1991 прекратил свою деятельность

Указ Ельцина о запрете деятельности КПСС

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАРТИИ РСФСР

Действующая на территории РСФСР и не зарегистрированная в установленном порядке Коммунистическая партия РСФСР поддержала так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР, совершивший государственный переворот и насильственно отстранивший от должности Президента СССР. В ряде регионов РСФСР при непосредственном участии республиканских, краевых и областных органов Компартии РСФСР созданы чрезвычайные комитеты (комиссии), что является грубым нарушением Закона СССР «Об общественных объединениях».

Органы Компартии РСФСР в республиках, краях и областях неоднократно вопреки Конституции РСФСР вмешивались в судебную деятельность, препятствуют исполнению Указа Президента РСФСР от 20 июля 1991 г. «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР».

На основании изложенного п о с т а н о в л я ю:

1. Министерству внутренних дел РСФСР и Прокуратуре РСФСР провести расследование фактов антиконституционной деятельности органов Коммунистической партии РСФСР. Соответствующие материалы направить на рассмотрение судебных органов. (Предписание Министерству внутренних дел о проведении расследования не соответствует Конституции Российской Федерации — постановление

Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

2. До окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий Компартии РСФСР приостановить деятельность органов и организаций Коммунистической партии РСФСР.

3. Министерству внутренних дел РСФСР обеспечить сохранность

имущества и денежных средств органов и организаций Компартии РСФСР до принятия окончательного решения судебными органами.

4. Центральному банку РСФСР обеспечить приостановление до особого распоряжения операций по расходованию средств со счетов органов и организаций Компартии РСФСР.

Из указа президента РСФСР “О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР” от 23 августа 1991 г.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПАРТИЙНОГО ИМУЩЕСТВА

В связи с роспуском ЦК КПСС и приостановлением деятельности

Коммунистической партии РСФСР п о с т а н о в л я ю:

1. Объявить государственной собственностью РСФСР все принадлежащее КПСС и Коммунистической партии РСФСР недвижимое и движимое имущество, включая денежные средства в рублях и иностранной валюте, помещенные в банках, страховых, акционерных обществах, совместных предприятиях и иных учреждениях и организациях, расположенных на территории РСФСР и за границей.

Средства КПСС, находящиеся за границей, распределяются по соглашению между республиками после подписания ими Союзного договора.

(Пункт не соответствует Конституции Российской Федерации применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник

которой не был определен — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

2. Центральному банку РСФСР, Банку внешней торговли РСФСР и Минфину РСФСР в суточный срок взять на строгий учет все денежные средства в рублях и иностранной валюте КПСС и Коммунистической партии РСФСР, помещенные в Госбанке СССР, Внешэкономбанке СССР, Минфине СССР и других организациях и учреждениях СССР, расположенных на территории РСФСР, а также приостановить их использование до особого распоряжения Президента РСФСР или Председателя Совета Министров РСФСР.

Из указа президента РСФСР “Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР” от 25 августа 1991 г.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПСС НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ СОЮЗА

В ночь с 18 на 19 августа 1991 года в СССР был совершен государственный переворот, организаторами которого являлись члены неконституционно сформированного так называемого Государственного комитета по чрезвычайному положению…

Названный комитет принял решение о введении режима чрезвычайного положения в ряде местностей СССР. Тем самым были нарушены Конституция СССР и Закон СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения».

Создание Государственного комитета по чрезвычайному положению и введение чрезвычайного положения в отдельных районах СССР было активно поддержано Секретариатом ЦК КПСС. Центральным Комитетам компартий, рескомам, крайкомам, обкомам КПСС было рекомендовано в связи с введением чрезвычайного положения принять меры по привлечению коммунистов для содействия и осуществления решений, принятых ГКЧП.

Принципиальная позиция Президента РСФСР, Верховного Совета РСФСР и Правительства РСФСР, активные действия миллионов людей по всей стране и мужество москвичей, поддержка мирового сообщества позволили восстановить конституционную власть в стране.

