Анализ своей педагогической деятельности практиканта

Отчет о педагогической практике
материал на тему

Скачать:

Вложение Размер
otchet_o_pedagogicheskoy_praktike.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о педагогической практике

В период с 17 февраля по 16 марта 2014 года я проходила педагогическую практику на базе МОУ «Дальнинская СОШ».

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики присутствуют 5 компьютеров и 1 ноутбук, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

— закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;

— получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;

— развитие собственных педагогических способностей;

— овладение современными технологиями обучения и воспитания;

— освоение методик преподавания информатики используемых в учебном процессе;

-научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся;

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников. Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя – это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя. Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

В процессе проведения совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход, и, в большинстве случаев, мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков, я отметила для себя, что очень важно следить за грамотностью своей речи, не допускать слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т.е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым к различного рода непредвиденным обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов при подготовке учебного материала.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Источник

Анализ собственно стиля педагогической деятельности практиканта.

Во время самостоятельной подготовки к проведению занятий мною был выбран эмоционально–методический стиль (ЭМС) педагогического общения. Данный стиль был определен при помощи применения опросника для анализа преподавателем индивидуального стиля педагогической деятельности, который представлен в учебно-методическом пособии «Учебная практика в школе».

Он характеризуется ориентацией на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокую оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Преподаватель, придерживающийся данного стиля, как правило, планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого преподавателя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на занятии, практикует коллективное обсуждение. Он стремится активизировать студентов не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

В действительности, цель лекций и семинаров, проводимых мною, была проста – дать как можно больше качественных и прочных знаний по предмету. На мой взгляд, наиболее удачными союзниками в этом были примеры, приводимые из жизни.

Ни одна лекция не обходилась без вопросов в аудиторию, конкретных примеров и вступления в диалог со студентами. Мне кажется, именно дискуссия может открыть потенциал каждого отдельного студента, помочь ему разобраться в непонятом материале, сформировать дружеские отношения в коллективе. Более того, я считаю, что социолог обязан уметь выстраивать свои мысли в логически связанную речевую цепочку. И научиться этому можно в ходе группового обсуждения. Социолог должен уметь аргументировать свою позицию и отстаивать точку зрения, которой он придерживается, а тренировкой этому служат коллективные дискуссии.

По окончании практики я попросила студентов анонимно написать отзыв о том, как мною были прочитаны лекции: что понравилось, что нет. И больше всего студентам понравилась как раз информативность лекций и интересная их интерпретация (с приведением примеров, которые лучше помогали понять суть объясняемой информации).

Явных трудностей в общении со студентами не возникло. В общем и целом отмечался благоприятный психологический климат, сложившийся в аудитории.

Общие выводы по практике.

За время прохождения практики я овладела техникой и методикой преподавания в вузе, продемонстрировав достаточно высокий уровень развития педагогических навыков. Изучила основные цели и задачи организации учебно-воспитательной деятельности. Ознакомилась с основными положениями Концепции воспитания обучающихся в Воронежском Государственном Университете. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Посетила занятия, проводимые другими студентами-практикантами.

Педагогическая практика играет огромную роль в становлении студента как преподавателя вуза. Она развивает самостоятельность и ответственность.

На мой взгляд, педагогическая практика на пятом курсе проходит более осознанно. Во-первых, потому что уже есть опыт данного вида деятельности, а во-вторых, потому что к пятому курсу студент-практикант становится действительно взрослым человеком.

Данная педагогическая практика помогла мне вырасти как личности, стать более ответственной. Более того, я сама узнала много нового (из ответов студентов на семинаре), научилась лучше разбираться во внутригрупповых отношениях.

Безусловно, были и сложности. Однако, на мой взгляд, не настолько серьезные, чтобы отчаиваться. В результате, за время практики я развила в себе такие качества, как организованность, быстрота реакции и умение выходить даже из сложных ситуаций.

Источник

Педагогическая практика

Для студентов высших учебных заведений и колледжей данный образовательный процесс примерно одинаков как на втором, так и на третьем и четвертом годах обучения. Усложняются темы исследований, количество проводимых часов на предприятии, объемы итоговых студенческих работ.

Однако как педагогическая практика отличается от других, так она и имеет много общего с ними.

[10 примеров] Образцы отчетов по педагогической практике 2021 года

Содержание практики

В зависимости от направления подготовки студенты распределяются по детским садам, школа, специализированным образовательным учреждениям для прохождения педагогической практики.

Как уже говорилось ранее, для будущих педагогов данный подвид практики устраивается как после второго, так и после третьего курса обучения. В исключительных случаях студенты отправляются на предприятие и после первого курса обучения, однако данная практика имеет иное название – практика по получению первичных профессиональных навыков.

