Этот день в истории: 25 марта 1957 года основано Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), «Общий рынок», государственно-монополистическая организация 6 западно-европейских стран: Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, созданная в целях объединения национальных хозяйств стран-участниц в единый «Общий рынок». Договор об учреждении ЕЭС подписан в марте 1957 в Риме и вступил в силу 1 января 1958. Образование ЕЭС представляет собой новое явление, возникшее в условиях современного этапа общего кризиса капитализма, и отражает присущую монополистической стадии капитализма объективную тенденцию к интернационализации хозяйственных отношений и капитала, к ликвидации узких национальных границ, на что в своё время указывал В. И. Ленин. Он подчёркивал, что капитализм «. связывает все страны мира в единое хозяйственное целое», ибо «. капиталистическое предприятие неизбежно перерастает границы. местного рынка, области, а затем и государства» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 57). В основе учреждения ЕЭС лежит попытка финансовой олигархии 6 западноевропейских стран, опираясь на эту объективную тенденцию, расширить рынки сбыта и территориальную сферу своей деятельности с целью создания благоприятных условий для быстрого и бескризисного развития производительных сил стран-участниц. Возникновение ЕЭС знаменует собой дальнейшее углубление конфликта между современным уровнем развития производительных сил и производственных отношениями капитализма и стремление правящих кругов стран-участниц разрешить его с помощью межгосударственного объединения.
Создание ЕЭС, помимо экономических, преследует и политические цели — объединение сил западно-европейского капитализма против мирового коммунистического движения, социалистических государств, а также национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых стран. В учреждении ЕЭС нашло также отражение стремление определённых монополистических кругов «шестёрки» консолидировать свои силы в конкурентной борьбе с монополиями др. стран, в первую очередь США, за передел рынков сбыта.
Официальной целью создания ЕЭС было объявлено достижение «всестороннего развития экономической деятельности» в масштабах всего сообщества, «постоянного и равномерного развития, возрастающей стабильности, скорейшего повышения уровня жизни и более тесных связей между государствами, которые оно объединяет», путём создания «Общего рынка». Под «Общим рынком» мыслится такое объединение (интеграция) национальных рынков стран-участниц, в котором предусматривается: постепенное устранение всех ограничений в торговле между ними; введение общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; устранение препятствий для свободного передвижения «лиц, капиталов и услуг»; проведение общей политики в области транспорта и хозяйства; разработка принципов согласования экономической политики стран-участниц; установление единообразных правил конкуренции, сближение законодательств стран-участниц. Реализация этих мероприятий должна осуществляться постепенно, в течение т. н. переходного периода в 12 лет.
Помимо «шестёрки», в ЕЭС на правах присоединившихся («ассоциированных») членов участвуют Греция и Турция, условия присоединения которых предусматривают более длительные сроки снижения таможенных пошлин между ними и «шестёркой» (до 22 лет). ЕЭС заключило также ряд конвенций об ассоциации в общей сложности с 24 странами Африки, в основном бывшими колониальными владениями Франции и Бельгии. Присоединение к сообществу менее развитых в экономия, отношении стран создаёт предпосылки для их экономического подчинения более сильным европейскими партнёрам.
Руководящими органами ЕЭС являются Совет, Комиссия (Комиссия европейских сообществ), Ассамблея (Европейский парламент), Суд. В состав высшего органа ЕЭС — Совета — входят по одному представителю от каждой страны-участницы (обычно министры экономики, финансов или торговли). Главный исполнительный орган — Комиссия — состоит из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи которых входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей экономической и социальной политики,—Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и др. ЕЭС является важнейшей составной частью системы европейских сообществ, объединяющих 6 стран Западной Европы, которая, помимо ЕЭС, включает также Европейское объединение угля и стали и Европейское сообщество по атомной энергии. Последние выступают по существу в качестве отраслевых объединений «шестёрки» и управляются с июля 1967 теми же органами, что и ЕЭС.
Создание ЕЭС отвечало интересам монополий 6 западноевропейских стран, т. к. способствовало укреплению их позиций в рамках сообщества и расширению сбыта их товаров. К началу 1970 торговля внутри сообщества возросла более чем в 6,3 раза по сравнению с 1958. За тот же период торговля ЕЭС с третьими странами увеличилась только в 2,8 раза. 1 июля 1968 проведено последнее (20%-ное) снижение таможенных пошлин во взаимной торговле стран-участниц, положившее начало функционированию в рамках ЕЭС таможенного союза. В других областях задачи, поставленные перед ЕЭС Римским договором, к концу 1969 оказались выполненными лишь частично вследствие постоянных разногласий между странами-партнёрами, особенно между Францией и ФРГ, стремящейся к установлению гегемонии в объединении (например, введение свободного передвижения капиталов между 6 странами, проведение общей политики в области транспорта и т. д.).
