Что нужно знать для открытия своего автокинотеатра
Идея показа фильмов на открытой площадке зародилась за океаном и достаточно быстро перекочевала в Европу. В Советском Союзе таких площадок было не счесть, но со временем жажда комфорта пересилила, и кинолюбители перекочевали в хорошо оснащённые кинотеатры, где наслаждаться продукцией мирового кинематографа можно было круглогодично.
Сегодня кинотеатр на открытом воздухе обретает новую жизнь и, следуя современным трендам, становится мобильным. Молодёжи эта идея нравится, поэтому автокинотеатр как вид бизнеса имеет неплохие перспективы независимо от масштаба населённого пункта, в котором он будет развёрнут. И мобильность в этом аспекте – серьёзное преимущество.
Что требуется для открытия собственного автокинотеатра
Если вы до этого никогда не занимались предпринимательской деятельностью, то это как раз отличный повод исправить ситуацию. Лучше всего зарегистрироваться в качестве ИП, поскольку это делается максимально быстро и просто, а ваши расходы будут минимальными.
Из документов потребуется только заявление установленного образца (форма Р21001), паспорт, ИНН и квитанция, подтверждающая факт оплаты госпошлины (800 рублей). Декларирование уставного капитала для индивидуальных предпринимателей не требуется, юридический адрес указывать тоже не нужно, уровень налогообложения – минимальный.
Единственным серьёзным недостатком ИП является высокий уровень ответственности – если бизнес обанкротится, предприниматель в самом неблагоприятном варианте может лишиться своего имущества. В случае регистрации как ООО такой проблемы не будет, при этом основателем общества может быть и физлицо. Расходы будут, естественно, выше, отчётность – сложнее.
Впрочем, в сфере кинопроката к компаниям не предъявляется каких-либо особенных требований в плане отчётности, сертификации и лицензирования. В принципе вы можете показывать кинофильмы даже без обладания правами на демонстрацию, но если вас на этом поймают (а недоброжелатели всегда найдутся), то вам грозят серьёзные санкции за нарушение авторских прав, которые могут достигать серьёзных величин – вплоть до 100 тысяч рублей.
Учитывая, что для не премьерных фильмов стоимость лицензии на одноразовый показ невелика (порядка 1000 рублей), поэтому риск здесь неоправдан. Что касается премьер, то обычно отчисления правообладателю происходят по схеме процентов от прибыли (чаще всего 50%), и в нашем случае это вряд ли будет выгодно, с учётом того, что нужно будет иметь специальную киноаппаратуру, умеющую распознавать лицензионные коды.
Впрочем, особых требований по тематике демонстрируемых фильмов в данной сфере не предъявляется, поскольку главной «фишкой» кинотеатра на машине под открытым небом считается возможность открытого общения и особой атмосферы. Возможности демонстрации бестселлеров будет достаточно: если среднестатистический зритель захочет посмотреть премьеру, он пойдёт в кинотеатр.
Организация пространства для кинотеатра на колёсах
Вторым важным этапом открытия собственного бизнеса является выбор места для показа. Сразу предупреждаем, что делать упор на мобильность здесь не стоит, особенно если бизнес развёрнут в крупном городе: вам потребуется постоянная площадка, о которой будут знать и которая должна быть расположена в привлекательном с точки зрения отдыха месте.
Найти его нелегко, учитывая дефицит и дороговизну свободных мест в современном мегаполисе. Поэтому наиболее доступными будут два варианта:
- земельный участок за городом (аренда или выкуп);
- аренда площадки непосредственно в городе (например, наземного паркинга возле ТРК или стадиона).
Если говорить о первом варианте, то он, скорее сего, финансово окажется самым доступным. Среди его преимуществ – возможность показа фильмов на природе, в удалении от каменных джунглей, что для горожан часто воспринимается как некое романтическое приключение, стоящее потраченного времени. Главное – чтобы эта локация была удалена от города не более чем на 5-10 километров. Что касается размеров, то нужно ориентироваться на 150-200 автомобилей, при этом площадь одного машиноместа должна быть порядка 10-15 квадратных метров. Необходимо также предусмотреть расстояние между экраном и первым рядом автомобилей на уровне 25 метров – ради большего комфорта просмотра и с точки зрения техники безопасности.
Стоимость аренды может сильно различаться в зависимости от региона. В Подмосковье, например, это порядка 500-1500 рублей за кв. метр/год. Не следует забывать и о сезонности бизнеса – если земельный участок выкуплен, зимой его можно сдавать в аренду (автошколы охотно воспользуются вашим предложением, если стоимость будет разумной).
Подъездные дороги к площадке должны быть хорошего качества – иначе даже заядлые киноманы второй раз к вам не поедут.
