющего (председатель), его товарища (заместитель), шести директоров и трех депутатов от Совета государственных кредитных установлений.
При Правлении Госбанка функционировал Учетный и ссудный комитет, который состоял из Управляющего банком, его товарища, двух директоров банка и четырех членов от купечества. Председателем комитета являлся Управляющий банком.
Члены Учетного и ссудного комитета от купечества избирались на два года из купцов первой и второй гильдий, торговавших в Санкт-Петербурге. В их обязанности входила оценка поступавших для учета векселей, оценка товаров для предоставления подтоварных ссуд и выяснение кредитоспособности клиентов.
Большую часть своих ресурсов в 1860–70-х гг. Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал краткосрочные и долгосрочные ссуды Государственному казначейству. К 1879 г. долг Казначейства Государственному банку составил 478,9 млн рублей. Погашение долга, начавшееся в 1881 г., закончилось в 1901 году.
Из коммерческих операций наибольшее развитие в течение 1860-80-х гг. получили учет векселей, покупка и продажа процентных бумаг и ссуды под процентные бумаги.
Кредитование торгово-промышленного оборота происходило в основном посредством учета векселей и выдачи ссуд, под векселя. До середины годов учет векселей составлял в среднем С середины 70 до середины годов операции по учету торговых векселей увеличились вдвое и составляли в среднем 100 млн руб. в год. Через 10 лет в 1890 г. они достигли только 152,5 млн рублей. Объем подтоварных ссуд был крайне незначителен.
На кредитование торгово-промышленного оборота Государственный банк направлял в в а затем вплоть до гг. — до 63% своих коммерческих ресурсов.
Большая часть ссуд, выданных под процентные бумаги, так же как и суммы, вложенные в собственные процентные бумаги, по сути, представляли собой финансирование казны.
В целях «упрочения денежной кредитной системы» Государственный банк осуществлял покупку и продажу тратт. Кроме того, в проводил размен кредитных билетов на звонкую монету.
План проведения разменной операции был подготовлен Товарищем управляющего Государственным банком Е.И.Ламанским.
Операция, начавшаяся 1 мая 1862 г., предполагала размен кредитных билетов по курсу 570 коп. за золотой полуимпериал или 110,5 коп. за 1 руб. серебром. В последующем предполагалось установить обмен по курсу 100 коп. кредитными билетами за 1 руб. звонкой монетой.
Как позднее выяснилось, момент для проведения этой операции был выбран неудачно. В январе 1863 г. в Польше вспыхнуло восстание. Резко увеличился спрос на золото В мае 1863 г. выдача звонкой монеты превысила поступления на 10,4 млн руб., в августе же только за три дня монеты было выдано на 4,4 млн руб.
Курс российских ценных бумаг упал, стал снижаться вексельный курс кредитного рубля. 29 октября на Петербургской бирже началась паника. Размен кредитных билетов на звонкую монету был прекращен 1 января 1863 г., поскольку продолжение размена грозило полным истощением разменного фонда.
С 1861 г. по 1866 г. Государственный банк осуществлял трассирование векселей. Эта операция не предусматривалась Уставом Госбанка, она осуществлялась под личным руководством Управляющего банком А. Л. Штиглица. Операция была сосредоточена в особом отделении с бланком «Foreign office», велась отдельно от всех счетов Госбанка и отражалась только в его балансе.
С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку и его конторам было предоставлено право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение разменный фонд увеличился с 78,3 млн руб. до 310,1 млн рублей.
До 1887 г. Государственный банк проводил операцию по ликвидации счетов дореформенных банков, которая была возложена на него по Уставу. Банк должен был производить выплату процентов и возврат капитала по тем вкладам, которые остались после свободного обмена вкладных билетов на 5%-е банковские билеты, выплату процентов по купонам 5%-х банковских билетов и капитала по билетам, предназначенным к погашению. На покрытие этих расходов Государственному банку должны были передаваться проценты и суммы, получаемые с заемщиков старых банков, а также суммы платежей Государственного казначейства по долгу его дореформенным банкам.
