- Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы
- Вводная часть
- Какие рабочие места подлежат аттестации
- Как часто проводить аттестацию
- Аттестация для предпринимателей без персонала
- Рабочие места надомников
- Начало аттестации
- Завершение аттестации и оформление результатов
- Чем грозит отказ от аттестации
- Все работодатели должны проводить аттестацию рабочих мест
- Аттестация рабочих мест
- Кто должен проводить аттестацию
- Аттестующие организации
- Периодичность аттестации
- Аттестационная комиссия
- Результаты аттестации
- Ответственность
- Штрафы за правонарушения в сфере охраны труда
- Стоимость проведения аттестации
- Компенсации за вредные условия труда и налогообложение компенсаций
- Сертификация организации работ
Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы
Вводная часть
Аттестация — это оценка условий труда на рабочих местах. Ее проводят, чтобы выявить вредные и (или) опасные производственные факторы и привести условия труда в соответствие с государственными нормативными требованиями. Об этом говорится в статье 209 Трудового кодекса РФ.
Обязанность работодателей проводить аттестацию закреплена в статье 212 ТК РФ. Все детали и подробности изложены в Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.11 № 342н (далее — Порядок).
Результаты аттестации используются, в числе прочего, при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники ФСС определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для страхователя.
Какие рабочие места подлежат аттестации
Аттестацию необходимо проводить на местах, где заняты сотрудники, которые по роду деятельности связаны с оборудованием, механизмами, машинами, установками, устройствами, аппаратами и транспортными средствами. Также обязательной аттестации подлежат рабочие места сотрудников, которые работают с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие. Наконец, аттестовать нужно рабочие места специалистов, использующих электрифицированный, механизированный или иной ручной инструмент.
Непростая ситуация сложилась с рабочими местами офисного персонала. В действующей редакции Порядка (утв. приказом Минтруда России от 12.12.12 № 590н) сказано, что места, работа на которых связана исключительно с компьютерами, ксероксами и сканерами, а также иной офисной и бытовой техникой, аттестации не подлежат. Однако, чиновники из Минтруда в письме от 08.04.13 № 15-1-859 разъяснили, что приведенная выше норма распространяется только на специалистов, которые проводят за компьютером половину рабочего времени или меньше. Если же сотрудник находится за монитором более половины рабочего времени, его рабочее место нужно аттестовать.
Как часто проводить аттестацию
В первый раз аттестацию следует провести сразу после того, как вновь созданная компания или вновь зарегистрированный ИП организует рабочие места для сотрудников. Также «первичная» аттестация нужна в случае, когда сданы новые производственные объекты или техника, либо внедрены новые технологии, влияющие на показатели трудового процесса. Наконец, «первичная» аттестация необходима, если компания переехала в новый офис или заняла новые помещения в прежнем офисе.
Повторная аттестация проводится на рабочих местах, где по результатам предыдущей аттестации выявлены вредные или опасные условия труда. Если же «первичная» аттестация установила, что условия труда на рабочем месте безопасны, оптимальны или допустимы, то повторно аттестовать это рабочее место в общем случае не надо.
Кроме того, повторная аттестация необходима, если производственные факторы и работы требуют проведения обязательного медицинского осмотра работников (перечень таких факторов и работ утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.11 № 302н ).
Проводить повторную аттестацию следует не позже, чем через пять лет после предыдущей.
Аттестация для предпринимателей без персонала
Индивидуальный предприниматель, не нанявший ни одного работника, не должен проводить аттестацию. Ведь, как уже говорилось выше, аттестовать рабочие места должны работодатели, а ИП без персонала работодателем не является.
Правда, были случаи, когда Прокуратура рассылала предпринимателям требования предоставить сведения об аттестации, а при невыполнении этого требования обращалась в суд. Тем, кто попал в подобную ситуацию, следует написать аргументированное письмо и направить его в Прокуратуру, а при необходимости и в суд. В письме нужно объяснить, что выполнить требование нет возможности, так как ИП не состоит сам с собой в трудовых отношениях, и поэтому не должен руководствоваться требованиями ТК РФ об аттестации рабочих мест. На наш взгляд, шансы отстоять свою правоту у предпринимателей очень высоки.
Если же впоследствии ИП примет на работу хотя бы одного сотрудника, ему придется аттестовать вновь созданное рабочее место на общих основаниях.
Рабочие места надомников
Сейчас во многих компаниях есть так называемые надомники, то есть сотрудники, которые выполняют свои служебные обязанности, не выходя из квартиры. Возникает вопрос: нужно ли аттестовать рабочее место надомника?