Состоявшаяся в декабре 1969 в Гааге конференция глав правительств стран-участниц приняла решение о необходимости дальнейшего экономического сближения 6 стран (Гаагская декларация), в соответствии с которым группой экспертов был подготовлен доклад, предусматривавший создание в течение 1971—80 экономического и валютного союза «шестёрки» (т. н. план Вернера). Реализация этого плана с самого начала натолкнулась на большие трудности, одной из причин которых послужило обострение кризиса международной валютной системы капитализма в 1969—71.
Очагом непрекращающихся конфликтов в ЕЭС является создание общего рынка с.-х. продукции, функционирование которого связано с дополнительными бюджетными и валютными расходами стран-участниц.
Торгово-политические мероприятия ЕЭС вызывают обострение межимпериалистических противоречий не только в рамках самой «шестёрки», но и между этой группировкой и остальным капиталистическим миром. Непосредственным результатом создания ЕЭС явилось возникновение в Западной Европе другого торгово-экономической блока — Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Однако с самого начала существования ЕАСТ его участники во главе с Великобританией выражали желание вступить в ЕЭС. 22 января 1972 после длительных, неоднократно прерывавшихся переговоров было подписано соглашение о вступлении Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии в «Общий рынок» с 1 января 1973.
Правящие круги США поддерживали создание ЕЭС, рассчитывая с его помощью усилить экономическую базу НАТО и сплотить силы западноевропейского империализма в борьбе против мирового коммунистического движения. Однако сообщество превратилось в сильного конкурента США, теснящего их на мировых рынках. Не оправдались надежды и на укрепление НАТО.
Будучи по своему существу государственно-монополистическим объединением, ЕЭС оказалось не в состоянии обеспечить бескризисное равномерное развитие и смягчить классовые противоречия в странах-участницах. Трудящиеся массы шести стран открыто выступают против антидемократического характера ЕЭС, требуют придать ему новое, глубоко отличное от нынешнего, экономическое и социальное содержание, которое отвечало бы интересам широких народных масс. См. также Интеграция.
Лит.: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, «Международная жизнь», 1957, №7; Экономические проблемы «Общего рынка», под ред. Е. Л. Хмельницкой, М., 1962; Чумаков М. П., Финансово-валютные противоречия «Общего рынка», М., 1967; Экономические группировки в Западной Европе, М., 1969; Жебрак Б., Общий рынок: итоги 10 лет, «Мировая экономика и международные отношения», 1968, №7; Максимова М. М. Основные проблемы империалистической интеграции, М., 1971; Annuaire des organisations internationales 1966/67, 11 ed. Brux., 1966.
Б. А. Жебрак.
Большая Советская Энциклопедия М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978
Источник
Итоговый тест по Новейшей истории 9 класс
Итоговый тест по Новейшей истории 9 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 32 задания.
Вариант 1
A1. Для передовых стран мира в начале ХХ в. было характерно сокращение:
1) социальных расходов
2) числа занятых в сфере услуг
3) полномочий представительных органов власти
4) доли сельскохозяйственного производства в общем объеме выпускаемой продукции
А2. Финансирование банками предприятий и участие в управлении ими в начале ХХ в. свидетельствовали о:
1) демократизации общества
2) переходе к массовому производству
3) формировании финансового капитала
4) проведении политики социального реформизма
А3. Особенность развития Италии в начале ХХ в.:
1) большие колониальные владения
2) сильное влияние католической церкви
3) преобладание вывоза капиталов над ввозом
4) наличие двухпартийной политической системы
А4. Консерваторы и либералы в начале ХХ в. являлись сторонниками:
1) революции
2) социального равенства
3) всевластия государства
4) расширения избирательного права
А5. В состав Тройственного союза накануне Первой мировой войны входили:
1) Германия, Австро-Венгрия, Италия
2) Англия, Австро-Венгрия, США
3) Германия, Россия, Франция
4) Англия, Франция, Россия
А6. Участвуя в Первой мировой войне, Германия стремилась к:
1) захвату новых колоний
2) сохранению господства на море
3) захвату проливов Босфор и Дарданеллы
4) освобождению своей страны от захватчиков
А7. Первая мировая война закончилась:
1) 7 ноября 1917 г.
2) 18 июля 1918 г.
3) 3 марта 1918 г.
4) 11 ноября 1918 г.
