- Статья 2. Адвокат
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- ГАРАНТ:
- Адвокатам вновь предлагается разрешить совмещать деятельность с депутатскими полномочиями
- Решение Совета ФПА о запрете адвокату заниматься другой оплачиваемой деятельностью в рамках трудовых отношений
- Решение Совета ФПА о запрете адвокату заниматься другой оплачиваемой деятельностью в рамках трудовых отношений
Статья 2. Адвокат
Статья 2. Адвокат
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ пункт 1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле абзаца первого пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. N 29-П
1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.
Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.
2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.
4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.
5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.
Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.
ГАРАНТ:
См. Административный регламент предоставления Минюстом РФ государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории РФ, утвержденный приказом Минюста РФ от 31 июля 2012 г. N 151
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Источник
Адвокатам вновь предлагается разрешить совмещать деятельность с депутатскими полномочиями
В Госдуму внесен законопроект № 1179398-7, которым предлагается предоставить право адвокатам избираться депутатами в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований с условием осуществления своих полномочий на непостоянной основе, т.е. без отрыва от адвокатской деятельности.
В пояснительной записке отмечается, что ранее такое право у адвокатов было, но после вступления в силу закона от 2 декабря 2019 г., которым были внесены поправки в Закон об адвокатуре, адвокат указанную возможность утратил. Вместе с тем ранее возможность адвоката заниматься адвокатской деятельностью и одновременно быть депутатом представительного органа муниципального образования с условием осуществления полномочий на непостоянной основе подтвердил Конституционный Суд в Постановлении от 18 июля 2019 г. № 29-П.
По мнению Конституционного Суда, лишение гражданина, осуществляющего депутатские полномочия на непостоянной основе, статуса адвоката только в силу факта замещения муниципальной должности и безотносительно к характеру публично-правовой функции не имеет разумного конституционно-правового обоснования. КС указал: несмотря на то, что органы местного самоуправления являются элементом системы публичной власти, их основное предназначение – решение вопросов местного значения (Постановление КС от 2 апреля 2002 г. № 7-П). Кроме того, Конституция не содержит предписаний, прямо запрещающих адвокату без утраты статуса осуществлять полномочия депутата на непостоянной основе. Из ее положений также не следует прямой запрет федеральному законодателю исключить возможность совмещения адвокатской деятельности с осуществлением полномочий депутата на непостоянной основе.
Как отметили авторы законопроекта, судья КС Николай Бондарь выступил с мнением, в котором указал на то, что в принципиальном, конституционно-правовом плане исполнение адвокатом депутатских полномочий на непостоянной (непрофессиональной) основе не может рассматриваться как нарушение его профессиональной независимости: депутатские полномочия он осуществляет исключительно на общественных началах, и, таким образом, здесь полностью отсутствуют пересекающиеся «профессионально-должностные» линии. Кроме того, совмещение статусов не нарушает принцип равноправия адвокатов, имея в виду сам характер депутатских полномочий на муниципальном уровне; в их числе нет таких, которыми муниципальный депутат мог бы «прирастить» свой адвокатский статус, воспользоваться ими в своей профессионально-адвокатской деятельности. Все депутатские полномочия адвокат осуществляет как полномочный представитель населения и член представительного органа местного самоуправления. Причем на муниципальном уровне депутатский мандат имеет в своей основе императивный характер, он ориентирует депутата прежде всего на исполнение обязанностей во взаимоотношениях с избирателями. Статус же адвоката и возможности его реализации в принципиальном плане равны возможностям всех других членов адвокатского профессионального сообщества.
В пояснительной записке указывается, что вышеуказанное абсолютно применимо и к случаям, когда адвокат является одновременно депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с условием осуществления депутатской деятельности без отрыва от основной деятельности.
Стоит отметить, что пояснительная записка к внесенному законопроекту частично повторяет пояснительную записку проекта закона № 978064-7, который, как ранее писала «АГ», был внесен на рассмотрение в Думу летом 2020 г. Данными поправками предлагается закрепить, что избрание (назначение) адвоката на должность в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на непостоянной основе не влечет автоматического приостановления статуса адвоката.
Комментируя законодательную инициативу, член Совета ФПА Олег Баулин указал, что законопроект по сути своей является вполне логичным исправлением ошибки Закона от 2 декабря 2019 г., которым были внесены поправки в Закон об адвокатуре. «Безусловно, деятельность адвокатов – профессиональных юристов, имеющих высокий уровень подготовки и серьезный практический опыт, – в качестве депутатов будет полезной и эффективной, позитивно скажется на качестве принимаемых нормативных актов», – отметил он.
Олег Баулин предположил, что конфликт интересов, использование авторитета депутатского статуса в профессиональной работе теоретически возможны, однако слышать о таких случаях ему не приходилось. «Кроме того, преодолеваться они могут и должны в рамках законодательства о местном самоуправлении, путем применения правил адвокатской этики, но уж никак не абсолютным запретом», – посчитал член Совета ФПА.