На первый взгляд, может показаться, что аттестация рабочего места в квартире работника выглядит несколько странно. И тем не менее, проводить ее нужно. Дело в том, что на надомников распространяется действие трудового законодательства (ст. 310 ТК РФ), в том числе и норма о необходимости аттестации рабочего места. Что касается самого рабочего места надомника, то формально оно ничем не отличается от рабочего места офисного работника.
На практике Прокуратура нередко подает судебные иски к компаниям, отказавшимся аттестовать рабочие места надомников. Как правило, судьи решают такие дела не в пользу организаций (см., например, решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 01.06.11 № 2-1914/11).
Начало аттестации
Чтобы начать аттестацию, работодатель должен предпринять следующие действия: во-первых создать аттестационную комиссию, и во-вторых заключить гражданско-правовой договор с аттестующей организацией.
В аттестационную комиссию включаются представители работодателя, аттестующей организации, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный, либо сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя.
Аттестующая организация — это юридическое лицо, аккредитованное на оказание услуг по аттестации. Список таких организаций можно узнать в своей трудовой инспекции. Главное, чтобы аттестующая организация, выбранная работодателем, являлась по отношению к нему независимым лицом.
Обратите внимание: нельзя провести аттестацию своими силами, то есть без участия аттестующей организации. Также не допускается привлекать вместо аккредитованной аттестационной организации любую компанию по выбору работодателя. На это указано в определении апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 28.03.13 № АПЛ13-103.
После подписания договора на оказание услуг, аттестационная организация запросит перечень документов. Среди них приказ о создании аттестационной комиссии, перечень рабочих мест; перечень профессий и должностей, по которым работники получают компенсацию за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях; ксерокопии паспортов техосмотра; инструкции по технике безопасности; журнал учета вводного инструктажа и проч. Как только бумаги будут подготовлены, специалисты аттестационной организации приедут на место и начнут аттестацию.
Завершение аттестации и оформление результатов
В ходе аттестации оценивается, насколько условия труда соответствуют гигиеническим нормативам, насколько травмоопасным является каждое рабочее место и насколько каждый сотрудник обеспечен средствами индивидуальной защиты. Помимо этого осуществляется комплексная оценка условий труда на рабочих местах.
Специалисты аттестующей организации проводят замеры при помощи инструментов и приборов, и результаты фиксируют в протоколах. Данные из протоколов переносятся в карты, составленные для каждого рабочего места.
По окончании всех исследований, аттестационная комиссия оформляет отчет, и к нему прикладывает карты, сводную ведомость результатов аттестации, сводную таблицу классов условий труда и некоторые другие документы. Затем работодатель утверждает отчет и издает приказ об окончании аттестации, после чего знакомит каждого сотрудника под роспись с результатами аттестации его рабочего места. Далее в течение 10 календарных дней работодателю нужно направить в трудовую инспекцию сводную ведомость и сведения об аттестующей организации.
Чем грозит отказ от аттестации
Наличие результатов аттестации могут проверить сразу несколько контролирующих органов: Трудовая инспекция, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и Прокуратура.
Если контролеры обнаружат, что аттестация рабочих мест не проводилась, данный факт стает основанием для применения статьи 5.27 КоАП РФ. Размер санкции составляет для должностных лиц и ИП — от 1 000 до 5 000 руб., для юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Предусмотрен и более суровый вариант наказания — приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов аттестации рабочих мест может служить доказательством вины работодателя. И если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по статье 143 УК РФ. Эта статья подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев; либо исправительные работы на срок до двух лет; либо лишение свободы на срок до одного года. А в случае смерти сотрудника руководитель лишится свободы на срок до трех лет.
Источник
Все работодатели должны проводить аттестацию рабочих мест
Аттестацию рабочих мест каждый работодатель обязан проводить каждые пять лет. С 2011 года работодатели при проведении аттестации руководствуются новым Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н (далее – Приказ). Новый Приказ имеет ряд существенных отличий от ранее действовавшего Приказа №569.
И так, для чего проводят аттестацию, кому поручить проведение аттестации, какая ответственность ждет работодателя за уклонение от проведения аттестации рабочих мест?
Аттестация рабочих мест
Согласно ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка состояния рабочих мест, условий труда для выявления опасных факторов, влияющих на здоровье работников и осуществления необходимых мероприятий для приведения рабочих мест в соответствие с нормативами.