Практика – направленный на личное исследование образовательный процесс. Но для педагогической практики такой опыт играет очень важную роль. Ведь в будущем, студенты будут иметь дело с детьми и подростками, а потому любое рабочее взаимодействие в данный период обучения под присмотром двух руководителей является неоценимым опытом.

В качестве подопытных, студент выбирает контрольную группу детей, к которой он был приставлен. Зачастую вопрос исследования связан с методиками развития определенной категории детей. Исследование происходит в три этапа: начальные показания, проведение исследования и конечные показания. На основе всех этих данных делается вывод, и даются практические рекомендации.

Длительность практики в данном случае зависит от курса обучения студента. Таким образом, те, кто отправляется на педагогическую практику после второго курса обучения, проходят ее в течение 2,5 недель, а те, кто после третьего – 3-3,5 недели. В данные временные рамки студент должен уложиться с проведением исследования, написанием отчета, подготовкой и оформлением всех документов.

Каждая практика включает в себя:

  1. Этап подготовки. Длится примерно 20-30 часов. В это время обучающийся получает методические рекомендации и индивидуальное задание, знакомится с правилами ГОСТа. Проводится распределение на предприятия, знакомство с его структурой и персоналом.
  2. Основной этап. Длится 60-70 часов. Это время полностью посвящено организации, личному исследованию, анализу и структурированию собранных данных и информации, проводятся необходимые расчеты. Готовится черновой вариант отчета по педагогической практике.
  3. Заключительный этап. Длится от 22 и более часов. В данный этап входит время на заключительные поправки отчета, студентом завершаются все возложенные на него дела и обязанности, подготавливаются все обязательные документы, итоговая работа сдается на выпускающую кафедру и после проверки нормоконтроля, защищается.

Структура отчета по практике

Как уже говорилось ранее, любая практика оценивается по итоговой работе, которая составляется на основе личного исследования студента, – отчете. Данный документ содержит в себе теоретическую, аналитическую и практическую информацию, которая касается организации, где проходилась практика, о группе, подвергшейся исследование, подробные данные об используемых методиках. Работа должна быть написана в соответствие с методическими рекомендациями и требованиями ГОСТа.

В зависимости от вида практики, меняется и объем отчета по ней. Таким образом:

  • Отчет по ознакомительной педагогической практике составляет примерно 25-30 страниц
  • Отчет по производственной педагогической практике составляет примерно 35-40 страниц

Структура отчета по практике составляется шаблонно для всех направлений в высшем учебном заведении, опираясь на методические рекомендации и общие требования ГОСТа. Для студентов педагогического направления она примерно следующая:

  1. Титульный лист
  2. Индивидуальное задание
  3. Содержание
  4. Введение
  5. Теоретическая часть
  6. Аналитическая часть
  7. Практическая часть
  8. Заключение
  9. Список литературы
  10. Приложения
  11. Характеристика

В выше представленной структуре были отображены некоторые обязательные документы, которые не входят в сам отчет по практике, но их следует обязательно приложить к данной студенческой работе при е сдаче на выпускающую кафедру и защите. Речь идет о характеристике, дневнике практики и рабочей тетради. Высшим учебным заведением самостоятельно указывается собственный перечень обязательных документов в соответствие с ГОСТом и направлениями подготовки.

Характеристику составляет руководитель практики от предприятия, заверяя ее личной подписью и печатью организации. Дневник составляется студентом в соответствие с программой практики и заверяется руководителем практики от предприятия. Рабочая тетрадь, как и дневник ведется на протяжении всей практики и содержит имена и личные наблюдения студента о подопечных, а также результаты личного исследования.

Введение к отчету по педагогической практике

Основная задача введения по педагогической практике – тезисно представить читателю суть предстоящей работы. Особенность педагогической практики состоит в том, что будущие преподаватели и воспитатели внедряют те или иные программы обучения и физической подготовки в школах и детских садах. А потому во введении должна быть отражена следующая информация:

  1. Цели работы;
  2. Задачи работы;
  3. Актуальность работы;
  4. Объект исследования;
  5. Предмет исследования;
  6. Место прохождения практики;
  7. Краткое описание проблемы и организации;
  8. Исходные данные, с которыми работал студент;
  9. Сроки прохождения практики.

Заключение к отчету по педагогической практике

Как говорилось ранее, педагогическая практика основывается на непосредственной работе с подопечными и личным исследованием студента. А потому данный раздел не менее важен, чем введение. Заключение должно отражать результаты исследования, достижение тех или иных поставленных в самом начале целей и задач. Так же тезисно отражается суть проделанной работы. Последний раздел отчета по практике должен включать в себя:

  • Краткие выводы по каждому разделу работы;
  • Информацию по достижению целей и задач практики;
  • Исходные и конечные данные исследования.

Предыдущая

Источник

Читайте также:  Бизнес идеи стратегическое планирование
Оцените статью