Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности
Вера Чигряй
Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности
Консультация для педагогов
Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности»
Все в нашей жизни имеет начало и конец.
А конец – это снова начало чего-либо.
Деятельность любого ДОО тоже имеет начало и конец. Началом деятельности в ДОО является годовой план, а концом – анализ проделанной работы (самоанализ годового плана). Чтобы успешно включить подрастающее поколение в жизнь нашего общества необходимо целенаправленно воспитывать, обучать его, формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребенка с самого раннего возраста. Роль воспитателя, зависимость от его качества работы, от уровня сформированности его профессиональных умений, очень велика. Педагогический процесс всегда растянут на длительное время, требует множества связанных в единую систему педагогических воздействий. Это диктует необходимость его планирования. От того, как педагог построит свою модель будущего педагогического воздействия (план работы, во многом зависит его успех.
Планирование — это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль.
В свою очередь, планированию предшествует всесторонний анализ состояния воспитательно – образовательной работы в ДОО, т. е. выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период (педагогический анализ).
Анализ (с греческого «разложение, расчленение») – процедура мыслительного разложения целого на части помогает выявить все недостатки и достоинства существующей системы, чтобы в дальнейшем улучшить ее состояние.
Анализ всех сторон жизни деятельности ДОО (программы, кадры, материально-техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей и другое) помогает написанию реального годового плана. Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы проводить контроль, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу.
Контроль — специфический вид деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса (Ю. А. Конаржевский). Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания.
Содержание педагогического анализа
Педагогический анализ внешне менее эффективен, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.
Цель педагогического анализа заключается в раскрытии причин положительных или отрицательных явлений педагогического процесса с целью влияния на них. Необходимость анализа
В любой области деятельности человека возникает необходимость в сборе, сортировке, обработке поступающей информации и последующем ее анализе с целью прогнозирования ситуации и принятия на основе этого решений. Поэтому проводится аналитическая работа, которая подразумевает некоторый творческий потенциал человека.
Умением анализировать информацию должен обладать каждый человек. Анализ информации необходим для ее адекватной оценки и подготовки принятия решений. В аналитической работе используется своя методология, основанная на законах диалектики и формальной логики, в ней применяются общенаучные методы исследования и методы статистического анализа.
Такой специальности, как «аналитик» не существует, но вы всегда можете заниматься аналитической работой.
В чем заключается аналитическая деятельность педагога?
Аналитическая деятельность педагога
Педагог должен не только владеть знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогическую ситуацию. Аналитическая деятельность пронизывает все фазы деятельности педагога и является основой принятия решений, планирование деятельности, прогнозирования и коррекции, реализации воспитательного и образовательного процесса. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск наиболее новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача содержания образования.
Задача педагога: Спланировать свою работу и создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого ребенка, всего детского коллектива.
Планирование осуществляется на аналитической основе:
• анализ внешней среды ДОО (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, областного, районного, уровней);
• анализ состояния ДОО (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими общеобразовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
• цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Возникает вопрос: соответствует ли деятельность педагогов по созданию условий, комфортного пребывания детей в ДОО и развитию личности каждого ребенка в детском саду требования программы дошкольного образования? Найти ответ на этот вопрос, а также, определить пути улучшения воспитательно – образовательного процесса позволяет ежегодный педагогический анализ результативности работы ДОО, который направлен на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших уровень воспитательно – образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОО. Фактически выполнение годового плана в целом зависит от понимания каждым сотрудником его роли в реализации плана. Именно поэтому, многие педагогические коллективы стремятся не только качественно его разработать и выполнить, но и найти эффективные способы анализа его реализации.
Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической.
Аналитическая информация о педагогической деятельности Аналитическая информация по реализации задач 2014 – 2015 учебного года воспитателя Хорьковой Оксаны Николаевны. Образование: среднее.
Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностики речевого развития детей Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностике речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей.
Аналитическая справка об участии педагога в инновационной деятельности различных уровней Аналитическая справка об участии педагога в инновационной деятельности различных уровней. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения,.
Театрализованная деятельность как условие формирования душевного и социального здоровья дошкольников Театрализованная деятельность как условие формирования душевного и социального здоровья дошкольников Наумова Т. В. Нижегородский государственный.
Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.
Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев • Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные преодолеть.
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад. Для меня это не только помощь другим,.
Театрализованная деятельность как условие развития видов детского творчества Театрализованная деятельность как условие развития видов детского творчества. Задачи: Создать условия для развития творческой активности.
Тесное взаимодействие педагога с семьёй как необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Уткина Антонина Анатольевна.
