Меню

Ассоциация общественных организаций свои

Правовые основы деятельности ассоциаций

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Ассоциации и союзы представляют собой некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций осуществляется на основании положений Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Далее – Закон №7-ФЗ) определяет:

— правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц,

— порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций,

— права и обязанности учредителей (участников) некоммерческих организаций,

— основы управления некоммерческими организациями,

— возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления,

— порядок создания и деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций (объединений).

Положения Закона №7-ФЗ применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации.

Закон №7-ФЗ не распространяется на потребительские кооперативы. Действие статей 13 — 19, 21 — 23, 28 — 30 Закона №7-ФЗ не распространяется на религиозные организации.

Некоммерческие организации создаются для достижения определенных целей:

— в социальной сфере;

— в культурной, образовательной и научной сферах;

— для достижения управленческих целей;

— в целях охраны здоровья граждан;

— в целях развития физической культуры и спорта;

— для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

— для защиты прав и законных интересов граждан и организаций;

— для разрешения споров и конфликтов;

— для оказания юридической помощи;

— в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Правовое положение некоммерческой организации определено в статье 3 Закона №7-ФЗ:

«1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему».

общественных или религиозных организаций (объединений),

— автономных некоммерческих организаций,

— социальных, благотворительных и иных фондов,

ассоциаций и союзов,

— в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Целью данной публикации является деятельность ассоциаций и союзов.

В соответствии со статьей 121 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и статьей 11 Закона №7-ФЗ коммерческие, общественные и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации и союзы.

Коммерческие организации по договору между собой создают ассоциации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты их общих имущественных интересов.

Созданное коммерческими организациями объединение является некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, или может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или сама участвовать в таком обществе.

Общественные и некоммерческие организации, так же могут добровольно объединяться в союзы (ассоциации) этих организаций.

Ассоциации и союзы некоммерческих организаций представляют собой некоммерческую организацию.

Союз (ассоциация) общественных организаций является некоммерческой организацией.

Статья 121 ГК РФ предусматривает создание объединений в форме ассоциации или союза либо только коммерческими, либо только некоммерческими юридическими лицами. Вместе с тем одновременное участие в объединении тех и других организаций не запрещается.

Объединение обладает специальной правоспособностью, объем которой зависит от характера его участников.

Ассоциация, созданная коммерческими юридическими лицами, имеет строго определенные цели:

1) координация осуществляемой ими предпринимательской деятельности,

2) представление и защита общих имущественных интересов,

3) оказание содействия в расширении возможностей производственного и социального развития,

4) координация усилий для удовлетворения потребностей клиентов и потребителей,

5) пропаганда товаров, работ и услуг, производимых организациями-членами ассоциации,

6) увеличение прибыли организаций-членов ассоциации,

7) участие в разработке законопроектов, касающихся интересов организаций-членов ассоциации.

Если цель ассоциации (союза) коммерческих юридических лиц изменилась и возникла необходимость ведения предпринимательской деятельности, объединение должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество.

При этом, участниками хозяйственного общества или товарищества становятся члены ассоциации. Данная реорганизация производится с соблюдением статьи 57 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 57 ГК РФ предусмотрено, что реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в виде:

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица.

С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Порядок регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации юридического лица предусмотрен Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон №129-ФЗ).

Обратите внимание, в случае если получен окончательный отказ в регистрации (если он не оспорен или подтвержден судебным решением) вновь возникшего юридического лица, реорганизация считается не состоявшейся.

Ассоциация (союз) вправе учредить хозяйственное общество либо принять участие в его создании совместно с другими лицами. Прибыль, полученная ассоциацией (союзом) от предпринимательской деятельности учрежденных хозяйственных обществ, не распределяется между ее участниками, а направляется на реализацию уставных целей и задач.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза), напротив, несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее в учредительных документах.

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с обязательным включением слов «ассоциация» или «союз».