Он напомнил, что запрет на профессиональную деятельность предусматривался только в отношении адвокатов. Для иных участников так называемого юридического рынка, о необходимости реформирования или хоть какого-либо регулирования которого много и давно говорят, запреты и ограничения на избрание в состав представительных органов не устанавливались.
Адвокат АП г. Москвы Олег Сухов, по жалобе которого КС принял Постановление № 29-П, также считает, что инициативу можно только приветствовать. «Главное, чтобы она не осталась на бумаге. С юридической точки зрения нет никаких разумных причин препятствовать адвокату быть еще и депутатом на непостоянной (т.е. на бесплатной, без вознаграждения за депутатскую деятельность) основе. В п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре предусмотрены основные принципы, на которых действует адвокатура: принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов. Ни один из перечисленных принципов не нарушается совмещением адвокатских и депутатских обязанностей», – подчеркнул он.
«Здесь очень простой вопрос: нужны ли в политике юридически грамотные люди? Вроде бы ответ на данный вопрос очевиден. Адвокаты, как известно, с правом знакомы не понаслышке. Не только в теории, но и (что особенно ценно) на практике. Но тогда надо создавать им условия для работы в органах власти. Для начала хотя бы муниципальной. Когда адвокат не получает деньги за исполнение депутатских обязанностей, ему просто необходимо иметь иной источник дохода. Обычно таковым являются гонорары за юридическую помощь. А если адвоката лишить этих гонораров, то зачем же ему тогда идти в политику? И кто придет вместо него? Если действительно разрешат совмещение адвокатской и депутатской деятельности, есть надежда, что во власти будет больше компетентных людей. Если не сразу, то со временем. Главное, чтобы наши законодатели не передумали на полпути и не завернули и в самом деле хорошую инициативу», – указал Олег Сухов.
Председатель Пермского филиала Московской коллегии адвокатов «Ульпиан» Илья Дёмин положительно отнесся к тому, что авторы законопроекта осознают, что существующий запрет на совмещение статусов адвоката и депутата является правовой несправедливостью: именно такая формулировка используется в пояснительной записке. Действительно, отметил он, совмещение статусов адвоката и депутата на непрофессиональной, непостоянной основе не предполагает какого-либо конфликта интересов, который бы обязывал законодателя его устранить.
Его коллега Федор Леппа указал, что законопроект предусматривает не только изменение ст. 16 Закона об адвокатуре, но и ч. 1 его ст. 2. «В последней непосредственно и закрепляются запреты на совмещение статуса адвоката и нескольких иных видов деятельности. Это однозначно позволит исключить правовую неопределенность, которая возможна за счет различных вариантов системного толкования ст. 2 и ст. 16 закона. К слову, эта неопределенность все-таки позволила мне в 2020 г. успешно сдать экзамен на статус адвоката при условии, что я являлся и являюсь муниципальным депутатом. Региональное управление Минюста пыталось привлечь к дисциплинарной ответственности за такое “совмещение”, полагая, что оно невозможно. Совет АП Пермского края прекратил дисциплинарное производство, не увидев в моей ситуации нарушений, за что я, безусловно, благодарен», – отметил он.
Источник
Решение Совета ФПА о запрете адвокату заниматься другой оплачиваемой деятельностью в рамках трудовых отношений
- Документы ФПА РФ
- Документы Совета ФПА РФ
- Решения
Решение Совета ФПА о запрете адвокату заниматься другой оплачиваемой деятельностью в рамках трудовых отношений
Рассмотрев поступившие из адвокатских образований и адвокатских палат субъектов Российской Федерации запросы, Совет Федеральной палаты адвокатов
1.Утвердить следующие разъяснения.
На основании п.1 ст.2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
Анализ ст.ст. 32, 35 Конституции Российской Федерации, ст.ст.67, 1012 ГК РФ, ст.66 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст.11 Закона «Об основах государственной службы» ( № 119-ФЗ от 31.07.1995 г.), ст. 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» ( 4791-1 от 14.04.93г. в ред. № 169-ФЗ от 15.12.2001 г.), ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что адвокат не вправе занимать государственные и муниципальные должности, заниматься любой, а также оплачиваемой деятельностью в рамках трудовых отношений, поскольку это противоречит его статусу независимого советника по правовым вопросам и создает угрозу для надлежащего выполнения его профессиональных обязанностей.
При этом запрет на занятие «другой оплачиваемой деятельностью» не влечет лишение адвоката права приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход (доли участия в уставных капиталах организаций). Являясь владельцем акций (долей в уставных капиталах), адвокат вправе участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.
2. Одобрить подготовленную рабочей группой поправку к п.1 ст.2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
3. Опубликовать настоящее решение в журнале «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».
4. Направить копию настоящего решения в адвокатские палаты субъектов Российской Федерации.
Источник