Позиция, занятая высшими органами государственной власти и управления СССР, способствовала трагическому развитию событий. Президиум Верховного Совета СССР проявил в критический для страны момент бездеятельность, а Председатель Верховного Совета СССР — прямое попустительство группе заговорщиков, что выразилось в непринятии им необходимых решений по отношению к незаконному ГКЧП. Не было принято решение о немедленном созыве Президиума Верховного Совета СССР и сессии Верховного Совета СССР для рассмотрения сложившейся в стране ситуации. Этим фактически подтверждалась правомочность ГКЧП, что не может расцениваться иначе, как политическое соучастие в действиях заговорщиков. Заслуживает решительного осуждения также бездеятельность Комитета Верховного Совета СССР по делам обороны и безопасности. Не принял должных мер Комитет Верховного Совета СССР по международным делам. Бездействовал и не оправдал своего назначения Комитет по координации деятельности правоохранительных органов при Президенте СССР.

Прокуратура Союза ССР не выполнила своего конституционного долга, не опротестовала создание ГКЧП и принятые им решения. Руководство Прокуратуры Союза ССР присоединилось к антиконституционному перевороту и дало указание всем прокурорам страны признать незаконные действия ГКЧП.

Все это нанесло стране большой политический и экономический ущерб, практически сорвало подписание Союзного Договора, нарушило хрупкое равновесие, достигнутое между республиками.

Читайте также:  Создать муниципальное казенное предприятие

В связи с вышеизложенным Верховный Совет СССР постановляет:

1. Действия членов ГКЧП, отстранивших законно избранного Президента СССР от исполнения обязанностей и узурпировавших власть, оцениваются как государственный переворот.

Создание ГКЧП и его решения не имеют юридической силы с момента их принятия.

2. Признать несовершенной структуру высших органов государственной власти и управления, правоохранительных органов страны, а также сложившуюся практику подбора Президентом СССР и дачи согласия на назначение Верховным Советом СССР кандидатур на руководящие посты в государстве.

Внести в установленном порядке необходимые изменения и дополнения в Конституцию СССР и другие законодательные акты, определяющие правовой механизм защиты конституционного строя, четкий порядок и процедуру назначения и смещения высших должностных лиц.

Признать утратившим силу Закон СССР от 24 сентября 1990 года «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны», предоставляющий Президенту СССР дополнительные полномочия.

Предложить Президенту СССР выступить с докладом о положении в стране на внеочередном Съезде народных депутатов СССР.

3. Предложить республикам на основе согласованной концепции Союзного Договора ускорить его подписание с учетом новых предложений.

4. Образовать парламентскую комиссию из народных депутатов СССР с приглашением представителей республик по расследованию и политической оценке обстоятельств государственного переворота 18-21 августа 1991 года.

7. На основании имеющихся сведений об участии руководящих органов КПСС в подготовке и проведении государственного переворота 18-21 августа 1991 года приостановить деятельность КПСС на всей территории СССР, поручив органам МВД обеспечить сохранность ее материальных ценностей и архивов, а учреждениям банков прекращение всех операций с денежными фондами КПСС.

Руководствуясь частью второй статьи 3 Закона СССР «Об общественных объединениях», поручить Прокуратуре Союза ССР проведение расследования данных об участии руководящих органов КПСС в действиях по насильственному изменению конституционного строя и при их доказанности передать материалы в Верховный Суд СССР.

Рассмотреть в кратчайший срок на сессии Верховного Совета СССР предложения по реорганизации системы органов МВД СССР, КГБ СССР и Министерства обороны СССР с учетом решений, принятых Верховными Советами республик после 19 августа 1991 года.

В месячный срок внести на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР необходимые изменения и дополнения в Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР».

Из постановления Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. N 2371-I

«О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом”

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ЗАПРЕТ КПСС В РОССИИ

События 19-21 августа высветили со всей очевидностью тот факт, что КПСС никогда не была партией. Это был особый механизм формирования и реализации политической власти путем сращивания с государственными структурами или их прямым подчинением КПСС. Руководящие структуры КПСС осуществляли свою собственную диктатуру, создавали за государственный счет имущественную основу для

Это подтвердилось в ходе открытых слушаний в Верховном Совете РСФСР о роли КПСС в государственном перевороте 19-20 августа.

Именно на руководящих структурах КПСС, фактически поглотивших государство и распоряжавшихся им как собственным инструментом, лежит ответственность за исторический тупик, в который загнаны народы Советского Союза, и тот развал, к которому мы пришли.