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Обратите внимание, членами ассоциаций (союзов) могут быть только юридические лица. Закон №7-ФЗ предоставляет членам ассоциаций (союзов) право безвозмездно пользоваться услугами объединений. Дело в том, что содержание предоставляемых услуг определяется целями и задачами, которые поставлены перед объединением создавшими его юридическими лицами. В основном — это услуги управленческого, консультативного, организационного, юридического характера. Именно для получения такого рода услуг образовываются ассоциации и союзы, деятельность которых финансируется за счет имущественных взносов участников.

В связи с этим под безвозмездным оказанием услуг следует понимать безвозмездность конкретной услуги, которая, в конечном счете, оплачена имущественным взносом члена объединения.

Следует также иметь в виду, что получение конкретной услуги не оформляется возмездным гражданско-правовым договором (например, договором о возмездном оказании услуг), а непосредственно вытекает из прав члена объединения, предусмотренных учредительными документами.

Члены ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. Это делается для того, чтобы не было причинено вреда другим членам объединения. Кроме этого, член ассоциации (союза), добровольно вышедший из объединения, несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.

Читайте также:  Разработка урока как открыть свое дело

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Ассоциация может быть создана в результате ее учреждения.

Учредительными документами для ассоциации и союза являются:

— учредительный договор, заключенный их членами,

— устав, утвержденный их членами.

Учредительный договор является многосторонним гражданско-правовым договором. Согласно статье 154 ГК РФ для заключения многостороннего договора необходимо соглашение трех или более сторон. Однако, не исключено заключение учредительного договора и в виде двустороннего договора, если число учредителей ограничено двумя.

Учредительный договор заключается в письменной форме в виде единого документа, подписанного всеми учредителями.

Члены ассоциации или союза должны также утвердить устав объединения. По своей правовой природе устав является локальным нормативным актом и обязателен не только для учредителей (членов) организации, но и для третьих лиц, которые вступают с этой организацией в гражданско-правовые отношения. Положения устава подлежат применению преимущественно перед условиями учредительного договора, если между ними имеются расхождения.

В учредительных документах ассоциации должны определяться:

— её наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,

— её место нахождения,

— порядок управления её деятельностью,

— предмет и цели её деятельности,

— сведения о филиалах и представительствах,

— права и обязанности членов,

— условия и порядок приема в члены ассоциации и выхода из нее,

— условия о составе и компетенции органов управления,

— порядок принятия решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов,

— источники формирования имущества,

— порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза),

— порядок внесения изменений в учредительные документы,

— иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и другими законами.

Изменения в устав ассоциации вносятся по решению ее высшего органа управления,

Так же, как и любая некоммерческая организация, ассоциация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом №129-ФЗ, с учетом установленного Законом №7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) ассоциации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации ассоциации осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона №129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются Правительством Российской Федерации.

Для государственной регистрации ассоциации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются, не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о её создании, следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

2) учредительные документы ассоциации в трех экземплярах;

3) решение о создании ассоциации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) сведения об учредителях в двух экземплярах;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа ассоциации, по которому осуществляется связь с ней;

7) при использовании в наименовании ассоциации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации ассоциации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации ассоциации.

Орган, принявший решение о государственной регистрации ассоциации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об ассоциации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ассоциации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация ассоциации.

За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ассоциации, взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Изменения, вносимые в сведения, указанные в пункте 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ, приобретают юридическую силу со дня их внесения в единый государственный реестр юридических лиц.

Вновь введенной статьей 23.1 Закона №7-ФЗ установлены основания, по которым может быть отказано в государственной регистрации ассоциации:

«1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;

3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего Федерального закона».

В государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть также отказано по следующим основаниям:

«В случае отказа в государственной регистрации некоммерческой организации заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации некоммерческой организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей статьи.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.

Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ».

Некоммерческая организация (в том числе и ассоциация) может быть реорганизована в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.

Реорганизация считается состоявшейся, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации.

Ассоциация или союз вправе преобразоваться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.

