Самоанализ учебной деятельности
материал на тему
Мои творческие достижения и успехи за последние 5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_tvorch_raboty_glv.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной деятельности.
В данном общеобразовательном учреждении в должности учителя начальных классов осуществляется моя педагогическая деятельность с 1998 года, общий трудовой стаж составляет 20 лет. По специальности учитель начальных классов проработала 20 лет.
Работаю в малокомплектной начальной школе. Учебная нагрузка в этом году составляет в 1 классе 21 час, а в 3 классе 21 час. Веду класс комплект. В 2013 году прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности. 2018 году прошла на первую квалификационную категорию.
Моя творческая тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе».
Большинство учёных, педагогов, методистов, изучая роль школы в обучении и воспитании подрастающего поколения, отмечают, что главную роль в этом процессе играет начальная школа. Здесь ребёнок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чём заключается эта роль? В свете новых требований – научить ребёнка учить себя. Почему одни дети учатся с желанием, а другие — приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие на уроке — думают о чём- то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответы на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне иные принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов я часто задавала себе. Ответ нашла сейчас, начав заниматься новой темой для самообразования: это – несформированность универсальных учебных действий.
Система универсальных учебных действий (УУД) прописано во ФГОС 2 поколения для начальной школы. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования. Изучив материалы ФГОС, опыт коллег, методические материалы, я решила работать над данной темой.
2011 году прошла обучение в Горно — Алтайском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования РА по теме «Реализация ФГОС начального образования».
В 2015 году прошла обучение в Горно — Алтайском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования РА по теме «Методика использования информационных технологий в начальной школе в условия реализации ФГОС НОО»
Работу я разделила на этапы.
Провела диагностику сформированности УУД обучающихся. Как известно, УУД делятся на 4 группы: регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные. Для определения уровня сформированности УУД каждой группы использовала различные методики, их можно взять из опыта работы коллег в методических изданиях и в Интернете.
2. Теоретический.
Формирование УУД должно проходить в соответствии с программой.
На основании результатов диагностики я составила программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесса развития личности.
3. Практический. Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования УУД на всех этапах работы. Вот некоторые из них: Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы своих знаний и незнаний.
2. Часто на уроках дети, работая в парах или группах, получают контрольные или маршрутные листы. На этих листах они составляют план работы над темой и контролируют свою работу самостоятельно.
3. При выполнении индивидуальных заданий дети выполняют шкалирование. Прочитав задание, ребята анализируют его и чертят на полях в тетрадях отрезки, соответствующие количеству заданий. Выполняя поэтапно задания, они крестиком отмечают выполненные. Здесь сразу формируются несколько УУД: планирование, самооценка, самоконтроль – регулятивные; использование знаково-символических средств, осуществление анализа задания — познавательные. Важно, чтобы учитель, проверяя работу, показал своё отношение к шкалированию ученика: можно обвести кружком крестик в правильном задании и зачеркнуть в неправильном, или придумать другие знаки, договорившись об этом с классом.
4. Шкалирование я применяю и при самооценке работ учащихся.
5. При изучении нового материала выполняем прогностическую оценку. После того, как ребята познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении.
6. На уроке учащиеся самостоятельно контролируют свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимноконтролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Это работа в парах или группах временного и постоянного состава. Данный вид организации работы имеет большое значение на уроке.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Для данных видов работы ребята выработали свои правила.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою
Работа над проектами.
Творческие задания на уроках.
Ребята очень любят эти задания. Творчество их безгранично. Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
В конце урока обязательно проводится рефлексия.
Каждый ребёнок даёт итоговую оценку своей работы.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
Выбрать из нового главное и приемлемое для себя, научиться и научить пользоваться новыми технологиями, но не растерять самое главное и лучшее, что было в старой школе – вот задача современного творчески работающего учителя.
Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
Развивается умение работать в парах и группах:
— учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
— стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
Учимся использовать знаково-символические средства. Дети заинтересовались этой работой, проявляют творчество. Урок проходит продуктивно и интересно.