Деятельность этих структур носила явный антинародный, антиконституционный характер, была прямо связана с разжиганием среди народов страны религиозной, социальной и национальной розни, посягательством на основополагающие, признанные всем международным сообществом права и свободы человека и гражданина.

Закономерным финалом ее политической деятельности стал нтиконституционный переворот 19-21 августа сего года, поддержанный руководством КПСС.

Несмотря на принятые в отношении этих структур меры, они не прекратили свою противоправную деятельность, направленную на еще большее обострение кризиса и создание условий для нового антинародного переворота.

Стало очевидным, что пока будут существовать структуры КПСС не может быть гарантий от очередного путча или переворота.

Недопустимы попытки шельмовать миллионы рядовых членов партии, не имевших отношения к произволу и насилиям, творившимся от их имени, вводить запреты на профессии. Но столь же недопустимы попытки реанимировать гигантский механизм коммунистической партийной машины и дать ему возможность подмять под себя ростки российской демократии.

Учитывая, что КП РСФСР в установленном порядке не зарегистрирована, а регистрация КПСС ранее прямо управлявшимися ЦК КПСС государственными органами СССР осуществлена с грубыми нарушениями закона и не носит для РСФСР преюдициальной силы, на основании и во исполнение статей 7 и 121-4 Конституции РСФСР п о с т а н о в л я ю:

1. Прекратить на территории РСФСР деятельность КПСС, КП РСФСР, а их организационные структуры распустить. (Положение пункта 1 о роспуске организационных структур КПСС и КП РСФСР не соответствует Конституции Российской Федерации применительно к первичным организациям КП РСФСР, образованным по территориальному принципу — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

2. Государственным органам исполнительной власти РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам прокуратуры исключить преследование граждан РСФСР за факт принадлежности к КПСС и КП РСФСР.

3. Имущество КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР передать в собственность государства. Совету Министров РСФСР обеспечить передачу и принятие в ведение органов государственного управления РСФСР и республик в составе РСФСР имущества КПСС и КП РСФСР на территории РСФСР. (Пункт 3 Указа соответствует Конституции Российской Федерации применительно к той части имущества,

Читайте также:  Как правильно сделать ребрендинг своего дела

собственником которой являлось государство, но которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР. Пункт 3 Указа не соответствует Конституции Российской Федерации, применительно к той части имущества, собственником которой являлась КПСС, а также к той части имущества, которая на момент издания Указа фактически находилась во владении, пользовании и распоряжении органов и организаций КПСС и КП РСФСР, но собственник которой не был определен — постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.92 г. N 9-П)

4. Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, соответствующим государственным органам исполнительной власти республик в составе РСФСР, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга принять необходимые меры по незамедлительному и исчерпывающему исполнению настоящего Указа.

Источник

Распад Советского Союза. Как это было в декабре 1991 года

В этом году исполнится ровно 30 лет, как прекратил свое существование Великий (не побоюсь этого слова) Советский Союз.
Как же это все произошло в декабре 1991 года, в белорусском местечке Вискули? Предлагается вот такая версия событий.

Все произошло быстро и неожиданно, поэтому и пошли разговоры о каком-то «сговоре за спиной Горбачева» .
На самом деле никакой тайны не было от слова «вообще» . Спецслужбы, охранявшие резиденцию Вискули, все, естественно, докладывали по команде, а информация поступала и Президенту СССР Горбачеву.

Ельцин и тогдашний глава Белоруссии Шушкевич очень надеялись сохранить хоть в каком-нибудь виде Союз, поэтому пытались уговорить главу Украины Леонида Кравчука согласиться на это.
Однако украинский лидер категорически не желал даже слышать слово «Союз» . Наконец нашли формулу — «Содружество» , как способ сосуществования государств в одном экономическом, политическом, военном пространстве.

Было поручено экспертам готовить документы в соответст­вии с утвержденной моделью содружества. Общий смысл был ясен, важно было найти для этого необходимую юридическую форму.

Все решило то обстоятельство, что в Вискулях собрались три из четырех республик — учредителей СССР еще в 1922 году — Россия, Белоруссия, Украина. Четвертой тогда была Закавказская Федерация, но она прекратила свое суще­ствование еще в 1936 году, а все члены бывшей ЗСФСР на дату встречи в Вискулях ужу вышли из состава СССР: Грузия — 9 апреля, Азербайджан — 30 августа, Армения — 21 сентября 1991 года. Очевидно, что трое из четырех представителей — учредителей СССР — имели право обсуждать судьбу Союза.