Источник
Аналитическая информация о педагогической деятельности
Александра Полкова
Аналитическая информация о педагогической деятельности
Я, Полкова Александра Сергеевна.
Образование: студентка 3 курса «Уральского государственного педагогического университета», профиль подготовки «Дошкольное образование».
Педагогический стаж: 2,5 года.
Стаж работы в МБДОУ №3: 2,5 года.
Занимаемая должность: воспитатель.
Квалификационной категории не имею.
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).
В настоящее время работаю в младшей разновозрастной группе. Содержание и постановку педагогических задач воспитательно-образовательного процесса по данной возрастной группе определяю согласно требованиям Программы «От рождения до школы» под редакцией Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также на основе результатов диагностики детей, их индивидуально-психических особенностей.
С целью самообразования постоянно изучаю новинки методических пособий, литературу по педагогике и психологии, знакомлюсь с материалами и документами в СМИ, сайтов для дошкольных работников, принимаю активное участие в обсуждении и публикации собственных материалов. Так, опубликовала на Международном образовательном портале MAAM.RUметодические разработки: «Предметно-развивающая среда разновозрастной группы «Смешарики» (Свидетельство о публикации 214820-016-015, «Оформление участка группы «Смешарики»» (Свидетельство о публикации 214824-016-1-015).
В 2013-2014 учебном году была слушателем семинаров «Инновационные формы работы с семьей на современном этапе развития образования» (сертификат, объем 12 часов, «Традиционные и инновационные формы и методы духовно-нравственного воспитания детей» (сертификат, объем 12 часов, а также участником семинара «Проектирование конструкта занятия» (сертификат, объем 12 часов).
Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с коллегами, регулярном обмене педагогическим опытом и совместном проведении плановых и внеплановых мероприятий.Эти мероприятия позволяют мне повышать: свой педагогический уровень, качество воспитания и обучения детей; взаимовыгодно применять передовой опыт в своей практической деятельности, а также внедрять свои педагогические наработками.
Так мною подготовлены и проведены консультации для коллег: «Детское экспериментирование», «Проектирование конструкта занятия» «PowerPoint – средство создания презентаций».
Приняла участие в педагогическом совете «Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей к художественной литературе» с темой выступления «Влияние художественной литературы на развитие речи детей».
Повышаю свое педагогическое мастерство,участвуя в профессиональных конкурсах:
— Всероссийский дистанционный конкурс «Радуга проектов» Номинация «Педагогический проект» Конкурсная работа «Траваушка-здравушка» участник (Диплом №175/рп/13);
— Всероссийский конкурс для педагогов и обучающихся «Портфолио достижений» Номинация «Педагоги» Диплом 3 степени;
— Конкурс для детей и педагогов «Талантоха» Номинация «Оформление территории, участка, группы» Группа «Смешарики» 2 место (Диплом).
Награждена Дипломом педагога,подготовившего победителя:
— Всероссийский творческий конкурс «Лето – это маленькая жизнь» Номинация «Фотография» Полков Ваня 3 место (конкурс проводился на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант», серия диплома ИН-19032-42385);
— Всероссийский творческий конкурс «Самая волшебная ночь в году» Номинация «Новогодний рисунок» Осинцев Егор 1 место (конкурс проводился на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант», серия диплома ИН-19032-70044);
— Всероссийская занимательная викторина «Безопасное движение» Номинация «Юный эрудит» Полков Ваня 2 место (конкурс проводился на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант», серия диплома ИН-19032-124317).
Результатами успешной совместной деятельности с детьми стали:
— Всероссийский творческий конкурс «Лето – это маленькая жизнь» Номинация «Фотография» Полков Ваня 3 место (конкурс проводился на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант», серия диплома ИН-19032-42385);
— Всероссийский творческий конкурс «Самая волшебная ночь в году» Номинация «Новогодний рисунок» Осинцев Егор 1 место (конкурс проводился на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант», серия диплома ИН-19032-70044);
— Всероссийская занимательная викторина «Безопасное движение» Номинация «Юный эрудит» Полков Ваня 2 место (конкурс проводился на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант», серия диплома ИН-19032-124317).
— Районный конкурс «Агитационных материалов на тему пожарной безопасности».
В своей практической деятельности широко использую инновационные технологии,такие как:
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
В группе успешно реализован исследовательский проект «Огород на подоконнике», цель которого обобщить и расширить знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.Задачи: приобщать детей к уходу за растениями в комнатных условиях, обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, развивать познавательные и творческие способности, формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к растениям, своему труду.
В ходе реализации проекта дети научились ухаживать за растениями, познакомились с условиями их содержания, увидели красоту растительного мира, у детей сформировались знания о росте растений в комнатных условий, о роли человека в выращивании.