А8. Понятию «фашизм» наиболее полно соответствует определение:
1) открытая государственная террористическая диктатура
2) однопартийная политическая система
3) установление цензуры печати
4) власть одного человека
А9. В Великобритании, как и в США, в годы экономического кризиса:
1) осуществлялась программа дешевого строительства
2) расширилась система социального страхования
3) сложился тоталитарный режим
4) сократился экспорт
A10. Явление под названием «каудилизм» связано с особенностями политического развития:
1) Индии
2) Китая
3) Турции
4) Латинской Америки
A11. О каком явлении идет речь в отрывке из документа?
Я был удивлён спокойствием, которое там царило. Артиллеристы, которые расположились на Рейне, спокойно смотрели на немецкие поезда с боеприпасами, которые курсируют на противоположном берегу, наши лётчики пролетали над дымящимися трубами завода Саару, не сбрасывая бомб. Очевидно, главная забота высшего командования заключалась в том, чтобы не беспокоить противника.
1) об аншлюсе
2) о блицкриге
3) о «странной войне»
4) о движении Сопротивления
А12. Какое событие в ходе Второй мировой войны произошло позднее других?
1) освобождение Праги
2) начало коренного перелома
3) нападение Японии на Перл-Харбор
4) высадка англо-американских войск в Италии
А13. Решение о демилитаризации и демонополизации Германии после окончания Второй мировой войны было принято на конференции:
1) Ялтинской
2) Генуэзской
3) Тегеранской
4) Потсдамской
А14. Причина ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки:
1) стремление США уничтожить население Японии
2) отказ СССР участвовать в военных действиях против Японии
3) отсутствие у США иных технических средств для разгрома Японии
4) демонстрация США ядерного оружия как средства давления на другие государства
А15. Экономическая помощь США воюющим против Германии странам в годы Второй мировой войны называлась:
1) ленд-лиз
2) репарация
3) маккартизм
4) план Маршалла
А16. Президентом США в 1961-1963 гг. являлся:
1) К. Аденауэр
2) Д. Эйзенхауэр
3) Дж. Кеннеди
4) К. Эттли
A17. Положение экономической теории кейнсианства:
1) полное подчинение экономики государству
2) полная свобода частного предпринимательства
3) сокращение социальных расходов государства
4) расширение социального страхования граждан
А18. Какое понятие иллюстрируют слова из документа?
Самый лучший и надежный способ сделать войну невозможной — это… решить проблему разоружения… Мы считаем, что различия в мировоззрениях не должны портить отношения между странами. Между всеми странами должны быть налажены тесные экономические и культурные связи. Это поможет народам и государственным деятелям глубже знать и лучше пони мать друг друга.
1) разрядка
2) «холодная война»
3) доктрина сдерживания
4) политика умиротворения
А19. Причина бурного экономического роста в странах Запада в 1950-1973 гг.:
1) начало «холодной войны»
2) развитие системы мировой торговли
3) конкуренция между Востоком и Западом
4) процесс дезинтеграции экономики европейских стран
А20. После 1945 г. социалистический строй установился в:
1) Греции
2) Испании
3) Норвегии
4) Польше
А21. «Бархатные революции» в ряде стран Европы в конце 1980-х гг. привели к:
1) ликвидации основ тоталитаризма
2) национализации крупных предприятий
3) установлению власти коммунистических партий
4) установлению командно-административной системы
А22. Страны-участницы совещания в Хельсинки 1975 г. положили начало созданию организации:
1) СЭВ
2) НАТО
3) ООН
4) ОБСЕ
А23. Развитие стран арабо-мусульманского региона в начале XXI в. характеризуется:
1) быстрыми темпами
2) сохранением традиционализма
3) установлением парламентских демократий
4) отсутствием военных переворотов и революций
А24. Для международной интеграции характерен процесс:
1) либерализации мировой торговли
2) усиления протекционизма в экономике
3) внедрения национальной валюты в отдельных странах
4) формирования экономики, независимой от других стран
А25. Выдающиеся архитекторы второй половины ХХ в.:
1) Пикассо, Гаттузо
2) Камю, Сартр
3) Висконти, де Сантис
4) Ле Корбюзье, Нимейер
В1. Расположите в хронологической последовательности международные договоры.
А) Мюнхенский договор
Б) Маастрихтские соглашения
В) Версальский мирный договор
Г) Договор об ограничении ядерного оружия (ОСВ-1)
В2. Расположите в хронологической последовательности периоды развития общества. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) «эпоха угля и стали»
Б) промышленная революция
В) постиндустриальное общество
Г) научно-техническая революция
В3. Какие новые художественные направления возникли во второй половине ХХ в.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) поп-арт
2) романтизм
3) символизм
4) импрессионизм
5) постмодернизм
В4. Какие черты присущи нацистской идеологии? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) популизм
2) либерализм
3) демократизм
4) разделение рас на «высшие» и «низшие»
5) признание интересов личности выше интересов государства
В5. Установите соответствие между датой и событием. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Дата
А) 1919 г.
