Меню

Анализ своей деятельности по психологическому сопровождению детей

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

Светлана Садовщикова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный — сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования?»были получены следующие результаты:

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию психолого – педагогического сопровождения, направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенкав процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

• Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.

• Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ — создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

— охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

— формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

— обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются:

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

Читайте также:  Открыть свой бизнес инвестиции

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка,где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который заполняется в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка», где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка, адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Читайте также:  Открыть свой бизнес ветеринарная клиник

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Результаты работы психолого-педагогического сопровождения свидетельствует о том, что значительно изменился уровень личностного, интеллектуального развития детей, возросло количество родителей, заинтересованных быть активными партнёрами в реализации задач ДОУ, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Но самое главное, на наш взгляд, благодаря системе профессиональной деятельности коллектива, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей в ситуациях педагогического взаимодействия, изменился сам подход к ребёнку, не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Консультация для педагогов: Отличительные особенности: Федеральный закон «Об образовании в РФ» Новый закон «Об образовании РФ» Консультация для педагогов: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» НОВЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Презентация к родительскому собранию «О вступлении в силу с 01.09.2013 нового «Закона об образовании» Родительское собрание с повесткой дня: 1. Изменения в законодательную базу дошкольного учреждения. Рассмотрены изменения в «Закон об образовании.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, Отчет
учебно-методический материал на тему

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_psih-ped._sopro_v_uvp.doc 200.5 КБ

Предварительный просмотр:

в учебно-воспитательном процессе.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, а именно: создание условий для формирования жизнеспособного человека с учетом его индивидуальных, половозрастных и других особенностей.

  1. Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
  2. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
  3. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.
  4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
  5. содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе.
  6. содействие формированию у детей способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;
  7. содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, построения карьеры, достижения успеха в жизни.

В рамках основной деятельности ведется работа над такой проблемой, как

«Работа педагога-психолога в процессе саморазвития и самореализации личности учащихся и педагогов».

Работа педагога-психолога осуществляется в трех основных направлениях.

Первое направление — работа с учащимися.

Здесь реализуются следующие виды деятельности :

  • психолого-педагогическая диагностика
  • консультативная работа
  • психологическое обучение и воспитание
  • коррекционно-развивающая работа.

В рамках этих видов деятельности осуществляются следующие:

Определение готовности к обучению в школе.

Цель: изучение личностно – эмоциональной сферы (мотивации и степени эмоционального благополучия первоклассников).

В ходе исследования были получены следующие результаты: готовы к школьному обучению 57% первоклассников, условно готовы – 24% , не готовы 19%

Сравнительный анализ результатов исследования учащихся первых классов поступивших в школу в2009 и в 2010 году.

Как видно из рисунка, более половины детей, поступивших в школу в 2009 году – готовы к обучению в школе. Количество учащихся, готовых к обучению в школе, поступивших в 2010 году, снизилось.

Определение степени адаптации учащихся1-х классов

Сравнительный анализ результатов исследования учащихся первых классов поступивших в школу в2009 и в 2010 году.

Как видно из рисунка, количество учащихся адаптированных к обучению в школе также снизилось.

По результатам обследования формируется группа для организации коррекционно — развивающих занятий.

Вся деятельность по психологическому сопровождению на начальном этапе обучения осуществляется в несколько этапов:

  • Определение уровня готовности к школьному обучению и степени адаптации к школе.
  • Коррекционные и развивающие занятия.
  • Повторная диагностика (определение наличного уровня; определение эффективности психокоррекционных мероприятий).

Выявление особенностей познавательной сферы учащихся 2-х классов.

Данный вид работы также проводится в несколько этапов:

внимание (устойчивость, концентрация, объем),

память (объем, типы памяти),

мышление (словесно-логическое, математическое)

  • По результатам диагностики составлена психокоррекционная программа с целью развития познавательных способностей учащихся. ( Психокоррекционная программа «Развивающие задания»).
  • Вторичная диагностика с целью проверки эффективности психокоррекционных мероприятий.

Сопоставление результатов срезов показало, что, в течение года результаты улучшились, уровень развития познавательных процессов, в среднем по классу, повысился.

Определение уровня интеллектуальной и психологической готовности школьников к переходу из младшего звена в среднее

70% учащихся показали высокий уровень готовности, средний уровень — у 23%, низкий — у 7% учащихся.

По результатам диагностик с учащимися начального звена реализуются следующие программы коррекции и развития:

  • Программа «Введение в школьную жизнь» (обеспечение успешности адаптации к школьному обучению).
  • Программа развития учебно-познавательных мотивов младших школьников. Цель: формирование учебно-познавательных мотивов учащихся, формирование потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
  • Программа по коррекции эмоционально-волевой сферы «Жизненные навыки».
  • Программа коррекции и развития познавательных процессов «Развивающие задания».

Определение степени адаптации школьников к обучению в среднем звене (5-6 классы).

Цель: определение уровня тревожности в конкретных сферах внутришкольных отношений.

Степень адаптации оценивается по следующим параметрам:

  • общая тревожность в школе
  • переживание социального стресса
  • страх самовыражения
  • страх ситуации проверки знаний
  • страх несоответствия ожиданиям окружающих
  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
  • проблемы и страхи в отношении с учителями.

Проанализировав результаты исследования были получены следующие данные: общая тревожность в школе – повышенная — 28%, высокая – 24%; переживание социального стресса: повышенное – 10%, высокое – 14%; страх самовыражения: повышенный – 20%, высокий – 24%; страх ситуации проверки знаний: повышенный – 14%, высокий – 48%; страх несоответствия ожиданиям окружающих: повышенный – 20%, высокий – 28%; низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: повышенная – 10%, высокая – 28%; проблемы и страхи в отношении с учителями: повыш. – 9%, выс. – 20%; выводы: неустойчивое эмоциональное состояние – 52%; проблемы в развитии социальных контактов – 24%; неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижениях высокого результата – 14%; негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей – 48%; негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно – публичной, знаний, достижений, возможностей – 62%; ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок – 48%; особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды – 38%; общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения – 29%. Исходя из полученных данных была составлена программа занятий «Эмоционально- волевая сфера» и «Познавательные процессы». Результаты диагностического исследования сообщены на родительском собрании.

Источник

Adblock
detector