Какую именно организационно — правовую форму примет преобразованная ассоциация или союз во многом зависит от характера их деятельности. Если ассоциация координировала предпринимательскую деятельность своих членов, для нее целесообразнее всего будет преобразование в хозяйственное общество или товарищество. Если ассоциация (союз) оказывала консультационные услуги различного рода своим членам, правомерно ее преобразование в автономную некоммерческую организацию.

Решение о преобразовании ассоциации (союза) принимается всеми членами, заключившими договор о ее создании.

При преобразовании ассоциации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом.

Ассоциация, как и любая некоммерческая организация, может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, Законом №7-ФЗ и другими федеральными законами.

Статья 61 ГК РФ предусматривает два вида оснований и, следовательно, два порядка ликвидации юридического лица:

Читайте также:  Осуществляя свою миссию организация добивается достижения определенной цели по признаку период

Основаниями для обычного порядка ликвидации ассоциации по решению ее учредителей, участников либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, являются:

— истечение срока, на который была создана ассоциация;

— достижение цели, для которой она была создана;

— признание судом недействительной регистрации ассоциации, в связи с допущенными при ее создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Перечень оснований ликвидации юридических лиц в обычном порядке не является закрытым, поэтому их ликвидация возможна в любой момент по воле участников.

Принудительная ликвидация коммерческой организации, как и любого иного юридического лица, — это своего рода санкция за допущенные правонарушения. Она осуществляется только по решению суда.

Некоммерческая организация (в том числе и ассоциация) может быть ликвидирована по решению суда, если ей было сделано два письменных предупреждения о том, что ее действия противоречат ее уставным целям или Закону, или же имелись два представления прокурора о необходимости устранения допущенных нарушений.

Обратите внимание, статья 61 ГК РФ говорит о том, что ликвидация юридического лица по решению суда возможна также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Следовательно, нормативные акты, посвященные отдельным видам некоммерческих организаций, не могут устанавливать никаких иных оснований для принудительной ликвидации этого вида юридических лиц.

И так, заявление в суд о ликвидации ассоциации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», уполномоченным органом или его территориальным органом.

Участники ассоциации или орган, принявший решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Законом №7-ФЗ порядок и сроки ликвидации ассоциации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ассоциации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой ассоциации выступает в суде.

В соответствии со статьей 19 Закона №7-ФЗ ликвидационная комиссия обязана осуществить следующие действия:

1) поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации ассоциации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. При этом, срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации ассоциации;

2) принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации ассоциации;

3) по истечению двух месяцев со дня публикации, составить промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой ассоциации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участниками ассоциации или органом, принявшим решение о ее ликвидации;

4) если имеющихся у ликвидируемой ассоциации денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества ассоциации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

При недостаточности у ликвидируемой ассоциации средств для удовлетворения требований кредиторов участники ассоциации несут субсидиарную ответственность по её долгам;

5) осуществить выплату денежных сумм кредиторам в порядке очередности, установленной ГК РФ и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения. Исключение составляют только кредиторы пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса;

6) после завершения всех расчетов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается участниками ассоциации или органом, принявшим решение о её ликвидации.

Если при ликвидации ассоциации после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество, и если иное не установлено Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами, то это имущество направляется, в соответствии с учредительными документами ассоциации, на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

В случае, если использование имущества ликвидируемой ассоциации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация ассоциации считается завершенной после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ассоциация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, земельные участки и иное имущество.

Источниками формирования имущества ассоциаций в денежной и иных формах являются:

— регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

— добровольные имущественные взносы и пожертвования;

— другие, не запрещенные законом поступления.

Законами могут устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, так ассоциации не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, следовательно, не могут иметь в качестве источника финансирования прибыль от предпринимательской деятельности.

Порядок регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами ассоциации.

Полученная ассоциацией прибыль (невостребованная кредиторская задолженность; реализация ненужного имущества; излишки, выявленные при инвентаризации) не подлежит распределению между участниками (членами) ассоциации.