На уроках часто обсуждаем вопросы, в результате ответов на которые выясняется внутренняя позиция ученика, личностная мотивация его учебной деятельности. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Раздел 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ за последние 5 лет.
1.1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам внутреннего и внешнего мониторингов.
За время своей работы дети с интересом посещают мои занятия. При этом наблюдается стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, это подтверждает итоги внутреннего и внешнего мониторинга. Для исследования стабильности положительной динамики взяты результаты итоговых контрольных работ за 4 класс. Выпускники 4 класса 2014-2015 учебного года хорошо справились с экзаменационными работами за курс начальной школы. (Приложение 1).
2014 -2015 учебном году у меня был сдвоенный класс 1, 4. В 1 классе было 4 обучающихся, в 4 классе 9 обучающихся. Времени при сдвоенных классах всегда не хватает, поэтому много занятий проводила внеурочное время. На уроках проводилась самостоятельная работа по теме урока. В этом году мои бывшие первоклассники в 4классе. Качество знаний за последние пять лет стабильное, заметно повышение. Для примера я взяла качество знаний выпускников 4 класса 2014-2015 гг.
У моих выпускников 2015 года проводился мониторинг по трём предметам, все они прекрасно справились. Сейчас у меня новый набор обучающихся 2 и 4 класс, второй класс только с 3 четверти оценивается. У учащихся 2 класса хорошая техника чтения, все справляются с контрольными работами.
В этом учебном году в октябре месяце во 2 классе проводился ВПР по русскому языку. ВПР выполнили два ученика на «5», шесть учеников на «4» (Приложение 1)
1.2.Наличие обучающихся, принимающихся участие во Всероссийских предметных олимпиадах разных уровней.
Всероссийская предметная олимпиада проводится в четвёртых классах. Мои обучающиеся в четвёртых классах участвуют в предметных олимпиадах и занимают призовые места. Учащиеся хорошо справляются со Всероссийскими предметными олимпиадами школьного уровня. ( Приложение 1)
Общественное признание учебных результатов (наличие грамот от органов власти за высокие достижения в подготовке обучающихся)
« Показатель результативности». (Приложение 2)
Раздел 2 Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
2.1. Организация работы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности.
В рамках месячника начальных классов организовываю различные конкурсы, викторины, утренники, вечера. Провожу викторины по сказкам, пословицам, загадкам и т.д. Участвуем во всех общешкольных конкурсах: рисунков, стенгазет, «Лучший чтец», «Мой любимый поэт». В мероприятиях, посвященных к праздничным датам, готовим номера художественной самодеятельности. Регулярно участвуем на выставке детского технического творчества и декоративно-прикладного искусства «Наследие предков сохраним и приумножим». Мой класс участвует в конкурсе «Ученик года» школьного уровня и районного. В этом году провела утренник «Твоё Отечество», «Осенний бал», «День пожилых», 2016-2017 учебном году провела общешкольные мероприятия «День Знаний», «День Матери», «А, ну-ка, мальчики» Во внеурочное время любим ходить на экскурсии, в походы по окрестным местам (поднимаемся на горы, рассказываю о происхождении названий гор, ходим на реку Байгол, рассказываю об истории села )
В этом учебном году побывали на Телецком озере, в 2015 году на озере Ая, Манжерок. В 2016 году посетили национальный музей Республики Алтай им. А.В.Анохина. Учащиеся участвуют в спортивных мероприятиях, занимают призовые места. Проводим конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья», учащимся этот конкурс нравится.Участвуем в спортивной игре «Зарница» (Приложение 8)
В этом году веду «Хореографический »кружок 1 час в неделю. Занятия посещают 10 детей 7-10 летнего возраста. Им очень нравятся занятия и с удовольствием посещают её. Хореографическими номерами выступаем на концертах, общешкольных мероприятиях.
Вот уже несколько лет вела кружок для подготовительного класса «Скоро в школу»
В нашем селе нет детского сада, поэтому многие дети приходят в школу неподготовленные: не могут держать ручку в руках, не знают буквы, не то чтобы читать.
В этом учебном году выделили для подготовительного класса 20 часов и отдельного педагога, а до этого 5 часов выделяли. Занятия посещали 12 детей 5-6 летнего возраста. Им очень нравились занятия и с удовольствием посещали. (Приложение 7).