Самостоятельно осваиваю и широко применяю в образовательном процессе информационно-коммуникативные технологии. Подбираю иллюстративный материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, интернет, принтер, презентация, подбираю дополнительные познавательные материалы к занятиям, знакомлюсь со сценариями праздников и других мероприятий, обмениваюсь опытом, знакомлюсь наработками других педагогов России и зарубежья, оформляю групповые документации, отчеты, создаю презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Для детей разработана и успешно реализована физкультурно-оздоровительная программа «Расти здоровым, малыш!».
Мною систематически проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, физминутки, спортивные подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, сквозное проветривание группы в отсутствии детей, ходьба по «Дорожкам здоровья» с целью профилактики плоскостопия, «Сеансы здоровья», самомассаж, кварцевание помещений. Особое внимание обращаю на выработку правильной осанки.
Наблюдается положительная динамика в укреплении здоровья детей, заболеваемость детей в течение учебного года была невысокой.
Для оценки усвоения детьми знаний и умений дважды в год проводится мониторинг качества усвоения знаний дошкольниками.
Вторая младшая подгруппа
Программный материал усвоен по всем разделам на допустимом уровне у 50% детей, а 50% — вышли на высокий уровень.
По уровню овладения необходимыми навыками и умениями наиболее низкие результаты были получены по следующим образовательным областям:
Социализация – 8% детей не могут принять на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя.
Чтение художественной литературы – 25% детей не могут назвать произведение, прослушав отрывок из него, не могут прочитать наизусть небольшое стихотворение.
По уровню развития интегративных качеств анализ показал, что программный материал усвоен на допустимом уровне у 50% детей, а 50% — вышли на высокий уровень.
Программный материал усвоен детьми по всем разделам на допустимом уровне.
По итогам контрольных срезов 46% детей показали средний результат, а 54% имеют высокий уровень.
По уровню развития интегративных качеств анализ показал, что программный материал усвоен на допустимом уровне у 54% детей, а 46% детей имеют высокий уровень.
Важным направлением деятельности воспитателя в детском саду является работа с родителями. Мною проводится активная работа по привлечению родителей детей к общественной жизни детского сада, оказанию помощи по уборке территории, участию развлекательных и праздничных мероприятиях, пополнению предметно-развивающей среде. Кроме этого мною проводится просветительская работа среди родителей путём:
1.Проведения консультаций для родителей: «Здоровье всему голова», «Как помочь ребенку узнать свой пол», «Движение и здоровье», «Витамины для глаз», «Роль отца в воспитании детей», «Берегите детей от несчастных случаев», «Зимние травмы», «Формирование культуры трапезы».
2. Оформления папок-раскладушек «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», «Пожарная безопасность», «Дорога и дети», «Игры на развитие мелкой ручной моторики».
3. Проведения родительских собраний «Мальчики и девочки – два разных мира», «Есть ли у ребенка права?», «Роль сказки в воспитании детей».
4. Проведения анкетирование родителей «Организация домашнего чтения», «Детский сад глазами родителей».
5. Участие в выставках поделок,конкурсах: «Фантазии осени», «Украсим новогоднюю елку вместе», «Оригинальная лавочка», акция по сбору макулатуры.
Стараюсь создать комфортные условия для пребывания детей в группе. С этой целью построила предметно-развивающую среду таким образом, чтобы обеспечить детям доступный выбор игр и игрушек по их интересам. Предметно-развивающая среда в группе подразделяется на различные центры. В группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей. Все это позволяет достигнуть положительной динамики усвоения знаний умений и навыков, согласно требованиям реализуемой программы.
Таким образом, применение различных направлений и методов педагогической деятельности на протяжении всего периода моей работы позволили мне реализовать комплекс мер по созданию оптимальных условий для физического и психического развития личности ребёнка.
Отрицательные факторы тоже были:
— 30% форм работы с родителями были выбраны не оптимально
— недостаточная заинтересованность родителей в мероприятиях ДОУ.
1. Разнообразить формы работы с семьей
2. Предметно-развивающую среду пополнить инновационными атрибутами.
3. Повышать уровень самообразования в различных формах.
Моя визитная карточка Рыкова Анна Николаевна воспитатель Образование: высшее, закончила Лесосибирский педагогический институт Красноярского государственного.
Проект «Мини-музей оригами» МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №95» ПАСПОРТ, МИНИ-МУЗЕЯ «ОРИГАМИ» Воспитатели: Бороздина О. В. Каленик Ю. М. Г. Каменск – Уральский Сведения об.
Источник