Ассоциации обычно создаются для решения управленческих и иных вопросов организаций, при этом ассоциации лишены права заниматься предпринимательской деятельностью.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления ассоциацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени ассоциации устанавливаются учредительными документами и в соответствии с Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.

Высшими органами управления ассоциации (союза) в соответствии с их учредительными документами являются общее собрание.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

Основная функция высшего органа управления ассоциации — обеспечение соблюдения ею целей, в интересах которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления ассоциации относится решение следующих вопросов:

— определение приоритетных направлений деятельности ассоциации, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана ассоциации и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств;

— участие в других организациях;

— реорганизация и ликвидация ассоциации.

Общее собрание членов ассоциации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления ассоциацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Законом №7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами.

Законом №7-ФЗ предусмотрено, что текущую руководящую деятельность ассоциации может осуществлять исполнительный орган.

Исполнительный орган в соответствии со статьей 30 Закона №7-ФЗ может быть:

— коллегиальным (правление, дирекция),

— единоличным (президент, генеральный директор).

Исполнительный орган повседневно руководит деятельностью ассоциации и подотчетен высшему органу управления.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления ассоциацией, определенную Законом №7-ФЗ, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать ассоциациям (союзам) экономическую поддержку в различных формах, в том числе:

1) предоставление в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей ассоциациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм;

2) предоставление иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

3) предоставление в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку ассоциации (союзу).

Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям (в том числе ассоциациям и союзам), а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Как любая некоммерческая организация — ассоциация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ассоциация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами.

Размеры и структура доходов ассоциации, а также сведения о размерах и составе её имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности ассоциации не могут быть предметом коммерческой тайны.

Читайте также:  Лнр как открыть чп

Ассоциация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет:

— о своей деятельности,

— о персональном составе руководящих органов,

— о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности ассоциации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

В отношении некоммерческой организации (в том числе и ассоциации) уполномоченный орган вправе:

1) запрашивать у органов ассоциации их распорядительные документы;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности ассоциации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых ассоциацией мероприятиях;

4) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности ассоциации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения ассоциацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.

Предупреждение, вынесенное ассоциации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Ассоциации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона №129-ФЗ в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Неоднократное непредставление ассоциацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Закона №7-ФЗ, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной ассоциации.

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства уполномоченный орган вправе вынести структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества некоммерческими организациями (в том числе и ассоциациями) целям, предусмотренным их учредительными документами.

Ассоциации (союзы), в случае нарушения Закона №7-ФЗ несут как административную, так и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации, введенного Федеральным законом от 13 июня 1996 года №63-ФЗ, предусматривает следующую ответственность за незаконное предпринимательство:

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается:

— штрафом в размере до трехсот тысяч рублей,

— штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет,

— обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,

— арестом на срок от четырех до шести месяцев.

То же деяние совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается:

— штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей,

— штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет,

— лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей,

— лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Уголовная ответственность наступает, если в результате незаконного предпринимательства гражданам, организациям или государству причинен крупный ущерб или это деяние сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

В примечании к статье 169 УК РФ указывается, что под крупным ущербом или крупным доходом понимается сумма, превышающая 250 000 рублей.

Если деятельность ассоциации носит общественно полезный характер, но при этом обладает всеми признаками предпринимательской, то незаконной она признается только лишь потому, что осуществляется с нарушением действующего порядка ее регистрации и лицензирования.

Общественная опасность такого предпринимательства заключается в потере государственного контроля над ним.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, введены Федеральным законом от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ, также предусматривает ответственность за незаконные занятия предпринимательской деятельностью.

Так, если ассоциация (союз) вопреки запрету осуществляет предпринимательскую деятельность, то эти деяния могут подпадать под действия статей 14.1 и 14.25 Кодекса об административных правонарушениях:

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности».

3. Непредоставление, или несвоевременное предоставление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое предоставление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

4. Предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет».

Более подробно с вопросами, касающимися деятельности ассоциаций и союзов, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ассоциации и союзы»

Источник

Adblock
detector