В итоге всех обсуждений родилась формула соглашения, которая состояла из двух частей.

Первое: государства-учредители кон­статируют факт ликвидации образованного ими государства — СССР.

Второе: Россия, Украина и Белоруссия (опять же в качестве учредителей) объявляют о создании нового объединения — Содружества Независимых Государств (СНГ).

Когда был готов согласованный текст соглашения, его размножили в трех экземплярах и отнесли в комнату, где отдельно от всех находились Ельцин, Кравчук и Шушкевич. От них бумаги возвращались с вопросами, пометками, предложениями. Страницы снова исправлялись, множились — и так по нескольку раз, пока не пришли к окончательному тексту выводу.

После завершения этого процесса было решено связаться с Нурсултаном Назарбаевым , тогда президентом Казахстана. Ему хотели предложить срочно прилететь в Вискули. Было необходимо опереться на поддержку этого авторитетного лидера.

Но Нурсултан Назарбаев, несмотря на приглашение, не приехал. Он был в это время в Москве, в резиденции Горбачева — якобы Горбачев обещал Назарбаеву пост премьер-министра СССР.

Не дождавшись Назарбаева, Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Соглашение об образовании СНГ.

А подписав, решили позвонить Горбачеву и президенту США Дж. Бушу-старшему.
Телефонисты долго искали Горбачева, а вот Белый Дом соединился практически сразу. В итоге часть разговора шла параллельно: Ельцин говорил с Бушем, а Шушкевич — с Горбачевым.

Как отречение Николая II

Узнав о произошедшем, Горбачев обратился к армии.
И вплоть до своей отставки 25 декабря 1991 года, как вспоминали очевидцы, он обзванивал командующих округов, просил поддержки у маршала Шапошникова, назначенного в августе министром обороны СССР.
Но военные на его призывы так и не откликнулись. На мой взгляд сказалась трусливая позиция Горбачева относительно армии и по событиям в Тбилиси, и по событиям в Баку, в Прибалтике. Мол, я ничего не знаю, я команд не давал, это все военные сами. Вот, военные ему и ответили.

Это напоминало историю императора Нико­лая II в 1917 году, когда он из Ставки Верховного Главнокомандования обращался к войскам, но армия высказалась за отречение царя от престола.

По воспоминаниям участников тех событий, делегация России возвращалась в Москву в противоречивом настроении.
С одной стороны было понимание, что удалось предотвратить развитие ситуации по самому кровавому «югославскому сценарию» — череде кровавых межнациональных военных конфликтов между частями одного государства. Первые звонки этого уже тогда начинали звенеть по всей территории страны — в Нагорном Карабахе, в Приднестровье, в Северной Осетии и Чечено-Ингушетии.
А в то же время было ощущение какой-то огромной, невосполнимой утраты и тревоги за дальнейшее.

Точку в юридическом оформлении распада СССР поставили верховные советы России, Украины и Белоруссии, которые почти единогласно ратифицировали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. Вскоре к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме Прибалтики и Грузии.

Читайте также:  Топ идей для бизнеса дома

25-26 декабря 1991 года уже и Верховный Совет СССР подтвердил факт распада СССР и проголосовал за прекращение полномочий союзных органов государственной власти.

Воспоминание очевидца. Петр КРАВЧЕНКО, экс-министр иностранных дел Белоруссии —
«. Ельцин искренне пытался спасти Союз, пусть даже в новой и видоизмененной форме. Он долго убеждал Кравчука в том, что мы не должны уходить друг от друга, что нам этого не простят народы. Но Кравчук был непоколебим. Его аргументация была предельно простой — он говорил, что Украина на референдуме уже определила свой путь, и этот путь — независимость. СССР больше нет, а создавать какие-то новые союзы ему не позволит парламент. Да Украине, собственного говоря, эти союзы и не нужны — она самодостаточна и не хочет идти из одного ярма в другое. « .

А, что же было до этой финальной точки по денонсации союзного договора и образования СНГ?

Сначала рухнула КПСС

По распаду СССР было несколько причин.
Первая причина случившегося в Вискулях, была в статье Конституции СССР, которая давала союзным республикам право на свободный выход из состава СССР.
Вот этой статьей и решили воспользоваться.