Обучающиеся с интересом посещают внеурочные мероприятия, результат их деятельности можно посмотреть в (Приложении 8 )
2.2. Достижения (призовые места) в спортивных соревнованиях, конкурсах, интеллектуальных турах, творческих, проектных конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях, турнирах, олимпиадах разного уровня.
— Обучающихся занимают призовые места школьного уровня: в спортивных соревнованиях «Лыжные гонки», конкурсах «Ученик года», интеллектуальных турах «Осенний бал», творческих «Живая классика», проектных конкурсах «Наше родословие» (Приложение 3).
-Обучающие занимают призовые места муниципального уровня: в фестивалях детских театрализованных постановок «Театр на школьной сцене», принимают участие в детско-юношеском фольклорном фестивале-конкурсе «Золотые Россыпи», выставках детского художественного творчества «Наследие предков сохраним и преумножим» (Приложение 3,5) .
-Обучающиеся принимают участие регионального уровня выставках детского художественного творчества «Наследие предков сохраним и преумножим». (Приложение 3)
Раздел 3. Результаты создания учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
3.1. Участие педагога и обучающихся в социальных программах, проектах, акциях, форумах; взаимодействие с властными и общественными структурами.
Создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная программа называется «Семья». По этой программе я работаю в течение 4 лет. Задачи этой программы: оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника; учить заботиться друг о друге; предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, их активного вовлечения в организацию и проведения дел. Ожидаемые результаты: будет наблюдаться положительная динамика воспитанности личности; вырастет число школьников, принимающих активное участие в мероприятиях школы, района, смотрах, конкурсах, выставках. Девиз нашего класса: «Один за всех и все за одного». Обучающиеся помогают друг другу во всём. (Приложение 7, 8,9).
В классе у нас распределены обязанности эти обязанности положительно влияют на их социальный опыт.
Обучающиеся знают свои обязанности и выполняют их старательно. Эти обязанности дают детям социальный опыт, кто интересуется медициной, тот просится быть санитаром класса, те кто больше заинтересован организаторскими способностями, являются активом класса.
Наш 2, 4 класс участвует в различных акциях, проводимых в селе, школе. Там мы всегда участвуем при посадке цветов и деревьев на пришкольном участке, возле памятника, посвященного ВОВ. Участвовали в акции « Я — хозяин моего села», где мы чистили прибрежные территории.
Участие в социальной — направленной деятельности, как помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам.
«День пожилого человека»- это традиционное мероприятие нашей школы. В этот день приглашаем старейших жителей села. Обучающиеся им дарят подарки, «сделанные своими руками» и показывают праздничный концерт. (Приложение 7)
А также участвуем во всероссийской акции «Спасибо деду за победу!». (Приложение 7)
Взаимодействие с местными властными структурами и общественными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
Мы живём в одном из красивейших мест в Республике Алтай, поэтому хотим, чтобы и наше село было красивым и чистым. Для этого проводятся субботники для уборки территории села, школы, и т.д. Облагораживаем село красивыми цветами возле школы, клуба, памятника.
Участвовали сама и обучающиеся в мероприятиях на празднике «День коренных малочисленных народов мира» регионального уровня (Приложение 2).
Мой класс участвует в программе «Российское движение школьников»
Раздел 4.Результаты использования современных образовательных технологий.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий.
4.1. Результативность использования современных образовательных технологий в образовательном процессе.
Из инновационных технологий в образовательном процессе применяю информационно-коммуникативные, технологию разноуровневого обучения и здоровьесберегающие технологии. Наиболее часто применяю проектное обучение. Под проектом понимается завершённая исследовательская работа, соответствующая уровню подготовки и возрастным возможностям ученика. Проектное обучение способствует ученику под руководством учителя или самостоятельно получать информацию не только из учебника, но также из дополнительных источников, таких как интернет, информаторы, научная литература. Много проектов выполняем в начальных классах по окружающему миру. Свои проекты учащиеся защищают на уроках, им очень нравится результат своей работы.