Все ликвидационные операции должны были производиться за счет Государственного казначейства, которое в случае необходимости должно было выдавать банку дополнительно к выше указанным средствам наличные деньги или свои процентные обязательства с правом продажи их на бирже. Но из-за постоянных бюджетных дефицитов у Государственного казначейства не было возможности предоставлять дополнительные средства Государственному банку, и Банк вынужден был ежегодно направлять на эти операции часть своей коммерческой прибыли. Обороты по ликвидации стали давать излишек поступлений только с 1872 года.
В январе 1887 г. особый счет ликвидации бывших государственных банков был упразднен. Поступления по ссудам и прибыли Государственного банка по этой операции стали обращаться на текущие нужды Казны.
В 1861 г. Государственный банк был привлечен к участию в выкупной операции. Ему был поручен выпуск выкупных свидетельств и процентных банковских билетов. С 1865 г. на Государственный банк был возложен контроль за поступлением выкупных платежей в казначейства, а также составление годовых отчетов по выкупной операции. На 1 января 1885 г. Государственным банком было выдано 85 333 выкупные ссуды на 892,1 млн рублей. К середине годов выдачи выкупных ссуд значительно сократились. В среднем они не превышали 3,5 млн руб. в год.
Выдачу ссуд Государственному казначейству «на текущие нужды» Государственный банк прекратил после назначения на пост Министра финансов Н.Х.Бунге, который ввел в практику заключение государственных займов для покрытия бюджетных дефицитов. Свой долг Государственному банку Казначейство начало погашать с 1881 г. Указ от 1 января 1881 г. объявлял о прекращении выпусков кредитных билетов и о сокращении их количества в обращении. Но в 1882 г. разразился экономический кризис, который продолжался почти пять лет. В результате за вместо 300 млн руб. с баланса Государственного банка было списано всего 87 млн рублей. Затраты Банка за счет Казны впервые сравнялись с суммами Казны, вложенными в него, только в 1896 году. Полностью долг Казны Государственному банку был погашен в 1901 г., в соответствии с Указом Николая II от 28 апреля 1900 г., предписывавшим Государственному казначейству погасить остаток его долга Государственному банку в размере 50 млн руб. за кредитные билеты.
Со второй половины гг. XIX в. в России для борьбы с биржевой спекуляцией, а также с целью регулирования курса рубля и ценных бумаг начали использоваться государственные средства. Одним из направлений экономической политики стала поддержка «солидных» предприятий и банков, в том числе за счет выдачи неуставных ссуд из средств Государственного банка.
В рамках этой политики Государственный банк с середины годов в порядке «борьбы» правительства с кризисами и хозяйственными затруднениями отраслевого и местного значения начал проводить операции по спасанию пошатнувшихся и обанкротившихся банков и некоторых предприятий. В результате действий Государственного банка банковские кризисы середины и начала годов XIX в. не нанесли ощутимого удара по банковской системе России. Основные столичные и провинциальные коммерческие банки были спасены. В середине гг. Госбанк занимался поддержкой и спасением обществ взаимного кредита. Их долг Банку в 1887 г. достиг 6,2 млн рублей. Были спасены также и городские общественные банки в крупных городах.
С 1886 г. после завершения ликвидации дореформенных кредитных учреждений Государственный банк стал интенсивно субсидировать два государственных банка — Крестьянский поземельный и Дворянский. Средства для своих операций эти банки получали в результате выпуска закладных листов. Убытки, которые возникали при их реализации, оплачивал за счет казны Государственный банк.
Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX — начале XX века. В это время Министром финансов был крупнейший государственный деятель России рубежа XIX — XX вв. С. Ю. Витте.
Главное внимание С.Ю.Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с реформы Государственного банка: 6 июня 1894 г. был принят новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн руб., резервный — до 5 млн рублей.
Все изменения в Уставе были направлены на создание условий для широкого развития промышленных предприятий на основе общей покровительственной политики и специального финансирования их средствами Казны и Государственного банка.