Вторая причина — своего рода «информационный вирус зависти» , в полную силу проявивший себя в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Не выдержав испытания кризисом, сосед стал жалеть куска хлеба для соседа, надеясь выжить в одиночку.
В Тбилиси и Вильнюсе говорили, что «хватит работать на Москву» , на Урале требовали прекратить «кормить» республики Средней Азии и т.д., и т.п.
А центральное руководство ничего противопоставить такому «вирусу» не могло и, может, не хотело. Все было пущено на самотек и возникающие проблемы только усугубляли ситуацию.

Третья причина — это процессы так называемой автономизации. Это очень такая «глобальная причина» .
К началу 1990-х «перестройка Горбачева» уже просто выдохлась.
С политическим и экономическим ослаблением Центра власть начала переходить в союзные и автономные республики. В процессе соперничества Ельцина и Горбачева за политическое лидерство становилась все очевидней слабость Президента СССР, избранного только Съездом народных депутатов, а не прямым голосованием населения. Его положение было гораздо менее легитимным и авторитетным, чем положением любого из президентов союзных республик.

Однако, на стороне Горбачева все еще был бюрократический аппарат. В секретных папках ЦК, как выяснилось позже, и находился так называемый План автономизации. Его целью было ослабление России и позиции Ельцина. Для этого предлагалось поднять статус автономий в составе РСФСР до статуса союзных республик. Верховный Совет СССР принял 26 апреля 1990 года Закон «О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ СОЮЗОМ ССР И СУБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЦИИ» — механизм «автономизации» таким образом был запущен.

В результате реализации этого закона карта РСФСР получилась бы с огромными дырами — Россия потеряла бы 51% территории со всеми стратегическими ресурсами и почти 20 миллионов населения.

Сознавая опасность фактического развала РСФСР, съезд народных депутатов РСФСР в целях обеспечения целостности республики подавляющим большинством голосов (907 — за, 13 — против и 9 — воздержавшихся) принял 12 июня 1990 года Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.
В этой Декларации нет ни слова о выходе России из состава СССР. Напротив, было заявлено, что РСФСР собирается и впредь оставаться составной частью уже обновленного Союза.

В сложившейся политической ситуации не выдержал и рухнул огромный монолит — КПСС . В отличие от других союзных республик у РСФСР не было республиканской партийной организации. А вот создав коммунистическую партию РСФСР, и, по сути, противопоставив ее руководству КПСС, тогдашний партийный лидер Иван Полозков, вместе с Геннадием Зюгановым внесли решающий вклад в развал КПСС.
А без КПСС не мог существовать в тех условиях и СССР.

Чтобы сместить Горбачева с постов Генерального секретаря КПСС и Президента СССР, на сентябрь 1991 года готовилось проведение внеочередных съезда КПСС и Съезда народных депутатов СССР.
Зная об этом, Горбачев обратился за под­держ­кой к лидерам союзных республик, пообещав существенно расширить их полномочия, а в августе 1991 года подписать новый Союзный договор.
Чтобы опередить Горбачева и была предпринята неудачная попытка создания ГКЧП.
Но ГКЧП не явился основной причиной, а были лишь последней каплей, перевесившей чашу в пользу распада СССР. ГКЧП предопределил окончательный распад КПСС, сделал процесс ее реформирования невозможным. Это, в свою очередь, исключило вероятность любых попыток поэтапного реформирования и самого государства.

Как подтверждение этого — 25 ав­густа 1991 года Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря и призвал ЦК КПСС «принять трудное, но честное решение о самороспуске».
С 22 августа по 6 ноября 1991 года прекратили существование коммунистические партии всех союзных республик.
И совершенно закономерно, что одновременно с распадом структур КПСС, стало разваливаться и прежде единое государство.

К декабрю 1991 года из состава СССР вышли фактически все союзные республики, за исключением РСФСР и Казахстана.

Последней же точкой в этой разрушительной работе стал референдум 1 декабря 1991 года на Украине, когда абсолютное большинство граждан республики поддержало объявление независимости Украины.

Таким образом, 8 декабря 1991 года соглашение, подписанное главами России, Белоруссии и Украины, официально только оформило уже состоявшуюся кончину Великой Страны — СССР.

Источник

Оцените статью