Б) 1933 г.
В) 1962 г.
Событие
1) создание Лиги Наций
2) Карибский кризис
3) приход фашистов к власти в Германии
4) объединение Германии
В6. Установите соответствие между проблемой и страной. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Проблема
А) борьба между католиками и протестантами
Б) глубокое проникновение мафии в государственный аппарат
В) неравномерность развития западной и восточной части страны
Страна
1) Италия
2) Германия
3) Великобритания
4) Франция
В7. Прочтите отрывок из документа и укажите автора воспоминаний.
По всей стране мужчины и женщины, забытые в политической философии правительства, смотрят на нас, ожидая указаний, что им делать, и более справедливого распределения национальных богатств… Я обещаю новый курс для американского народа. Это не просто политическая кампания. Это призыв к оружию.
Вариант 2
A1. Для передовых стран мира в начале ХХ в. был характерен:
1) процесс урбанизации
2) республиканский строй
3) промышленный переворот
4) рост числа занятых в сельскохозяйственном производстве
А2. Появление банковских монополий в начале ХХ в. свидетельствовало о:
1) концентрации капитала
2) демократизации общества
3) проведении политики социального реформизма
4) создании единого экономического пространства в Европе
А3. Особенность развития Англии в начале ХХ в.:
1) сохранение помещичьего землевладения
2) усиление влияния католической церкви
3) ускорение темпов экономического развития
4) наличие двухпартийной политической системы
А4. Консерваторы и либералы в начале ХХ в. выступали за:
1) реформы
2) революцию
3) социальное равенство
4) всевластие государства
А5. В состав Антанты накануне Первой мировой войны входили:
1) Германия, Австро-Венгрия, Италия
2) Англия, Австро-Венгрия, США
3) Германия, Россия, Франция
4) Англия, Франция, Россия
А6. Участвуя в Первой мировой войне, Великобритания стремилась к:
1) сохранению господства на море
2) сохранению своего нейтралитета
3) захвату проливов Босфор и Дарданеллы
4) освобождению своей страны от захватчиков
А7. Первая мировая война началась:
1) 1 августа 1914 г.
2) 1 сентября 1914 г.
3) 1 марта 1915 г.
4) 1 ноября 1915 г.
А8. Тоталитаризмом называют:
1) ведение агрессивных войн
2) усиление классовой борьбы
3) проведение выборов в парламент
4) всеобщий контроль со стороны государства
А9. Во Франции, как и в CШA, в годы экономического кризиса:
1) сократилась безработица
2) распускались профсоюзы
3) действовало антитрестовское законодательство
4) проводилась политика протекционизма
A10. Появление понятия «гандизм» связано с историей:
1) Индии
2) Китая
3) Турции
4) Латинской Америки
A11. О чем идет речь в отрывке из документа?
Всю ночь генерал Эйзенхауэр мерил шагами свой командирский трейлер в ожидании первых сообщений… Наконец начали приходить первые сообщения. Они были фрагментарны, но говорили об успехе. Командующие морскими и воздушными силами были удовлетворены ходом событий, войска высадились на всех пяти плацдармах. Операция «Оверлорд» про ходила успешно.
1) об аншлюсе Англии
2) о нападении на Польшу
3) об открытии второго фронта
4) о нападении на Перл-Харбор
А12. Какое событие в ходе Второй мировой войны про изошло позднее других?
1) создание антигитлеровской коалиции
2) операция немецких войск в Арденнах
3) атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки
4) вторжение германских войск на территорию Франции
А13. Решение о создании ООН было принято на конференции:
1) Ялтинской
2) Генуэзской
3) Тегеранской
4) Потсдамской
А14. Причина начала коренного перелома в ходе Второй мировой войны:
1) вступление в войну США
2) открытие второго фронта в Европе
3) отказ Японии и Италии от союза с Германией
4) достижение экономического превосходства стран антигитлеровской коалиции
А15. Понятие «демилитаризация» означает:
1) разоружение
2) увеличение численности армии
3) наказание военных преступников
4) восстановление деятельности различных партий
А16. Первый президент Пятой республики во Франции:
1) К. Аденауэр
2) Ш. де Голль
3) Дж. Кеннеди
4) К. Эттли
A17. Положение экономической теории неоконсерватизма:
1) активизация рыночной конкуренции
2) государственное регулирование экономики
3) национализация промышленных предприятий
4) полное невмешательство государства в экономику
А18. Иллюстрацией к какому понятию служат следующие слова?