Задачей Государственного банка вместо «оживления торговых оборотов» стало «облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству». Кроме того, он как и раньше должен был содействовать «упрочению денежной и кредитной системы».
Уставом 1894 г. учетная операция была распространена на векселя, выданные на торгово-промышленные цели, при этом до 12 месяцев увеличивался их срок. Ссуда одному промышленному предприятию могла достигать 500 тыс. руб. и выдаваться на срок до двух лет.
Государственному банку было предоставлено право выдавать ссуды под соло-векселя, обеспеченные залогом недвижимого имущества, закладом сельскохозяйственного и фабрично-заводского инвентаря, поручительством, а также обеспечением, определенным Министром финансов.
Был введен новый вид ссуд — ссуды через посредников (земства, частные банки, общества и товарищества на началах взаимности, артели, транспортные учреждения, частных лиц). Операция эта была связана, с одной стороны, с новой железнодорожной политикой, а с другой — предназначалась для выдачи ссуд мелким землевладельцам и арендаторам, крестьянам, кустарям и ремесленникам на оборотные средства и на приобретение инвентаря.
Отменялось всякое нормирование операций с ценными бумагами, которое Уставом 1860 г. ограничивалось размером собственного капитала банка. Увеличился срок ссуд под залог ценных бумаг. Если по Уставу 1860 г. они не могли превышать 6 месяцев, то по новому Уставу их предельный срок мог составлять 9 месяцев.
Новый Устав внес изменения в организацию управления Банком. Государственный банк был выведен из-под надзора Совета государственных кредитных установлений и поставлен под надзор Государственного контроля.
Общее управление Государственным банком возлагалось на Совет, который заменил Правление, и Управляющего банком. В состав Совета входили директор Особенной канцелярии по кредитной части, член от Государственного Контроля, товарищи управляющего Банком, Управляющий Санкт-Петербургской конторой Банка, члены от Министерства финансов (их число не ограничивалось), один член от дворянства и один — от купечества. Председателем Совета Государственного банка был его Управляющий.
Рост коммерческих операций в Государственном банке, начавшийся за год до принятия нового Устава, был кратковременным. Он закончился в 1896 году. В течение этого периода почти в три раза возросла учетная операция. Произошло, правда в меньших размерах, увеличение специальных текущих счетов и ссуд под процентные бумаги. Почти в три раза возросли товарные ссуды сельским хозяевам (на те же сроки 9,2 млн руб. и 29,8 млн руб.) и почти в два раза увеличились ссуды промышленным предприятиям (на те же сроки — 8,8 млн и 16,7 млн руб.).
Спустя год после Высочайшего утверждения нового Устава в России началась денежная реформа, завершившаяся в 1898 году. В ходе этой реформы — денежной реформы Витте — Государственный банк стал эмиссионным центром страны. И в дальнейшем главной его задачей стало регулирование денежного обращения.
Подготовка денежной реформы заняла полтора десятка лет. Задачей Государственного банка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики. В начале 1895 г. золотой запас России составил 911,6 млн рублей. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля произошла в годах. Разница между высшим и низшим курсом в 1895 г. составила 1,59%.
Эмиссионным центром страны Государственный банк стал на основании Указа Николая II от 29 августа 1897 года. «Государственные кредитные билеты, — гласил указ, — выпускаются Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом; сумма золота, обеспечивающего билеты, должна быть не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов, когда последняя не превышает 600 миллионов рублей. Кредитные билеты, находящиеся в обращении свыше 600 миллионов рублей, должны быть обеспечены золотом по крайней мере рубль за рубль, так, чтобы каждым 15 рублям в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом не менее одного империала».
В качестве эмиссионного банка Государственный банк обязан был, прежде всего, обеспечивать устойчивость новой денежной системы. Между тем Устав 1894 г. предусматривал осуществление им ряда операций, которые противоречили его новой функции. Поэтому для последних двух десятилетий деятельности Государственного банка была характерна крайняя сдержанность в выдаче ссуд и открытии кредитов, разрешенных Уставом, но противоречивших эмиссионному закону.