Кто должен проводить аттестацию
Проводить аттестацию должны все работодатели, независимо от вида деятельности организации или ИП, независимо от организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения. При этом, аттестацию необходимо провести в отношении каждого рабочего места.
Аттестующие организации
Аттестацию могут проводить юридические лица, аккредитованные аттестующими организациями в установленном порядке. Такие компании включены в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Для того, чтобы провести аттестацию рабочих мест, работодатель заключает гражданско-правовой договор с аттестующей организацией. Необходимо отметить, что организация, которой поручается проведение аттестации, должна быть независимой по отношению к работодателю.
Работодатель, должен оказывать содействие аттестующей организации, предоставлять необходимые документы, давать в устной и письменной форме необходимые разъяснения.
Аттестующая организация
- На основе действующих нормативов определяет метод проведения оценок и измерений, состав специалистов, осуществляющих необходимые процедуры;
- Проверяет наличие и полноту документации по обеспечению охраны труда у работодателя;
- Запрашивает у работодателя разъяснения по всем возникающим вопросам;
- В случае отказа работодателя в предоставлении документов и разъяснений отказывает в проведении аттестации.
Периодичность аттестации
Аттестацию по каждому рабочему месту работодатели, согласно п.8 Порядка, должны проводить раз в пять лет.
В соответствии с п.п.47 и 48 Порядка, проводится внеплановая аттестация в следующих случаях:
- организация новых рабочих мест – до истечения 60-ти рабочих дней после их ввода;
- замена производственного оборудования;
- изменение технологического процесса;
- изменение средств коллективной и индивидуальной защиты;
- проведение государственной экспертизы условий труда, которая была осуществлена для оценки качества ранее проведенной аттестации;
- осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с нормативными требованиями;
- проведение мероприятий по улучшению условий труда.
Аттестационная комиссия
Работодатель приказом утверждает состав аттестационной комиссии и график проведения работ. В состав комиссии входят:
- Представитель работодателя;
- Специалист по охране труда;
- Представитель выборного профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
- Представитель аттестующей организации.
В ходе проведения мероприятий по аттестации, комиссия осуществляет следующие процедуры:
- Контроль за проведением аттестации на всех этапах ее проведения;
- Собирает и изучает пакет необходимых нормативных документов, организационные, распорядительные и методические акты, необходимые для проведения;
- Составляет перечень, подлежащих аттестации, рабочих мест, в котором указывает факторы трудового процесса, факторы производственной среды, травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ;
- Проверяет и формирует предложения по приведению в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, должностей руководителей, специалистов и служащих, наименований профессий и должностей, принятых в аттестуемой организации;
- Каждому рабочему месту присваивает порядковый номер;
- Заполняет карты аттестации и надлежащим образом их подписывает;
- В случае необходимости в письменном виде представляет предложения об изменении или дополнении трудовых договоров касательно обязанностей работодателя и защиты интересов работника;
- По окончании мероприятий по проведению аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с установленными нормами и требованиями охраны труда. При этом указываются источники финансирования и сроки их выполнения.
В процессе осуществления мероприятий по аттестации рабочих мест осуществляется оценка:
- Соответствия условий труда гигиеническим нормам;
- Травмоопасности рабочих мест;
- Обеспеченности каждого работника средствами индивидуальной защиты;
- Комплексная оценка условий труда.
Результаты аттестации
По результатам аттестации комиссия составляет отчет об аттестации.
Отчет рассматривается комиссией в течение десяти календарных дней. Комиссия подписывает протокол заседания и вместе с отчетом передает его работодателю.
Работодателю отводится десять рабочих дней для подписания приказа о завершении аттестации и утверждения отчета и представляет для ознакомления каждому работнику результаты аттестации его рабочего места. Работники подтверждают ознакомление с результатами аттестации своей подписью.
В течение десяти календарных дней с момента издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета, работодатель направляет в инспекцию труда сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест и сведения об аттестующей организации.
Ранее действующий Приказ №569 предусматривал передачу документов в инспекцию труда, но сроки для передачи не были установлены. Теперь же работодателям следует придерживаться установленных сроков.
Обратите внимание, в новом Порядке исключены некоторые пункты об использовании результатов аттестации в целях наказания, в частности следующие пункты:
- Обоснование решений об административном наказании в виде приостановления деятельности организации;
- Рассмотрение вопроса о приостановлении эксплуатации зданий, машин, оборудования, осуществлении некоторых видов работ вследствие угрозы жизни и здоровью работников;
- Решение вопроса о мерах ответственности применяемых в отношении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда.