Это была необычная, нетрадиционная война, осуществлявшаяся преимущественно в идеологической, политической, экономической и технологической сферах с использованием беспрецедентно жестких невоенных и нетрадиционных средств.
1) разрядка
2) экспансия
3) интеграция
4) «холодная война»
А19. Причина мирового экономического кризиса 1974-1975 гг.:
1) истощение запасов нефти в мире
2) исчерпанность возможностей экстенсивного развития
3) предоставление экономической помощи странам третьего мира
4) противостояние двух экономических систем — социализма и капитализма
А20. После 1945 г. социалистический строй установился в:
1) Румынии
2) Финляндии
3) Мексике
4) Индии
А21. К концу 1980-х гг. строительство социализма в ряде стран Европы привело к:
1) модернизации экономики
2) развитию рыночного хозяйства
3) экономическому отставанию от развитых стран
4) созданию самообеспечивающей экономической модели системы
А22. В 1957 г. ряд стран Европы создали организацию:
1) СЭВ
2) Лига Наций
3) НАФТА
4) «Общий рынок»
А23. Развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XXI в. характеризуется:
1) быстрыми темпами развития
2) господством традиционализма
3) установлением тоталитарных режимов
4) приверженностью социалистической модели развития
А24. Для международной интеграции характерен процесс:
1) изоляции от других стран
2) отказа от участия в мировой торговле
3) введения единой валюты в нескольких странах
4) запрещения создания транснациональных предприятий
А25. Выдающиеся кинорежиссеры второй половины ХХ в.:
1) Гоген, Сезанн
2) Уорхол, Раушенберг
3) Висконти, де Сантис
4) Маркес, Борхес
В1. Расположите военные союзы в хронологической последовательности их создания. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) НАТО
Б) Антанта
В) Организация Варшавского договора
Г) Тройственный пакт («Берлин — Рим — Токио»)
В2. Расположите в хронологической последовательности периоды развития общества. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) информационное общество
Б) индустриальное общество
В) промышленная революция
Г) промышленно-технологическая революция
В3. Какие новые виды искусства возникли в конце XIX-XX в.? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) театр
2) гравюра
3) аэрография
4) карикатура
5) кинематограф
В4. Какие черты присущи фашизму? Укажите два верных ответа из пяти предложенных.
1) вождизм
2) демократизм
3) многопартийность
4) развитое гражданское общество
5) сращивание государственного и партийного аппарата
В5. Установите соответствие между датой и событием. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Дата
А) 1919 г.
Б) 1929 г.
В) 1936 г.
Событие
1) распад Югославии
2) начало фашистского мятежа в Испании
3) подписание Версальского мирного договора
4) начало мирового экономического кризиса
В6. Установите соответствие между проблемой и страной. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Проблема
А) Ольстера
Б) расовой сегрегации
В) неравномерности экономического развития Севера и Юга
Страна
1) Италия
2) США
3) Великобритания
4) Франция
В7. В каком году произошло событие, о котором идет речь в отрывке из документа?
Прожекторы, толкотня, ликование. Группа людей уже ворвалась в коридор пограничного перехода, до первого решетчатого заграждения. За ними — пятеро смущенных пограничников… Сознают ли пограничники ГДР, что это сверхохраняемая граница сейчас нарушается. Мы идем дальше… Ноги идут, разум предостерегает. Разрядка наступает только на перекрестке… Лица смеются, язык отказывается повиноваться: безумие, безумие. Световое табло показывает время: 0 часов 55 минут, 6 градусов тепла.
Ответы на итоговый тест по Новейшей истории 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-3
А3-2
А4-4
А5-1
А6-1
А7-4
А8-1
А9-2
А10-4
А11-3
А12-1
А13-4
А14-4
А15-1
А16-3
А17-4
А18-1
А19-2
А20-4
А21-1
А22-4
А23-2
А24-1
А25-4
В1. ВАГБ
В2. БАГВ
В3. 15
В4. 14
В5. А1 Б3 В2
В6. А3 Б1 В2
В7. Рузвельт
Вариант 2
А1-1
А2-1
А3-4
А4-1
А5-4
А6-1
А7-1
А8-4
А9-3
А10-1
А11-3
А12-3
А13-1
А14-4
А15-1
А16-2
А17-1
А18-4
А19-2
А20-1
А21-3
А22-4
А23-1
А24-3
А25-3
В1. ВГАБ
В2. ВБГА
В3. 35
В4. 15
В5. А3 Б4 В2
В6. А3 Б2 В1
В7. 1990
Источник