Во второй половине годов все внимание Министерства финансов и Государственного банка было сосредоточено на укреплении металлической валюты за счет сжатия активных операций банка. Если на 1 января 1896 г. учет векселей и выдача кредитов по специальным текущим счетам под векселя составляли 215,3 млн руб., выдача подтоварных ссуд 48,6 млн руб., а прочие ссуды — на 54,5 млн руб., то на 1 января 1899 г. эти операции составили соответственно 169,8 млн руб., 22,2 млн руб. и 30,6 млн рублей.
Значительное развитие в это время получили операции с государственными ценными бумагами. Их объем в несколько раз превышал собственный капитал банка. Министерство финансов и Государственный банк активно воздействовали на фондовую биржу для поддержания курса государственных ценных бумаг и кредитного рубля. С конца гг. биржевая интервенция и значительные инвестиции в ценные бумаги стали использоваться также для противодействия падению курсов промышленных и банковских акций.
На рубеже XIX — XX вв. Государственный банк вместе с рядом акционерных коммерческих банков начал создавать биржевые синдикаты и банковские консорциумы для поддержки курсов российских ценных бумаг во время экономических кризисов. Один из таких биржевых синдикатов был создан во время промышленного и финансового кризиса 1899 — 1903 годов. В 1906 г., во время кризиса, начал работу банковский консорциум для оказания финансовой помощи отечественным банкам и предприятиям. В 1912 г. в связи с падением курсов акций был создан банковский синдикат, который на протяжении двух лет скупал акции крупнейших предприятий и коммерческих банков.
В 1899 г. в результате изменения мировой экономической конъюнктуры в России произошел спад деловой активности. В 1900 г. разразился кризис в металлургической промышленности, в тяжелом машиностроении, в нефтедобывающей, угледобывающей отраслях и в электроиндустрии. Несколько банкирских домов потерпели крах. В Государственный банк вынужден был увеличить учет векселей и выдачу ссуд. Если на 1 января 1899 г. операции по учету векселей и выдачи кредитов по специальным текущим счетам составляли 169,8 млн руб., подтоварные ссуды были выданы на сумму 22,2 млн руб., а прочие ссуды — на 30,6 млн руб., то на 1 января 1902 г. они составляли соответственно 329,3 млн руб., 46,8 млн руб. и 57,6 млн рублей. В большинстве случаев ссуды были «исключительными», т.е. имели неуставной характер. Золотой запас Государственного банка с 1899 г. по 1902 г. уменьшился с 1 008,0 до 709,5 млн рублей.
Через год после окончания экономического кризиса и последовавшей за ним депрессии началась Русско-японская война, а затем революция Это было тяжелейшее испытание для созданной менее 10 лет назад денежной системы. Выдержав общеэкономический кризис и войну, финансовая система оказалась слишком подорванной, чтобы выдержать еще и революцию. В 1906 г. система золотого монометаллизма стояла на пороге краха. Массовые политические митинги и забастовки конца 1905 г., в которых принимали участие и служащие Государственного банка, стали причиной отъезда из Санкт-Петербурга французских банкиров, прибывших туда для переговоров об очередном займе.
Происходило усиленное востребование вкладов золотом и предъявление кредитных билетов к размену на золото. Несмотря на повышение официальной учетной ставки до 8%, значительно вырос спрос на кредит со стороны торгово-промышленных предприятий. Невозможность акционерных коммерческих банков удовлетворить этот спрос из-за сильного отлива из них вкладов, заставила Государственный банк во избежании массовых банкротств увеличить свои учетно-ссудные операции.
Начался отлив золота за границу. С 16 октября по 1 декабря 1905 г. золотой фонд Государственного банка уменьшился с 1 318,8 до 1 126,1 млн рублей. К 19 декабря 1905 г. золотое покрытие кредитных рублей опустилось ниже предела, предусмотренного законом 1897 года. Кризис был ликвидирован благодаря заключению в январе 1906 г. во Франции займа на 100 млн руб., погашенный выручкой от займа, заключенного в апреле того же года.