4.2.Применение здоровьесберегающих технологий и их результативность.
«В здоровом теле – здоровый дух». Все мы хотим, чтобы учащиеся были крепкими, здоровыми, поэтому необходимо использование здовьесберегающих технологий. На уроке слежу за посадкой учащихся, психологическим климатом класса, на каждом уроке провожу физкультминутки. Контролирую гигиенические условия в классе, проветриваю на переменах кабинет, слежу за питанием в столовой, за чередование учебной деятельности. (Приложение №9)
4.3. Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов (авторских, заимствованных), контрольно-измерительных материалов .
Часто провожу самостоятельные работы, которые направлены на изучение новой темы, закрепление изучаемого материала и на проверку освоенных знаний и умений. Перед выполнением любой работы знакомлю детей с критериями оценивания результата. Все карточки, схемы и тестирования разрабатываются в компьютерном варианте. По каждому предмету имеется систематизированный материал, который пополняется из года в год. Тематически, поурочные, воспитательные планирования, рабочие программы имеются в компьютерном варианте. На уроках использую презентации, электронное приложение к учебникам математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
Раздел 5.Результаты методической системы учителя.
5.1. Активное участие в работе профессиональных сообществ.
Веду активное участие в работе профессиональных сообществ. Несколько лет подряд являлась председателем МОУ начальных классов в школе. На заседаниях делюсь собственным опытом, методикой преподавания в начальных классах. В 2014 году приняла участие в методическом дне в МОУ «Турочакская СОШ»
Имею наличие собственной методической системы апробированной в профессиональном сообществе.
5.2. Наличие научно – методических публикаций, отражающих отдельные элементы методической системы педагога.
В этом году в районной газете «Исток» вышла моя статья «Ему бы исполнилось 80 » ( Приложение 6)
5.3. Систематическая работа по транслированию опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе инновационной и экспериментальной в форме мастер-классов, семинаров, выступлений на научно-практических конференциях, методических выставках, проведения занятий (уроков) на курсах повышения квалификации) и (или) через Интернет( персональный сайт, форум и др.)
Оказываю методическую помощь молодым учителям, практикантам с педагогического колледжа. Мои коллеги используют на уроках отдельные элементы моей методической системы.
Участвовала в обучающих семинарах в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и Республики Алтай.
Ежегодно участвую в районных августовских конференциях, принимаю участие в работе Методической секции учителей начальных классов, в организации и проведении выездных заседаний РМО учителей алтайского языка и литературы Турочакского района , (Приложение 5)
В 2017 году выступила на конференции в районном методическом объединении учителей начальных классов по теме «Использование регионального компонента на уроках начальных классов», участвовала в методической выставке: «Современный урок». При проведении месячника начальных классов провожу открытые уроки по инновационным технологиям.
5.4.Участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
Участвую в районных профессиональных конкурсах: мастер-классах, «круглых столах», спортивных соревнованиях, КВН между учителями района. (Приложение 5)
Участвую в заочном конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок».
5.5. Результаты участия педагога в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса (Рабочие программы учебных предметов и внеурочной деятельности, элективных курсов, спецкурсов, курсов предпрофильной и профильной подготовки)
Участвую в разработке рабочих программ учебных предметов и внеурочной деятельности. Сама разрабатывала программу кружка «Скоро в школу» для подготовительного класса, а также «Хореографический» кружок, разработав программы размещаю в интернет, через персональный сайт.
Раздел 6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
6.1. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования
Своевременное повышение квалификации.
В межаттестационный период постоянно повышаю уровень квалификации.
Сведения о повышении квалификации: Семинар «Использование интерактивной доски в учебном процессе», Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай», в объёме 8 часов,2013 г.
Курсы Удостоверение о повышении квалификации в БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РА» по теме « Методика использования информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО» в объеме 48 часов 14.02.2015год
Курсы Справка о повышении квалификации в Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования РА «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» по теме «Проектирование учебной деятельности на основе формирующего оценивания» в объеме 72 часа. 26.01.2018г. (Приложение 4)
Успешно защитила итоговые работы, подготовленные в рамках курсов ПК.
Источник