Чем хороша аренда паркинга возле крупных ТРК – вы сможете снизить расходы на маркетинговые мероприятия, а также на приобретение шлагбаумов. К тому же такая площадка потребует минимальных вложений в её обустройство. Но есть и минусы при организации такого кинотеатра на улице с просмотром в машине: далеко не всегда руководство ТРК пойдёт вам на встречу, поскольку могут возникнуть неприятные ситуации, связанные со слишком громким звуком во время вечерних киносеансов: жители близлежащих жилых многоэтажек вряд ли будут от этого в восторге. К тому же наверняка ваши фильмы будет просматривать немалое количество «зайцев», и вы не сможете это предотвратить.
Гораздо предпочтительнее в этом плане аренда площадки достаточной вместительности где-нибудь в городском парке или возле муниципального стадиона – такие участки являются городской собственностью, поэтому договор аренды будет заключить проще – например, на условиях открытого аукциона. Но и здесь могут возникнуть сложности – в парковой зоне вам могут не разрешить развёртывание кинотеатра на колёсах.
Оборудование и аппаратура
Большего всего придётся потратиться отнюдь не на проектор, как многие думают, а на экран для автокинотеатра. Благодаря техническому прогрессу здесь есть множество вариантов реализации, от бюджетных до крайне передовых и технологичных и, разумеется, очень дорогих:
- проекционный экран можно назвать самым распространённым и доступным решением. Выпускается в различных комплектациях и исполнениях, конструктивно может развёртываться на стене или на любой открытой площадке. Способ возведения – нагнетание воздуха, стоимость может составлять порядка 200 тысяч рублей. Начинающим автокиномеханикам можно посоветовать именно этот вариант, который со временем можно будем сменить на что-либо более современное. Мобильный проекционный экран в исходном состоянии не требует много места для транспортировки. Его вместе со всем необходимым оборудованием можно поместить в практически любой фургон или микроавтобус. Такая мобильность может пригодиться для разворачивания деятельности на основе бродячего цирка: сегодня здесь, завтра там;
- ещё более простой вариант, практически не требующий никаких вложений, кроме проектора – это стена здания при условии наличия однотонного матового покрытия. Достоинства такого способа очевидны – можно договориться об аренде площадки не на месячной (а тем более – годовой) основе, а посеансно, что избавит вас от лишних расходов. Если у вас проблемы со стартовым капиталом, то это единственный способ, позволяющий «раскрутиться» с нуля. Но качество предоставляемых услуг будет, конечно, намного ниже. И главная проблема – найти такую стену, и чтобы перед ней была площадка требуемого размера, и чтобы имелась возможность договориться об её использовании;
- для тех, что не испытывает финансовых затруднений и ищет способы инвестирования свободных средств, можно посоветовать светодиодный экран. Это инновационное решение нельзя назвать доступным по стоимости – вместе с сопутствующей аппаратурой, оборудованием и монтажно-наладочными работами оно обойдётся примерно в 15 миллионов рублей. Возможно, в продаже найти LED-экран нужных размеров не удастся, тогда придётся его заказывать, что увеличит итоговый ценник.
Так что проектор в большинстве случаев будет не самой ощутимой статьёй расходов. Но и это ведь не всё: оборудование для автокинотеатра должно включать и звукотранслирующую аппаратуру, и здесь тоже выбор огромный.
Подобрав колонки с требуемыми характеристиками, нужно будет решить проблему их расстановки. Вариант с монтажом непосредственно возле экрана – не самый подходящий: в силу больших расстояний тем автомобилям, которые расположены на задних рядах, будет плохо слышно. Если просто усилить мощность звучания – плохо будет первым рядам и жителям близлежащих домов.
Гораздо предпочтительнее расположить динамики по периметру площадки, но это и более затратный способ. В последнее время популярностью пользуется интересное решение – трансляция звука в выделенном диапазоне на FM-приёмники – нужно будет просто настроить их на нужную частоту. При отсутствии радио в автомобиле такие бюджетные приёмники можно предлагать в прокат прямо на входе в автокинотеатр. Такая аппаратура (коротковолновой передатчик вместе с антенно-фидерными устройствами) стоит порядка 60 тысяч рублей.
Наконец, вам потребуется шлагбаум, возможно – ограждения для площадки, а также кассовый аппарат.
Персонал
В простейшем случае вам понадобится 3 сотрудника, если вы сумеете организовать работу в две смены – пять человек. Кроме бухгалтера, вам нужно нанять 1-2 киномехаников, которые по совместительству будут кассирами, следить за соблюдением правил и порядка, заниматься уборкой территории после киносеанса и даже обслуживать небольшой снек-бар. Наконец, вам не обойтись без 1-2 ночных охранников, особенно если экран будет установлен стационарно. У бухгалтера работы будет немного, поэтому можно рассчитывать на вариант с частичной занятостью.