Усиленный переучет Государственным банком векселей частных банков, являвшийся в мерой борьбы с кризисом, в последующие годы стал одним из основных направлений деятельности Банка. Государственный банк начал превращаться из банка краткосрочного коммерческого кредита в «банк банков». Общая задолженность частных банков Государственному банку с 37,3 млн руб. на начало 1910 г. выросла за два года до 342,3 млн рублей.
В это время Государственный банк был одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Его баланс с 1905 по 1914 г. увеличился почти в два раза. Источником средств для его операций были выпуски кредитных билетов и средства казны. Вклады и текущие счета частных лиц и учреждений оставались на уровне 1903 г. и составляли в среднем 250 млн рублей. Эмиссия кредитных билетов в течение этих лет дала Банку 810,9 млн руб., средства казны — 600 млн рублей. На покупку золота и иностранной валюты у Государственного банка уходило 7/8 эмиссии. Оставшуюся часть эмиссии и средства казны он через посредство коммерческих банков направлял на кредитование промышленности и торговли.
Несмотря на интенсивное развитие промышленности, в России доминирующей частью экономики оставалось сельское хозяйство. Важнейшей активной статьей торгового и платежного балансов страны по-прежнему был экспорт хлеба. Поэтому с гг. Банк развернул кредитование хлебной торговли в форме подтоварных кредитов. С 1910 г. Государственный банк в рамках государственного регулирования хлебной кампании начал строительство элеваторов и зернохранилищ. Создание государственной системы элеваторов должно было способствовать минимизации потерь зерна при перевозках. В начале 1917 г. сеть элеваторов Государственного банка состояла из 42 элеваторов общим объемом 26 000 тыс. пудов, и строилось еще 28 зернохранилищ.
При участии Государственного банка в стране была создана система учреждений мелкого кредита по кредитованию кооперации, кустарей и крестьян. В 1904 г. в Банке было создано Управление по делам мелкого кредита, которое должно было контролировать деятельность учреждений этого типа и оказывать им в случае необходимости финансовую помощь.
Вплоть до Первой мировой войны финансовая политика России чрезвычайно дорожила сохранением золотой валюты как основы внешнего государственного кредита. Золотое покрытие рубля постоянно поддерживалось на очень высоком уровне. После кризисного 1906 г. оно не опускалось ниже 93%, а в было выше 100%. В условиях России конца XIX — начала XX вв. это обеспечивало приток иностранного капитала, необходимого для индустриального развития страны.
Накануне первой мировой войны, 27 июля 1914 г., был отменен размен банкнот на золото и в пять раз — с 300 млн руб. до 1,5 млрд руб. — увеличен лимит на эмиссию необеспеченных золотом банкнот. До Февральской революции эмиссионное право Государственного банка расширялось еще четыре раза. Его лимит был доведен до 8,4 млрд рублей.
С 1 июля 1914 г. по 1 марта 1917 г. количество кредитных билетов в обращении возросло с 1 633 млн руб. до 9 950 млн рублей. Они покрывались имевшимся в наличии у Государственного банка золотом на 1 476 млн руб. и золотом за границей на 2 141 млн рублей. Остальная сумма кредитных билетов была выпущена в порядке учета краткосрочных обязательств казначейства. На 1 марта 1917 г. учет краткосрочных обязательств составил 7 882 млн рублей.
Финансирование войны Государственный банк осуществлял путем выдачи кредитов коммерческим банкам, предприятиям и учреждениям под облигации долгосрочных займов и краткосрочные обязательства казначейства. На 1 марта 1914 г. ссуды под государственные ценные бумаги составляли 580 млн руб. против 129 млн руб. на 1 июля 1914 года.
Военные расходы России с начала первой мировой войны до Февральской революции составили 28 035 млн рублей. Дефицит государственного бюджета в 1916 г. достиг 13 767 млн руб., а его покрытие на 29% происходило за счет эмиссии бумажных денег.
Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. Если в 1915 г. цены выросли всего на 30%, то в 1916 г. рост составил уже 100%. В стране началась инфляция. К Февральской революции рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза, и его покупательная сила составила довоенных копеек. Это свидетельствовало о том, что накануне Февральской революции денежное обращение было уже достаточно сильно дезорганизовано.
Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы столкнулись с теми же экономическими трудностями, что и царский Совет министров. И также не справились с ними.
Продолжавшаяся война поглощала все больше средств. Дефицит госбюджета в 1917 г. достиг 22 568 млн рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогообложения, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917 г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1 158,3 млн рублей. Выпущенный им «Займ свободы» дал 3 700 млн рублей. Эти средства пошли на выполнение обычных расходных статей госбюджета. Военные же расходы, составившие за 1917 г. 22 561 млн руб., были покрыты за счет эмиссии бумажных денег. Лимит банкнотной эмиссии Временное правительство увеличило в пять раз, доведя его до 16,5 млрд рублей.
В результате за 8 месяцев нахождения у власти Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за 2,5 предшествовавших года войны. Эмиссия кредитных билетов за этот период составила 6 412,4 млн руб., разменных марок — 95,8 млн руб. и разменных казначейских знаков — 38,9 млн рублей. Такой значительный выпуск сказался на ускорении обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к эмитированию кредитных билетов крупного достоинства — 250 рублей и 1 000 рублей. С августа начался выпуск казначейских знаков достоинством в 20 и 40 рублей.
Несмотря на крупную эмиссию, денег в обращении все время не хватало. Рост цен и, следовательно, увеличение денежного выражения товарной массы, тезаврация крупных купюр состоятельными слоями города и особенно деревни, вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в покупюрном составе денежной массы.
В августе и сентябре «денежный голод» приобрел характер кризиса в связи с сезонным расширением товарооборота. С целью ликвидации этого кризиса Временное правительство допустило в обращение в качестве законного платежного средства ряд ценных бумаг и начало выпуск денежных знаков упрощенного типа — марок-денег.
Недостаток в обращении денежных знаков особенно мелких и средних купюр привел к тому, что кроме общегосударственных денежных знаков в некоторых городах и губерниях появились свои средства обращения. Подобные эмиссии означали, что при Временном правительстве начался процесс распада единой денежной системы страны, усиливавший общую дезорганизацию и способствовавший дальнейшему усилению инфляции.
За время нахождения у власти Временного правительства в обращение было выпущено бумажных денег на 9,5 млрд рублей. В результате общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении на 1 ноября 1917 г. составила 19 575,7 млн рублей. Причем особенно большая эмиссия — 1 116,3 млн руб. — была осуществлена Временным правительством в марте 1917 г., сразу же после прихода к власти. В итоге сумма непокрытых золотом кредитных билетов возросла с 6,5 до 16,5 млрд рублей. Кредитные билеты, находившиеся в обращении, оказались покрыты золотом только на 5,5%.
Рост денежной массы в обращении сопровождался быстрым увеличением товарных цен: при Временном правительстве они выросли в 4 раза. К 1 ноября 1917 г. покупательная стоимость довоенного рубля равнялась 6 — 7 копейкам.
На 23 октября 1917 г. задолженность Казначейства Государственному банку по учету краткосрочных обязательств составила 15 507 млн руб. против 7 882 млн руб. на 1 марта 1917 года.
Значительные средства Государственный банк предоставлял Казне на закупки хлеба, сахара, мяса и угля. На 23 октября 1917 г. сумма кредитов на эти цели составила 1 276 млн руб. против 301 млн руб. на 1 августа 1917 г., когда Государственным банком кредит на эти цели был выдан в первый раз.
Кредиты Государственного банка под государственные ценные бумаги составили на 23 октября 1 275 млн рублей.
В сумме кредиты, связанные с войной, занимали накануне Октябрьской революции свыше 90% баланса Государственного банка, который составлял на 23 октября 1917 г. 24 242 млн рублей.
7 ноября 1917 г. история Государственного банка закончилась. Начиналась история Народного банка РСФСР.
Источник