Ответственность
За непроведение аттестации ответственность, согласно ст.212 ТК РФ, несет работодатель. Ответственность установлена ст. 5.27 КОАП РФ.
Штрафы за правонарушения в сфере охраны труда
Должностное лицо 1 раз
Должностное лицо, ранее совершившее аналогичное правонарушение
Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
1000-5000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
30 000 – 50 000 (руб.) либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Подробнее о санкциях за нарушение трудового законодательства
Хотим отметить, что планируется существенно повысить размер штрафов за нарушения трудового законодательства.
За проведение аттестации, за достоверность и полноту представленной в трудовую инспекцию информации несет работодатель.
За достоверность результатов аттестации, достоверность результатов измерений и оценок, согласно п.52 Порядка, отвечает как работодатель, так и аттестующая организация.
Контроль и государственный надзор за соблюдением порядка проведения аттестации осуществляет Роструд. Право контроля также имеют профсоюзы.
Если работодатель провел аттестацию в соответствии с ранее действующим Приказом №569, то повторно не требуется ее проводить. Согласно новому Приказу, результаты ранее проведенной аттестации, действительны до наступления очередного срока ее проведения.
Стоимость проведения аттестации
На сегодняшний день на территории России аккредитовано 622 аттестующих организаций, в Москве действует 61 организация.
На сайте Минздравсоцразвития http://rao.rosminzdrav.ru/ можно посмотреть реестр таких организаций.
Стоимость проведения аттестаций зависит от разных факторов, в том числе от количества рабочих мест, сложности исследования и т.д. В среднем стоимость аттестации одного рабочего места составляет 1000 – 7000 рублей.
Компенсации за вредные условия труда и налогообложение компенсаций
Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах с вредными условиями труда, по результатам проведения аттестации, устанавливается в повышенном размере. В коллективном или трудовом договоре должен быть зафиксирован размер надбавки.
Разъяснения по налогообложению таких выплат приведены в письме ФНС России от 06.09.2011 №ЕД-4-3/14453.
Согласно подп.3 ст.255 НК РФ, компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда и режимом работы, в т.ч. надбавки за работу в тяжелых и вредных условиях, относятся к расходам на оплату труда. Соответственно, надбавки, установленные по результатам аттестации, работодатели вправе учитывать в расходах.
Работодатели, выплачивающие надбавки без проведения аттестации, не могут учитывать такие выплаты в расходах.
Однако, суды придерживаются другой позиции. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 07.10.2010 №Ф09-8271/10-СЗ по делу №А60-4798/2010-С10, постановил, что надбавки выплачиваемые в связи с вредными условиями труда, работодатели вправе включать в расходы независимо от проведения аттестации рабочих мест. Поскольку отсутствие аттестации не освобождает работодателя от обязанности производить дополнительные выплаты работникам, работающим в опасных и вредных условиях.
Помимо надбавки, согласно ст.219 ТК РФ, работникам, занятым на вредных работах, положена компенсация. Налоговые органы считают, что такие выплаты должны облагаться НДФЛ. Освобождаются компенсационные выплаты от НДФЛ только при одновременном наличии следующих условий:
- Компенсация выплачивается по результатам проведенной аттестации рабочих мест;
- Работодатель не может устранить выявленные тяжелые или опасные условия труда.
Однако, по мнению Министерства финансов, НДФЛ не облагаются компенсации, если они предусмотрены трудовыми и коллективными договорами с учетом рекомендаций, полученных от профсоюзных инспекторов по охране труда.
Обратите внимание, в связи с тем, что надбавки не являются компенсационными выплатами, при их выплате следует удерживать НДФЛ.
Сертификация организации работ
Работодатели, согласно ст.212 ТК РФ, помимо аттестации, обязаны обеспечить сертификацию организации работ по охране труда.
Малые предприятия вместо сертификации могут оформить декларацию соответствия, которая представляется в государственные органы в подтверждение соответствия условий труда нормативным требованиям. Декларация соответствия сдается также после проведения аттестации рабочих мест.
С 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации и проведенных в обязательном порядке медосмотрах.
Фонд социального страхования, на основе результатов аттестации определяет размер скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При определении размера скидки или надбавки учитываются итоги работы страхователя за предшествующие три года.
Скидка не предоставляется, если у работодателя были страховые случаи со смертельным исходом.
Источник