Расходы на зарплату персонала можно рассчитать предварительно, итоговая смета может варьироваться в довольно широких пределах, в зависимости от вашей щедрости как предпринимателя.
Во сколько обойдётся открытие автокинотеатра
Ну вот и пришла пора подсчитать, а сколько же придётся потратить, чтобы начать бизнес. Финансовый раздел бизнес-плана обычно включает две составляющие: разовые и ежемесячные расходы. Но если первая стать целиком и полностью включается в капитальные затраты, то с месячными расходами ситуация несколько иная. Скажем, зарплату работникам можно выплачивать в конце месяца, используя для этих целей часть доходов.
Приобретение оборудования для показа фильмов потребует примерно 65% средств от совокупного объёма инвестиций. Ещё 30% -пойдёт на обустройство площадки (приобретение и установка шлагбаума, кассы, обустройство территории, подсветка). На закупку оборудования для открытого автомобильного кинотеатра и монтажно-наладочные работы уйдёт 1-2 месяца.
Отметим, что вместо надувного экрана можно использовать материал, из которого изготавливают баннеры. Если минимальная стоимость первого составляет 120-150 тысяч рублей, то изготовление баннера размером 8х15 метров обойдётся вам в 50 тысяч.
Примерный перечень разовых расходов:
Статья расходов | Сумма, тысяч рублей |
Оборудование | |
Проектор Panasonic РТ-AE08000EA | 180 |
FM-передатчик с дальностью до 700 метров | 6 |
Генератор СПЕЦ ИГ-02000 | 25 |
Ноутбук | 30 |
Экран вместе с монтажом (баннерный вариант) | 50 |
Шнуры, розетки, переходники | 5 |
Обустройство площадки | |
Шлагбаум | 15 |
Будка-касса | 40 |
Прочие расходы | 10 |
Итого | 361 |
Статья расходов | Сумма, тысяч рублей |
Аренда земучастка площадью 3000 кв.м. | 98 |
Зарплата сотрудников | 73 |
Амортизация оборудования | 7 |
Реклама, маркетинговые мероприятия | 5 |
Прокатные лицензии | 170 |
Прочие расходы | 10 |
Итого | 363 |
Желательно предусмотреть в арендном договоре тот факт, что зимой автокинотеатр работать не будет.
Рентабельность автокинотеатра как бизнеса
Как показывает практика, средний срок окупаемости такого стартапа составляет 7-12 месяцев с учётом сезонности бизнеса. Выход на плановые показатели посещаемости достигается в июле-августе, независимо от месяца, в котором стартовал показ кинофильмов.
Разумеется, многое зависит от сопутствующих факторов: удачного побора локации, эффективности рекламной кампании, функциональности автокинотеатра и т. д.
Нельзя не рассказать и о возможных рисках, присущих для этой ниши:
- мы неоднократно упоминали такой фактор, как сезонность. В действительности величина прибыли зависит не только от поры года, но и от погодных условий, которые и в высокий сезон могут быть неблагоприятными. Считается, что для открытых кинотеатров этот тип рисков является самым значимым. Но если предотвратить непогоду невозможно, то снизить влияние погодного фактора можно – например, посредством диверсификации бизнеса (использование альтернативной локации) или обустройства тентовой крыши;
- ошибки с подбором фильмов. Особенно высока вероятность такого сценария у начинающих бизнесменов, которые часто пребывают в уверенности, что те фильмы, которые нравятся лично им, будут интересны и остальным. Обычно их ожидает серьёзное разочарование. Но проблему можно решить, если уделить достаточно внимания аналитике, а её в сети с избытком;
- не стоит полагать, что вам удастся избежать простоя оборудования. Причины могут быть разными – например, банальный невыход на работу сотрудников, проблемы с оборудованием и пр.;
- может статься и так, что данный вид услуги, несмотря на все ваши старания, так и не станет востребованным. Поэтому настоятельно рекомендуется предварительно изучить потенциальный спрос, благо возможности интернет сегодня к этому располагают: можно организовать опрос в социальных сетях, на городских форумах и других ресурсах с высокой посещаемостью;
- не стоит забывать и о конкуренции со стороны классических кинотеатров, предоставляющих гораздо более высокий уровень комфорта. Нивелировать влияние этого фактора тоже можно, выбрав район с минимальной концентрацией обычных кинотеатров или проведя агрессивную рекламную кампанию.
Источник